Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
1 августа 2016, 08:30 • Общество

Самоуправляемые автомобили готовят революцию в жизни людей

Самоуправляемые автомобили готовят революцию в жизни людей
@ Eric Risberg/AP/ТАСС

Tекст: Юрий Караш,
Вашингтон

Специалисты уверяют, что массовое производство полностью роботизированных автомобилей – вопрос недалекого будущего. Это радикально изменит не только систему транспорта и грузоперевозок, но и облик городов. Опытные образцы созданы и довольно успешно функционируют. Что же мешает данной революции свершиться уже сейчас?

В наши дни трудно удивить кого-либо автоматической коробкой передач, круиз-контролем, датчиками фар и дождя или мультимедийной системой автомобиля. Относительно недавно у серийно выпускаемых машин также появились способности самостоятельно парковаться, удерживать место в ряду по ходу движения и автоматически тормозить. Но в контуре управления машиной по-прежнему активную роль играет человек, задавая ей темп движения и направляя в ту или иную сторону. Однако технический прогресс наделяет автомобиль все большим «разумом», превращая его не просто в самодвижущееся, а в самоуправляемое транспортное средство, когда машина без вмешательства человека следует к месту назначения, самостоятельно выбирая маршрут и скорость движения, исходя при этом из необходимости обеспечить в первую очередь безопасность пассажиров. 

Позабыты хлопоты, вкалывают роботы

Вам нужно будет всего лишь нажать кнопку на айфоне с мобильным приложением «Тесла», и ваша машина станет зарабатывать для вас деньги, даже если вы в это время находитесь на работе или в отпуске

В настоящее время в мире, по классификации ресурса Business Insider, обозначились две тенденции в создании самоуправляемых автомобилей: первая направлена на разработку полуавтоматических типа Tesla Model S, вторая – полностью автоматических машин. Полностью автоматические – это те, которые смогут проехать из точки А в точку Б и при этом справляться с различными дорожными ситуациями без вмешательства водителя. Начало массовых продаж таких автомобилей ожидается уже в 2019 году.  

Полностью автоматические машины, в свою очередь, делятся на те, которые требуют присутствия в кабине водителя, и те, которые могут везти одних только пассажиров вне зависимости от того, умеют ли они управлять автомобилем. В течение ближайших пяти лет ожидается поступление в продажу машин именно первого типа. Что же касается автомобилей второго типа, на пути их внедрения стоит множество препон в виде юридических, административных и страховых вопросов, а потому желающим расслабиться во время езды, как дома на диване, придется подождать гораздо дольше.

Классическим представителем полностью автоматических автомобилей является Google Car. Компания Google работает над этой машиной начиная с 2010 года, для участия в разного рода испытаниях была построена уже сотня электромобилей такого типа. Вначале необходимое оборудование, включая сенсоры и программное обеспечение, устанавливалось на серийные автомобили типа «Тойота», «Ауди» и «Лексус», но потом компания разработала специальный небольшой электромобиль, который и получил название Google Car. Своей формой он напоминает увеличенную копию детской игрушки или сильно осовремененный «горбатый» «Запорожец» с некоей штукой на крыше, напоминающей большую полицейскую «мигалку». В этой машине руль и прочие традиционные органы управления вроде педали газа или тормоза даже не предусмотрены. Все, что нужно, – это ткнуть пальцем в точку на навигационном экране – ваш пункт назначения.

#{interviewsociety}Данный тип автомобиля к настоящему времени является беспрецедентной конструкцией. «Мерседес», БМВ и «Вольво» создали машины, которые при определенных обстоятельствах могут ехать без вмешательства человека, но лишь Google Car способен делать это при отсутствии водителя в кабине. Этот электромобиль можно вызвать с помощью смартфона и таким же способом запрограммировать маршрут движения. Он обладает способностью «видеть» вокруг себя на расстоянии до 180 метров, развивает скорость до 40 км/час (распространенный лимит, установленный в центральной части большинства американских городов), а в случае необходимости – до 55 км/час. Это тоже сделано в целях безопасности: если прочие машины едут с превышением скорости, то самое безопасное – это двигаться бок о бок с ними. 

Интересное решение создатели Google Car предложили и для повышения безопасности пешеходов. Каждый обладающий некоторым опытом вождения знает, что иногда люди появляются на дороге буквально из ниоткуда и предотвратить наезд бывает крайне трудно. Дабы минимизировать ущерб здоровью человека, Google Car будет оснащен специальным липким покрытием, которое буквально приклеит человека к капоту. Таким образом удастся избежать отбрасывания на дорогу, что обычно наносит серьезные дополнительные травмы пешеходу. С теми же «амортизационными» целями в Google Car установлено пластиковое лобовое стекло.

Однако езду в автоматическом автомобиле пока трудно назвать удовольствием. Эти машины подобны маленьким детям, которые пока не обладают ни координацией, ни умением рассчитать силу движения. Автомобиль резко разгоняется и так же резко тормозит. Может во время езды вильнуть в сторону от смятого бумажного пакета, лежащего на дороге. Может простоять четыре минуты на неуправляемом перекрестке в ожидании интервала между машинами, соответствующего его пониманию безопасности. Как отмечают создатели «автомата» на колесах, главная задача состоит в том, чтобы научить его человеческой оценке преодолимости тех или иных сложностей или препятствий.

Для проведения испытаний Google Car и других самоуправляемых автомобилей при университете штата Мичиган на средства крупнейших автомобилестроительных концернов и прочих компаний, заинтересованных в создании машин с «мозгами», был построен специальный полигон в виде мини-города, по улицам которого ездят машины без водителей. Единственный обитатель этого городка, участвующий в испытаниях в качестве пешехода, – это человекоподобный робот Себастьян ростом около 170 сантиметров.

Гарри Поттер против автопилота

Но Google Car – это будущее, а компания «Тесла» предлагает пусть и «полуавтоматизированное», но настоящее. Уже упомянутая модель Tesla Model S (самая совершенная и дорогая) обладает функцией, которую сами ее создатели именуют «автопилотом», хотя правильнее было бы назвать «автоводителем». Об этой системе весь мир заговорил в мае этого года, когда в автокатастрофе на «Тесле», двигавшейся под управлением автоматики, погиб ее 40-летний водитель и владелец. Это стало первой аварией данного типа электромобиля, унесшей человеческую жизнь, и первой серьезной аварией на почти 210 миллионов километров, которые «Теслы» проехали в автоматическом режиме. Для сравнения: у обычных, не автоматизированных машин всех типов в США потеря одной жизни происходит в среднем на 150 миллионов пройденных километров. В целом по миру этот показатель еще хуже – чуть менее 100 миллионов километров.

Вскоре стало известно, что водитель, вместо того чтобы следить за дорогой, смотрел фильм про Гарри Поттера. Авария произошла из-за того, что ни водитель, ни автопилот «Теслы» на фоне белесого неба не разглядели поворачивающий поперек дороги белый трейлер и не предприняли попытки затормозить. Создатели Model S признали, что катастрофа произошла отчасти из-за недоработки автопилота. Чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, конструкторы «Теслы» решили разделить радар и видеокамеру машины, которые раньше были объединены в единый смотрящий комплекс. Подобная комплексность перегружала бортовой компьютер, который просто не справлялся с объемом получаемой информации. Теперь главными «глазами» машины станет радар, который без труда видит сквозь дождь, снег, туман и который невозможно ослепить ярким светом.

Однако американское общество защиты прав потребителей посчитало, что компания «Тесла» должна вообще перестать устанавливать на свои машины функцию «автопилот». Данная организация припомнила и другие случаи, когда «Тесла» попадала в аварию (правда, без серьезных последствий) из-за того, что водители использовали автоматический режим движения. В качестве компромиссного варианта общество предложило оставить данную функцию, но чтобы она работала лишь в том случае, если водитель держит руки на руле. Еще одним предложением стал запрет на использование слова «автопилот» применительно к электромобилю «Тесла» как «вводящего в заблуждение и потенциально опасного». Якобы водители чрезмерно расслабляются, полагая, что могут полностью довериться автопилоту. Правда, если вы уберете руки с руля, через пару минут в салоне раздастся звуковой сигнал и на дисплее приборной доски загорится просьба вернуть их обратно. Подобная система, установленная на некоторых моделях концерна «Мерседес», включается уже через 10 секунд после того, как водитель уберет руки с руля.

Глава компании «Тесла» Илон Маск уже отверг рекомендации Общества защиты прав потребителей. По его словам, компания сосредоточит свои усилия не на ограничении возможностей автопилота, а на обучении водителей тому, как им нужно пользоваться.  

Круиз-контроль на «стероидах»

Прочитав данный список ограничений возможностей автопилота «Теслы», трудно не задать вопрос, зачем тогда нужна подобная автоматика?

Трудно сказать, в какой степени компания «Тесла» вводила в заблуждение своих клиентов. Вот некоторые из пунктов инструкции, приложенной к автопилоту, которую водители должны прочитать, прежде чем его использовать:

– Не возлагайте на автоматику задачу своевременного и адекватного торможения, постоянно следите за дорогой и будьте готовы сами затормозить, даже если двигаетесь на малой скорости. 
– Автопилот не может «разглядеть» все объекты вокруг вас или какой-либо стационарный объект, стоящий в полосе вашего движения, а может «увидеть» то, что на самом деле не существует, результатом чего станут неадекватные маневры и торможение автомобиля. 
– Автопилот может ошибочно определить дистанцию до впередиидущего автомобиля, поэтому определяйте и выдерживайте ее сами.  

Кроме того, предупреждает компания «Тесла», работа автопилота может быть затруднена, когда дорога делает крутые повороты, в условиях низкой видимости (снег, дождь, туман), при ярком свете от фар встречного автомобиля или солнца, который ослепляет видеокамерные «глаза» электромобиля, когда запачкано или запотело лобовое стекло, через которое смотрят эти «глаза», или когда запачкан расположенный посреди радиаторной решетки радарный сенсор.

Прочитав данный список ограничений возможностей автопилота «Теслы», трудно не задать вопрос, зачем тогда нужна подобная автоматика? Поэтому, по мнению The Washington Post, автопилот «Теслы» – это пока не более чем круиз-контроль на «стероидах». К слову, официально «Тесла» так свой автопилот и называет: «круиз-контроль со способностью отслеживать дорожную ситуацию» (Traffic-Aware Cruise Control). Эта система удерживает машину в рамках полосы движения, читает дорожные знаки, превышает скорость настолько, насколько вы захотите, замедляет движение, если впередиидущий автомобиль тоже это делает, останавливается, если видит впереди препятствие. Чтобы обогнать, достаточно включить указатель поворота, и машина сама займет соседний ряд, когда сможет. Некоторые считают, что автоматический обгон безопаснее, ибо «Тесла» «видит» вокруг себя на 360 градусов, исключая «слепые» зоны.

#{image=981931}Однако самостоятельно решать, какой выбрать маршрут и как по нему ехать, «по-человечески» глубоко и комплексно оценивать дорожную ситуацию и компенсировать агрессивно-безответственную езду других водителей автопилот пока не в состоянии. Может быть, поэтому, согласно соцопросу, трое из четырех американских водителей испытывают недоверие к автоматическим машинам и лишь один из пяти доверил бы «автомату» на колесах свою жизнь и здоровье. 

При этом слово «автопилот» вызывает устойчивые ассоциации с авиацией, ведь на самолетах автопилоты успешно используются уже многие десятки лет. Однако авиационные автопилоты устроены проще и решают более простые задачи, чем автомобильные. Самолетный «автомат» ведет крылатую машину по заложенному в бортовой компьютер маршруту, сам устанавливает наиболее экономичный режим работы двигателей в зависимости от высоты полета и массы воздушного судна, выбирает оптимальные режимы набора высоты и снижения. Но при расчете и заходе на посадку экипаж должен подсказывать автопилоту, что нужно делать. В случае возникновения нештатной ситуации (такой, как, например, сближение с другим самолетом или нерасчетное приближение к земле) автопилот лишь предупреждает летчиков об опасности, передавая им активную роль по ее устранению. К тому же, в небе больше места, чем на дорогах, там не бывает ситуации, когда тебя «подрезает» рядом летящий борт (если это, конечно, не групповой пилотаж истребителей), когда из-за угла выскакивает другой самолет, когда помехой на дороге является открытый люк или упавшая с грузовика балка. Экипаж может вывести самолет на нужные курс и высоту, после чего убрать руки со штурвала – и самолет без вмешательства людей будет лететь по прямой столько, сколько нужно, что на автомобиле можно сделать только в чистом поле. Наконец, крылатая машина может уйти от неожиданно возникшего препятствия не только вправо или влево, но также вверх или вниз, что дает ей больший, чем у автомобиля, запас по маневру.

Революция в области транспорта

#{intervieweco}По мнению американской финансовой корпорации Morgan Stanley, в мировом наземном автотранспорте обозначились две главные тенденции: первая – это совместное использование личных автомобилей за пределами круга их владельцев, а вторая – самоуправляемые машины. Первая тенденция получила свое воплощение в компании Uber. С помощью смартфона клиент отправляет в автоматизированный узел связи Uber запрос на маршрут, который затем адресуется одному из находящихся поблизости от клиента водителей Uber, использующих свою личную машину в качестве такси. По состоянию на май 2016 года сеть Uber объединила 449 городов в 69 странах, в частности в России.

Что же касается второй тенденции, то при всех «болезнях роста» самоуправляемых автомобилей им, безусловно, принадлежит будущее. Во-первых, с их массовым внедрением автомобильные «пробки» хотя и останутся, исчезнет их наиболее раздражающий компонент – бессмысленная потеря времени: если вы сели в самоуправляемую машину, то можете работать на компьютере, просматривать деловые бумаги, смотреть телевизор или кино. Во-вторых, движение станет намного безопаснее. С одной стороны, самоуправляемые автомобили будут ездить строго по правилам. По некоторым оценкам, после того, как они завоюют городские улицы и автострады, аварий, вызванных человеческими ошибками, станет меньше на 92%. С другой стороны, будет исключено вождение в нетрезвом виде. По мнению специалистов Национального управления США по обеспечению безопасности движения на автомагистралях, благодаря самоуправляемым автомобилям на американских дорогах удастся избежать до 10 тысяч смертей, связанных с употреблением алкоголя.

Третий довод в пользу «автоматов» – их экологичность: все нынешние самоуправляемые автомобили, включая «Теслу» и Google Car, являются электромобилями – и это главная тенденция в создании такого рода машин. Четвертый довод – дешевизна. По оценке Morgan Stanley, стоимость поездки в «электроавтомате» в США может упасть до 25 центов за милю, что в 10 раз меньше стоимости поездки в такси. В 2013 году американский муниципальный транспорт, проехав в общей сложности почти 59 миллиардов пассажиро-миль, затратил на это более 60 миллиардов долларов или 1 доллар и 3 цента на одну пассажиро-милю. По мнению британской финансовой корпорации Barclays, самоуправляемые автомобили, берущие по дороге попутчиков, смогли бы уменьшить эту стоимость до 29 центов за одну милю.

Развивать технологии для передвижения беспилотного транспорта планируется и на российских дорогах

Таким образом, обозначенная Morgan Stanley тенденция к максимально эффективному использованию личного автотранспорта (в том числе для подвоза чужих людей) будет способствовать распространению самоуправляемых такси. Более того, по мнению Business Insider, именно создание такого рода муниципального транспорта станет стратегическим направлением деятельности компании «Тесла», ибо спрос на личные автомобили будет неуклонно падать в связи с ухудшением дорожной ситуации и удорожанием решения проблемы парковки.

Вот как сказал об этом несколько дней назад сам Маск, обращаясь к владельцам будущих полностью самоуправляемых электромобилей «Тесла»: «Вы сможете присоединить свою машину к «флотилии» совместно используемых электромобилей «Тесла». Для этого вам нужно будет всего лишь нажать кнопку на айфоне с мобильным приложением «Тесла», и ваша машина станет зарабатывать для вас деньги, даже если вы в это время находитесь на работе или в отпуске... Это настолько уменьшит стоимость владения автомобилем, что практически каждый сможет позволить себе стать хозяином «Теслы». С учетом того, что личные автомобили используются их владельцами только 5–10% времени суток, экономическая выгода обладания самоуправляемыми машинами будет в несколько раз выше, чем обычными. В тех городах, где потребность в индивидуальной езде превышает возможности жителей иметь личные автомобили, «Тесла» будет эксплуатировать собственную «флотилию» машин, которая позволит каждому воспользоваться ее услугами, где бы он ни находился». 

Развитие самоуправляемого автотранспорта и экологически чистого уже получило поддержку на государственном уровне. В США уже четыре штата – Калифорния, Невада, Флорида и Мичиган, а также федеральный округ Колумбия – разрешили испытания на своих дорогах автомобилей без водителей. В прошлом году британское правительство выделило 20 млн фунтов стерлингов на разработку самоуправляемых машин. Развивать технологии для передвижения беспилотного транспорта планируется и на российских дорогах, о чем газета ВЗГЛЯД уже писала. Однако главной движущей силой этой революции остается частный бизнес.

На самоуправляемых грузовиках – в будущее

Также Маск озвучил намерение «Теслы» начать производство электрических самоуправляемых полугрузовиков и автобусов. В числе тех, кто уже приступил к практическому созданию автотранспорта без водителей, компании Delphi Automotive, «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», «Тесла», «Бош» и «Ниссан». Причем, как видно из этого списка, разработкой «автоматов» на колесах занялись именно компании, известные своими достижениями в области высоких технологий. Рассматривают возможность производства самоуправляемых машин также «Форд», «Ауди» и «Вольво». «Тойота» недавно вложила 1 миллиард долларов в создание искусственного интеллекта для автомобиля. Интерес к разработке и производству самоуправляемых машин проявил и китайский торговый интернет-гигант «Алибаба». Всего же, по оценке американской аналитической фирмы IHS Automotive, объем продаж самоуправляемых автомобилей может к 2025 году достигнуть 250 тысяч штук в год с ростом до почти 12 миллионов к 2035 году. С тем чтобы ускорить переход к эре автомобилей без водителей, некоторые автопроизводители в обозримом будущем намерены предложить установку на обычные автомобили пакета из соответствующего оборудования и программного обеспечения, который превратит их в самоуправляемые транспортные средства. Цена вопроса находится в районе одной тысячи долларов.

Акцент на использовании доступных самоуправляемых электромобилей «общего пользования» может изменить и облик городов. Уменьшится потребность в гаражах и парковочных местах. Люди перестанут стремиться жить в центре, ибо смогут продуктивно проводить время даже в застрявшей в «пробке» машине. Однако другой, менее удостоенный внимания СМИ тип автотранспортного средства готовит еще более радикальную технологическую революцию. Речь идет о самоуправляемых грузовиках, которые уже создаются в США. Ведь тот, кто сидит за рулем «тяжеловоза», не просто водитель. Зачастую он выполняет функции доставщика почты или посылки непосредственно получателю. Это означает, что появление самоуправляемых грузовиков неизбежно даст толчок развитию роботов, которые станут выполнять функции, ранее возлагавшиеся на водителей.

Кстати, данная идея распространилась и на море. Компания «Роллс Ройс» уже приступила к созданию самоуправляемых сухогрузов, которым не нужен будет экипаж. 

Когда самоуправляемые автомобили появятся на дорогах в регулярной эксплуатации, их количество начнет расти в геометрической прогрессии, ибо, как отмечают эксперты, авария «Теслы» со смертельным исходом произошла именно из-за того, что грузовиком управлял человек, а не робот. Если бы грузовик находился под контролем автоматики, она смогла бы «договориться» с автоматикой «Теслы» радиоэлектронным способом, как уже «договариваются» в воздухе системы TCAS самолетов, помогая им избежать столкновения.

Неизбежность завоевания улиц и магистралей «автоматами» на колесах, строго выполняющими ПДД, в целом определена общей тенденцией в развитии автотранспорта, обозначившейся за последние 40 лет, – повышение его экологичности и безопасности. Например, в США начиная с 1970-х годов общий объем движения возрос на 180%, в то же время уровень выброса автомобилями вредных веществ сократился на 85%, а количество ДТП со смертельным исходом на миллиард пройденных миль уменьшилось на 78%. Таким образом, завоевание дорог роботами – это лишь вопрос обозримого будущего.

..............