Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2015/7/27/758099.html

Виновники трети аварий в России остаются безнаказанными

Чиновников редко привлекают к ответственности за состояние дорог   27 июля 2015, 18::50
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Текст: Роман Крецул

Каждое третье ДТП в России связано с неудовлетворительным состоянием дорог, заявляют в Генпрокуратуре. Ежегодно нерадивость руководителей дорожных служб становится причиной гибели тысяч людей, но к ответственности их привлекают крайне редко. Способ исправить это положение есть, но в России он почему-то не приживается.

Каждое третье ДТП в России происходит из-за плохого содержания дорог, заявил в понедельник первый заместитель генпрокурора Александр Буксман.

«Только за первое полугодие произошло почти 80 тысяч ДТП, в которых погибло почти 10 тысяч человек, ранено почти 100 тысяч», – сказал он на коллегии ведомства по итогам работы в первом полугодии этого года.

Основная масса аварий, по его словам, происходит из-за человеческого фактора, то есть в результате нарушений правил дорожного движения. «В том числе почти пять тысяч – по вине пьяных водителей. Каждое третье – по причине неудовлетворительного содержания дорог», – сказал он. Иначе говоря, тема пьянства за рулем, столь громкая в СМИ, совершенно не соответствует реальному масштабу проблемы – ведь из-за пьяных происходит только около шести процентов аварий, тогда как из-за плохого состояния дорог – в пять раз больше.

Как раз в понедельник премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить 4,5 млрд рублей на строительство дорог. Эти средства будут распределены между 52 регионами.

В прошлом году на дорогах погибли 26 963 человека. Увеличение числа погибших в ДТП в России началось с конца 80-х, рекордным был 91-й – 37,5 тыс. жертв. После резкого всплеска в начале 90-х (37, 36, 35, 37, 32 тыс.) и до 2007 года число погибших составляло от 27 до 33 тыс. ежегодно. С 2008-го начинается снижение, но небольшое. В последние пять лет этот показатель составлял от 26,5 до 27,9 тыс. погибших.

Согласно статистике МВД, ущерб от ДТП составляет порядка 2,5% валового национального продукта. За последние пять лет ущерб экономике от ДТП составил порядка 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо с объемом расходов на здравоохранение за тот же период.

В последние несколько лет все меры, которые предлагали российские законодатели, сводились к ужесточению наказаний для водителей, особенно тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Однако тема качества дорожного покрытия и ответственности тех, кто должен за ним следить, не удостоилась большого внимания депутатов.

Согласно федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке». Кроме того, пользователи дорог имеют право «получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».

«У нас нет людей, которые отвечают за дороги, – заявил газете ВЗГЛЯД председатель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев. – То, что происходит на дорогах, – это ужас, когда люди мучаются, пытаются доказать даже с документами, что ДТП произошло по вине дорожников».

«Данные, обнародованные прокуратурой, должны послужить началом того, чтобы стали внимательно относиться и к дорогам, и к тем, кто за ними следит. Одно дело – когда Генпрокуратура вынесла какое-то решение, а другое – если бы были возбуждены дела по тем ДТП, которые произошли по вине дорожников. Надо от просто статистики переходить к наказанию виновных», – добавил он.

По мнению Канаева, организации, которые строят дороги, должны брать на себя их ремонт и, соответственно, ответственность на ближайшие годы. «Не нужно искать крайних, опять назначать какую-то структуру, которая отвечала бы. У нас есть федеральное агентство. Нужно, чтобы их привлекали к ответственности, чтобы суды выносили такие решения. У нас очень мало случаев, когда суд встает на сторону потребителя. В основном они защищают дорожников», – констатировал он.

«Стали лучше работать»

Как отметил в интервью газете ВЗГЛЯД бывший глава ГИБДД России сенатор Владимир Федоров, чтобы привлечь дорожников к ответственности, надо правильно оформлять ДТП и записывать, из-за чего оно случилось, «не все валить на водителя». «Хотя понятно, что в Правилах есть «резиновая» статья по скорости – что водитель должен выбирать скорость, в том числе в зависимости от дорожных условий. Тем не менее, если служба Госавтоинспекции записывает, что одним из факторов ДТП являются неблагоприятные дорожные условия, человек имеет право обратиться в суд, и с дорожных контор, которые обслуживают этот участок дороги, получить денежку», – считает сенатор.

При этом он высказал мнение, что число происшествий, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, растет в том числе потому, что служба Госавтоинспекции стала «более тщательно подходить к этому фактору». «В советское время больше 10% происшествий, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, не было – просто плохо фиксировали. В мою бытность доходило до 35%. Сейчас опять этот показатель пошел вверх, но, может, даже не из-за того, что дороги стали значительно хуже, а из-за того, что стали лучше работать и более серьезно относиться к этому фактору аварийности», – рассказал Федоров.

«Рубль – самый мощный стимул»

«К ответственности дорожников привлекают, но очень редко, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – На мой взгляд, главная причина вот в чем. В развитых автомобильных странах миссию привлечения дорожников к ответственности берут на себя страховые компании. И это понятно: они минимизируют свои убытки, предъявляют регрессные иски, возмещая компенсацию, которую выплачивают пострадавшим в ДТП автовладельцам. И таким образом в общем стимулируют и дорожников.

У нас страховые компании этим совершенно не занимаются. Им это неинтересно: это хлопотно, надо ссориться с дорожниками, судиться и т. д. Зачем, когда можно за счет автовладельцев? Надавил на государство и получил нужные тарифы или занизил ущерб для автомобилиста. А государство на все это закрывает глаза».

«Если бы государство стимулировало страховщиков, тогда они бы этим активно занимались, – добавил он. – А гражданину это очень сложно: надо выявлять, доказать, бегать по всем инстанциям. Гаишникам это тоже особенно не нужно.

Если наступили тяжкие последствия, нужно, чтобы это было в протоколе, чтобы была доказана причинно-следственная связь. У прокурорских работников не всегда есть стимул этим заниматься, вникать. Легче всего спустить дело на тормозах, ограничиться привлечением к ответственности конкретного виновного водителя и на этом все закрыть».

«Рубль – самый мощный стимул, – подытожил Похмелкин. – А он может работать только у страховых компаний».

Текст: Роман Крецул