Честность – не только первый и самый элементарный шаг на пути к справедливости, но и необходимое требование нашей победы. Мы готовы простить многое, но только не вранье. Но прежде всего надо самим перестать врать. В том числе себе.
0 комментариевДело Савченко не сказалось на обменах с Украиной
После возвращения Надежды Савченко Петр Порошенко заявил о подвижках в переговорах о передаче 25 украинцев, находящихся в Донбассе, также он заявил о «договоренностях» по выдаче украинцев Афанасьева и Солошенко, которые, однако, не подтверждают в Кремле. Еще более запутанная ситуация сложилась с передачей находящихся в Крыму украинских осужденных. Киев утверждает, что забрал «всех, кто захотел», Москва насчитала по меньшей мере 16 желающих отбывать наказание на родине.
Пленные
Разные цифры называются. 25 – это только те, кто вошел в последний список на обмен
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что переговоры о передаче еще 25 украинцев, находящихся в Донбассе, подошли к финальной стадии.
«Также продолжаются переговоры, задействованы все ресурсы, начиная от нашей трехсторонней контактной группы, и нормандский формат для того, чтобы вернуть еще 25 украинцев... И мы на финишной прямой относительно условий, сроков и процедуры их возвращения», – передает его слова РИА «Новости» со ссылкой на телеканал «Интер».
Также Порошенко заявил о «предварительных договоренностях», согласно которым Киев рассчитывает на возвращение из России украинцев Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.
«Я далек от того, чтобы сейчас давать какие-либо даты, обещания или называть много фамилий. Могу сказать только, что, по предварительной договоренности, мы должны рассчитывать на возвращение домой Афанасьева и Солошенко», – приводит его слова «Интер».
Правда, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в понедельник не подтвердил договоренности по Солошенко и Афанасьеву.
Афанасьев был задержан ФСБ в Симферополе по делу «крымских террористов» в мае 2014 года, его приговорили к семи годам колонии строгого режима. Другой фигурант этого дела, режиссер Олег Сенцов, приговорен к 20 годам колонии по обвинению в организации терактов в Крыму. 10 лет лишения свободы получил его сообщник Александр Кольченко.
В феврале прошлого года московские правоохранители задержали бывшего директора украинского оборонного завода «Знамя» 73-летнего Юрия Солошенко. Его дело маркировано грифом «Секретно», и подробности не разглашаются. По данным СМИ, он собирался на КамАЗе вывезти на Украину части некоего российского вооружения. Солошенко был задержан в Москве при встрече с «деловым партнером» из Минобороны России. Мосгорсуд приговорил Солошенко к шести годам колонии строгого режима.
От украинской стороны ответственным за переговоры об обмене пленными с ДНР и ЛНР с конца 2014 года выступает Виктор Медведчук.
Пресс-секретарь Медведчука Олег Бовавин рассказал газете ВЗГЛЯД, что 25 человек – это не все украинцы, находящиеся в Донбассе.
«Разные цифры называются. 25 – это только те, кто вошел в последний список на обмен. Если смотреть по разным источникам, то СБУ называет значительно большую цифру, если говорить о тех, чье местонахождение не установлено, то их ненамного больше», – заметил Бовавин.
- Украина отбивается от собственных граждан, желающих покинуть российские тюрьмы
- Украина и ДНР обвинили друг друга в срыве обмена пленными
- Россия только выиграет от обмена Савченко
- Савченко обменяли на Ерофеева и Александрова
- Заявление Минюста о Сенцове похоже на подготовку к обмену
Добавим, что в минувшую среду Порошенко анонсировал сдвиги в вопросах обмена пленными в ближайшие три–четыре недели. Однако после этого полпред ДНР в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Денис Пушилин заявил, что предварительных договоренностей об обмене пленными с Киевом пока нет.
На этом фоне 25 мая президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании осужденной в России по делу об убийстве журналистов ВГТРК в Донбассе Надежды Савченко. После помилования она была доставлена в Киев. В тот же день в Москву прибыли осужденные ранее на Украине по обвинению в террористической деятельности граждане России Евгений Ерофеев и Александр Александров, которые были помилованы президентом Украины Петром Порошенко.
На вопрос о том, повлияло ли «дело Савченко» на переговорный процесс по выдаче других украинцев, Олег Бовавин ответил отрицательно: во всяком случае в той части, в которую вовлечен Виктор Медведчук. «Та часть переговорного процесса, в которой участвуем мы, шла и идет с максимальной интенсивностью все время, – подчеркнул он. – Виктор Владимирович делает все для того, чтобы как можно скорее решить вопросы об освобождении украинских граждан. И после освобождения Савченко он сразу продолжит переговоры в Москве по поводу Солошенко и Афанасьева».
Обмен Савченко на Александрова и Ерофеева Бовавин назвал «безусловно, крупным делом и большим достижением». Савченко, по его словам, стала 400-м украинским гражданином, переданным из Донбасса и из России на родину при непосредственном участии Виктора Медведчука, занимающегося этими вопросами с декабря 2014 года.
Переговорщик с Украиной по поводу обмена пленных со стороны ДНР Дарья Морозова в понедельник была недоступна для комментариев.
Напомним, 18 мая представители ОБСЕ рассказали, что договоренности об обмене пленными не были достигнуты сторонами конфликта в Донбассе. Участники Контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины также констатировали отсутствие прогресса в этом.
При этом представители ДНР призвали отказаться от «малых обменов» и провести обмен по принципу «всех на всех», предварительно объявив амнистию. Обсуждение вопроса амнистии контактная группа решила перенести на следующее заседание, которое пройдет 1 июня.
30 апреля спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин заявил, что из-за действий Украины был сорван обмен, который планировался к Пасхе.
Заключенные
Второй важный вопрос – это украинские заключенные, которые находятся в местах лишения свободы в Крыму, который вот уже больше двух лет входит в состав России.
Проблему подняла в четверг российский уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. По ее словам, Киев не забирает своих осужденных.
«Их не забирает Родина, мы предлагаем. Они совершили преступления как граждане Украины – на территории ранее Украины. И сегодня нет оснований содержать их на территории другого государства, – отмечала она. – Но реакции пока такой не наступило. Очень важно нам их отправить домой».
На что глава минюста Украины Павел Петренко тут же заявил, что Украина забрала из Крыма всех, «кого только смогла», и тех украинских граждан, которые изъявили такое желание. А замминистра юстиции Наталья Севастьянова добавила, что Киев готов забрать всех своих заключенных из Крыма.
В понедельник газета ВЗГЛЯД попросила Татьяну Москалькову прокомментировать реакцию украинской стороны на эту проблему.
«12 мая я лично посетила СИЗО № 1, единственный на весь Крым и расположенный в Симферополе. В нем содержатся в том числе осужденные и обвиняемые граждане Украины. Они сами рассказали мне, и в достаточно эмоциональной форме, о том, что не понимают, почему их содержат там. Ведь преступление они совершили не в России, даже не в Крыму, который тогда был украинским, а на территории основной Украины. У них там родственники... Получив эти жалобы, я обратилась во ФСИН, и выяснилось, что в СИЗО № 1 содержится 16 граждан Украины, которые хотели бы воссоединиться со своими родными», – рассказала она.
По словам Москальковой, ее украинская коллега Валерия Лутковская уже отреагировала на эту ситуацию. Аппараты двух омбудсменов связались друг с другом. На этой неделе Москалькова и Лутковская обсудят сложившуюся ситуацию.
Уполномоченный по правам человека в России добавила, что на тех граждан Украины, которые находятся в симферопольском СИЗО, российский Минюст уже направил документы о переводе украинской стороне. Но процедура по каким-то причинам не увенчалась успехом.
«Кроме каких-то резонансных вещей есть обычные житейские истории, которые тоже требуют разрешения, – отметила Татьяна Москалькова. – Нам сейчас очень важно постараться снять все раздражающие факторы, ведь права человека не носят какой-то политической окраски, не имеют национальности, границ, а уполномоченные по правам человека разных стран всегда могут договориться».
Вопрос обмена военнопленными Татьяна Москалькова предпочла не комментировать. «Это вопросы, которые не входят в мою компетенцию, ими занимаются другие люди. Эта тема уже имеет определенную политическую окраску, и там принимаются принципиально другие решения», – пояснила она.
Омбудсмен не знает, повлияет ли на все эти процессы обмен украинки Савченко на двух россиян. По ее словам, все события так или иначе взаимосвязаны, но опять же это вопрос вне компетенции уполномоченного.