Взгляд
21 мая, суббота  |  Последнее обновление — 05:23  |  vz.ru
Разделы

Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Я эту легкомысленность по поводу жизни в чужой стране замечаю уже давно, задолго до спецоперации – кто-то вдолбил огромной части русской аудитории, что где-то в Европе сплошные сады и земля обетованная. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский рассказал о провале украинской авиации

    Главная тема


    Кого из командиров «Азова» еще предстоит найти и наказать

    экспорт нефти


    Порошенко предложил перекрыть нефтепровод «Дружба»

    высотный БЛА


    Эксперт назвал беспилотник, поставку которого в войска анонсировал Шойгу

    способ передачи


    Вирусолог объяснил высокий уровень заражения оспой обезьян среди гомосексуалистов

    Видео

    новейшее вооружение


    Украина оттачивает военную мощь России

    экономический рывок


    Как Донбасс поможет развитию России

    истребитель четвертого поколения


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    Цены на пшеницу


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    спецоперация на украине


    Как российская артиллерия проламывает украинскую оборону

    конец постмодерна


    Ольга Андреева: Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

    поколенческий разлом


    Игорь Мальцев: Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

    Хвост виляет собакой


    Ирина Алкснис: Украинцев используют как подопытных кроликов

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    «Отказ одной и той же системы»

    В связи с аварией «Протона» обсуждаются несколько версий
       18 мая 2015, 15:50
    Фото: Олег Урусов/ТАСС
    Текст: Роман Крецул

    Вторая за две недели потеря космического аппарата из-за аварии ракеты-носителя стала поводом для обсуждения ситуации в российской космической промышленности. Дошло до того, что в стенах Госдумы говорят о возможной диверсии. В то же время эксперты констатируют, что кризис в отрасли связан с целым рядом факторов.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что все ответственные за аварию ракеты-носителя «Протон» должны «отвечать рублем». «Что касается последствий, то они, очевидно, должны в конечном счете воплотиться в определенные решения – как в административные решения, касающиеся тех, кто отвечает за эту программу, так и имущественные, то есть материальные, решения», – заявил Медведев на совещании с вице-премьерами.

    Первого диверсанта зовут Разгильдяйство, а второго – Непрофессионализм. Вот эти два диверсанта, которые все нам портят

    «Даже при наличии договора страхования ответственность того, кто произвел тот или иной некачественный узел, если это будет установлено, она должна быть еще и материальной. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что помимо персональной ответственности те, кто находится в этой цепочке, должны понимать, что они должны нести и материальную ответственность, то есть они должны отвечать рублем. Это гораздо важнее, чем просто перемещение тех или иных конструкторов из одного предприятия в другое», – сказал глава правительства.

    По его словам, нужно помнить, что, помимо финансовых убытков, есть репутационные издержки.

    Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что субботняя авария повторяет нештатные запуски 1988 и 2014 годов. «Особенность этой аварии в том, что она один в один повторяет то, что произошло в 1988 году и в прошлом году, ровно год назад. То есть отказ одной и той же системы», – сказал он.

    «Системная деградация»

    Ранее в понедельник источник ТАСС сообщил, что комиссия по выяснению причин аварии ракеты «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1 установила две предварительные причины: сильные нагрузки при полете и производственный брак.

    Сейчас члены комиссии изучают узлы и системы третьей ступени, проводят их проверку на стендах и моделируют нештатную ситуацию.

    Накануне Дмитрий Рогозин призвал набраться терпения. «Орать и топать ножками – проще простого. Обывателю это точно понравится, но справиться с аварийностью не поможет», – заявил он. «Вы знаете, почему Королеву удавалось довольно-таки быстро находить дефекты в технике и устранять их? Потому что он никогда не размахивал над головой конструкторов дубиной, а наоборот – поощрял их самих к поиску ошибки», – высказал свое мнение замглавы правительства.

    По его словам, «больше права на ошибку у них нет», причину «надо найти и внести необходимые конструктивные изменения». «А всем согражданам хорошо бы не гнобить спецов, а набраться терпения. Ведь вынули же мы оборонку из кризиса и уже начали гордиться ею. И Росатом у нас отлично работает как по оборонной, так и по гражданской тематике», – заявил он.

    «Аварии – это следствие системного кризиса в отрасли, из которого Роскосмос еще не вышел. Госкорпорация – это единая и четкая ответственность, а также реальная возможность технического перевооружения отрасли и роста денежного содержания высококлассных специалистов. Реформу проведем твердо и последовательно», – констатировал вице-премьер.

    О системном кризисе говорил в понедельник и источник РИА «Новости» в космической отрасли. «Системная деградация при производстве отечественной космической техники, в частности ракеты-носителя «Протон», имевшей в свое время минимальный уровень отказов, налицо. Общая нестабильность в отрасли, невысокая зарплата могли привести к некачественной сборке ракеты-носителя».

    На фоне реформ

    О том, что в отрасли сложилась неудовлетворительная ситуация и дальше так продолжаться не может, говорилось на высшем уровне еще два года назад, после аварии ракеты «Протон» с тремя российскими навигационными спутниками «ГЛОНАСС-М». После той неудачи была объявлена реорганизация ракетно-космической промышленности, сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Но аварии не прекращались. Ровно за год до субботней аварии, 16 мая 2014-го, был неудачно запущен «Протон-М» со спутником «Экспресс-АМ4Р». Тогда Дмитрий Рогозин комментировал ситуацию примерно в том же духе, что и сейчас. «Единственный способ борьбы с аварийностью – последовательное выполнение уже принятых решений по реформе ракетно-космической промышленности», – заявил он.

    Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин согласен с Дмитрием Рогозиным в том, что не следует сейчас делать резких движений, а надо выполнять решения, принятые ранее. Он напомнил, что новый этап реформирования начался лишь в начале этого года, а в апреле президент Путин внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации «Роскосмос». «С учетом длительности и сопутствующих проблем не стоит на себе волосы рвать и тем более шашкой махать. Если приняты решения, надо их выполнять. Авария – это точно не повод для каких-то поспешных действий. Год назад звучали полные иллюзий заявления, что реформа дала результаты, и поэтому количество аварий снизилось. Для тех, кто понимал, было очевидно, что это просто случайность. Сейчас, к сожалению, совпало несколько рисков одновременно. Аварии могли произойти и не в течение двух недель, а быть разнесены по времени. Но так совпало», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

    «Космонавтика – это долгий процесс. Ждать реального улучшения нам надо будет долго, пять, может быть, десять лет», – добавил он.

    Обсуждается диверсия

    Серия нештатных ситуаций в космосе – авария «Протона», потеря корабля «Прогресс» в конце апреля и неудачная попытка корректировки орбиты МКС (в понедельник эту операцию все-таки удалось провести) – стала поводом для обсуждения ситуации в отрасли. Озвучиваются несколько версий.

    Одна из них всерьез поднимается впервые: серия диверсий. Она обсуждалась блогерами в связи с апрельской аварией «Прогресса», когда источник «Интерфакса» сообщил о возможном взрыве при отделении аппарата от третьей ступени. А в субботу после падения «Протона» об этом прямо заявил зампредседателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев. «Несколько лет все пуски были успешными. Сегодня мы видим подряд две аварии двух разных ракет накануне реформы ракетно-космической отрасли. Президент вносит в ГД законопроект о создании госкорпорации «Роскосмос», и сразу падают две совершенно разные ракеты. Здесь надо в первую очередь работать органам госбезопасности и искать причину или вне страны, или внутри отрасли, но именно с точки зрения технической диверсии. Так просто не бывает», – сказал парламентарий «Русской службе новостей». По мнению Дегтярева, чтобы исключить возможность диверсий в будущем, надо активно работать над созданием идеологии работников ракетно-космической отрасли. «Главная составляющая сейчас – идеологическая. Каждый в отрасли должен понимать, зачем он крутит гайки, собирает ракеты или управляет предприятием – чтобы Россия была мощной державой, чтобы обстановка вокруг страны была спокойной, чтобы ракеты успешно выводили спутники и аппараты в космос. Когда в голове будет это понимание, тогда никакими взятками ни из-за рубежа, ни изнутри нас не победить», – считает депутат.

    Депутат Сергей Гаврилов, возглавляющий комитет Госдумы по вопросам собственности, который является профильным по вынесенному на рассмотрение 19 мая президентскому пакету законопроектов о модернизации космической отрасли, выразил надежду, что Следственный комитет и ФСБ «подключатся к рассмотрению данного вопроса». «Но вопрос состоит прежде всего в полной реорганизации деятельности космической отрасли», – сказал он.

    То, что произошло с «Протоном», с «Прогрессом», не является следствием инженерно-конструкторских недоработок этих машин

    Членкор Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш прокомментировал эту версию с иронией. «Вы знаете, у нас в России постоянно действуют два диверсанта, это верно. И более того, все знают их имена. Первого диверсанта зовут Разгильдяйство, а второго Непрофессионализм. Вот эти два диверсанта, которые все нам портят», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

    Нервы

    Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин предположил, что причины ЧП обусловлены психологическим напряжением работников предприятий космической отрасли из-за переходных процессов, сопровождающих реформу отрасли. По его словам, естественно, что у людей в условиях перемен «головы сейчас заняты не тем, как лучше сделать работу, а как остаться на своем месте, какая будет зарплата». «Неопределенность сказывается естественным образом, и никакие драконовские меры – штрафы, суды – не помогут, пока не будет налажен нормальный режим работы и психологическая обстановка», – сказал он РИА «Новости». По его мнению, после переходного периода реформы ситуация улучшится.

    Не научили

    Глава комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко (КПРФ) заявил, что сейчас дают о себе знать 90-е годы, когда не готовились новые кадры для производства.

    Его заместитель Валерий Гартунг придерживается такого же мнения. «С людей, которые сегодня пришли в эту отрасль, может быть, год, два, пять лет назад, с них спрашивать о том, что разваливалось 20 лет, достаточно сложно», – сказал депутат.

    Не интересно

    По словам экспертов, главная проблема даже не в том, что в 90-е был провал с подготовкой специалистов, а в том, что наиболее профессиональные кадры до сих пор неохотно приходят на предприятия. «То, что произошло с «Протоном», с «Прогрессом», не является следствием инженерно-конструкторских недоработок этих машин, – сказал Караш. – Нет, там все в порядке. Хорошо разработанные носитель и корабль. Проблема заключается в том, что лучшие из лучших, как это было в советские времена, в космонавтику не идут. Во-первых, в российской космической отрасли работать творчески неинтересно. Она же не создает абсолютно ничего нового. Постоянно улучшаются советские технологии. Ракета-носитель «Союз» эксплуатируется с 1957 года, через два года ей будет 60 лет. Она все время улучшается – «Союз-М», «Союз-ТМ», «Союз-ТМА», и так, наверное, пока буквы не закончатся».

    Мало платят

    Еще одна причина, по которой лучшие из лучших не идут работать на космические предприятия, по словам экспертов, – относительно низкие зарплаты, которые составляют у рабочих 1520 тыс. рублей.

    «Многие факторы лежат вне пределов отрасли. У нас низкая зарплата и, как следствие, низкая квалификация, не только в машиностроении в космической отрасли», – заметил Андрей Ионин.

    Не хватает гордости

    «Престижа больше нет, – констатировал Караш, говоря о работе в ракетно-космической отрасли. – В советские времена, при всех недостатках советского строя, работа в космической отрасли была очень престижной и рассматривалась как дело первейшей государственной важности. А сейчас у нас в России разве так? У нас сейчас герои – нефтяники, банкиры, газовики, адвокаты, но совершенно не представители инженерно-конструкторских специальностей, и уж тем более те, которые работают в космонавтике».

    «В последние 20 лет воспитание молодежи было построено так, что работа на инженерных специальностях и вообще на производстве считалась уделом лузеров, – считает Андрей Ионин. – Человек должен гордиться своей работой, и это не только зарплата. А это совсем другая история, которая решается другими методами, лежащими за пределами космической отрасли. Это общая проблема в стране. С остальными проблемами, думаю, отрасль как-то справится. Навести порядок на производстве – на мой взгляд, самая простая задача из всех, которые стоят перед отраслью. Команда, которая пришла, умеет решать именно эти задачи. Более сложная задача – встраивание космонавтики в сферу национальных интересов страны, из которых она выпала лет 25 назад. Такие же проблемы есть и в Соединенных Штатах, но там как-то пытаются вернуть космонавтике национальный смысл, чтобы было понятно, что же государство финансирует», – заключил он.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •