Бахтияр Бабаджанов Бахтияр Бабаджанов Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

4 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?

27 комментариев
31 марта 2015, 13:48 • Общество

Россия и США задумались о строительстве окололунной станции

Россия и США задумались о строительстве окололунной станции
@ federalspace.ru

Tекст: Иван Чернов

Несмотря на политические сложности между Москвой и Вашингтоном, а также отказ от совместной разработки новой космической станции на околоземной орбите, сейчас рассматривается другой совместный проект – станция окололунная, сообщили источники в отрасли. Впрочем, опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты усомнились в ее практической необходимости для обеих сторон.

У Роскосмоса и НАСА нет планов создания совместной космической станции на околоземной орбите, но есть планы по поводу лунной орбитальной станции, сообщил «Интерфаксу» источник в российской космической отрасли, знакомый с ситуацией.

Это не мое мнение, это результат расчетов и анализа ситуации

Ранее сообщалось, что глава Роскосмоса Игорь Комаров на пресс-конференции на космодроме Байконур якобы заявил, что Россия и США договорились о совместной разработке новой орбитальной космической станции, но подобные сообщения тут же были опровергнуты в НАСА.

Добавим, что на днях официальный представитель НАСА Дэвид Уивер заявил, что Вашингтон приветствует желание Москвы развивать сотрудничество в области исследования космического пространства.

А в минувшую пятницу в ходе визита на Байконур главы НАСА Чарльза Болдена между американским космическим агентством и Роскосмосом было подписано соглашение о продлении работы МКС до 2024 года. Также сообщалось, что Роскосмос и НАСА подготовят дорожную карту программы по полетам к Марсу и Луне.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, МКС все же «по времени находится несколько ближе, чем лунная орбитальная станция».

«И сама необходимость строительства лунной орбитальной станции весьма сомнительна, – отметил эксперт. – Европейцы уже разработали такой эскизный проект, буквально картинки только на тему вариантов ее развития. Но если мы ставим задачу продвижения человечества в космос, то следующим этапом не орбитальная лунная станция должна быть, а сразу высадка на Луну и построение базы на ее поверхности».

По словам специалиста, орбитальная лунная станция «в силу чисто физических причин становится излишним элементом».

«Она имеет очень медленную и неудобную орбиту для того, чтобы синхронизировать потоки при полетах на Луну с движением станции – редко такое случается, что станция будет оказываться в нужном месте. И только в весьма далекой перспективе, уже после того, как на Луне уже будет функционировать полноценная база, может понадобиться еще и орбитальная лунная станция. Ее можно использовать как накопитель грузов, причем она может быть даже в беспилотном варианте. Но это очень далекая перспектива, следующие полстолетия», – предположил он.

В будущем такая лунная орбитальная станция, по словам Моисеева, может состоять из нескольких грузовых модулей, а также манипуляторов для разгрузки и модулей автоматической стыковки. Но ее размеры и состав могут варьироваться в зависимости от задач, грузопотоков и размеров базы на Луне.

«Есть такие двигатели – электроракетные, которые имеют очень малую тягу и очень медленно передвигаются по орбитам. Но зато им нужно существенно меньше топлива, и тогда можно с помощью таких вот буксиров осуществлять неспешные грузоперевозки по спирали между орбитами Земли и Луны. Так будет более выгодно. Для этого, в основном, орбитальная станция вокруг Луны и нужна», – объяснил Моисеев.

Также эксперт добавил, что отсутствие острой необходимости в лунной орбитальной станции в настоящее время признано не только им. «Была соответствующая дискуссия, в которой я участвовал. Это не мое мнение, это результат расчетов и анализа ситуации. Также я знаю, что на научно-техническом совете Роскосмоса, когда говорили о ближайших задачах, лунная орбитальная станция среди самых насущных не фигурировала», – добавил он.

Технически, по словам эксперта, Россия могла бы построить такую станцию даже в одиночку. Это было бы сложнее сделать, «примерно втрое сложнее в сравнении с МКС», но могла бы. Вопрос лишь в экономической целесообразности и вообще необходимости такого решения.

Что же касается сотрудничества в космосе России и США, Моисеев отметил, что пока в основном только МКС связывает крепко две страны, и «выход из проекта одной из сторон существенно ухудшит дело». Что будет дальше, покажет время.

В свою очередь член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, профессор американского Университета им. Хопкинса Юрий Караш заявил газете ВЗГЛЯД, что утечки о планах по строительству совместно с американцами окололунной орбитальной станции – это просто слова.

«Все это мне немного напоминает истории про барона Мюнхгаузена. Сначала слышались заявления, что Роскосмос и НАСА якобы собираются совместно строить новую станцию на околоземной орбите, что они заинтересованы в российской национальной станции, потом, естественно, никакого подтверждения со стороны НАСА не было и т.д.» – напомнил эксперт.

Нынешние заявления Караш назвал попыткой Роскосмоса «создать впечатление о том, что российская космонавтика настолько хорошо развивается и представляет настолько большой научно-технический интерес для американцев», что они просто не могут не быть заинтересованы в создании совместно с ней новой станции, теперь уже окололунной.

Факты же, по словам Караша, следующие. Кроме как к МКС российским космонавтам пока что летать некуда, и если Россия до 2020 года, как планировалось раньше, вышла бы из этой программы, ей пришлось бы, как в 1960-е, снова летать на несколько дней на орбиту на «Союзах». Но это большой шаг назад, поэтому и было принято решение совместно с американцами и другими партнерами по МКС эксплуатировать ее до 2024 года, практически до крайнего срока ресурса ее работы.

Лунная же орбитальная станция, по его словам, не нужна ни России, ни Америке.

«Зачем летать вокруг Луны и смотреть на безжизненный пейзаж, который совершенно не меняется со временем? Никому, в том числе и НАСА, не нужна эта затея в принципе», – убежден он.

Что касается российско-американского сотрудничества, Юрий Караш отметил, что для этого нужны две фундаментальные вещи. Во-первых, благоприятная политическая ситуация, чего сейчас не наблюдается. И во-вторых, нужно говорить о том, что конкретно Россия может внести в совместный проект.

«В случае с совместным проектом «Союз–Аполлон» Россия внесла технику – корабль «Союз». В случае с МКС Россия внесла целую триаду: технику – несколько модулей станции, технологии – российские инженеры и конструкторы участвовали в проектировании МКС и, наконец, свой опыт эксплуатации орбитальных станций. К тому времени Россия уже гоняла на орбите семь орбитальных станций, и ни у кого больше подобного опыта не было. Теперь же, как мы знаем, США четко поставили своей целью покорение дальнего космоса за пределами лунной орбиты. Что конкретно Россия может дать Америке для реализации этих планов? Я не знаю», – заключил он.

Напомним, что в феврале этого года Роскосмос высказался за создание на орбите вокруг Земли собственной станции. Кроме того, на 2030-е годы был запланирован пилотируемый полет на Луну. Все эти заявления прозвучали в рамках научно-технического совета Роскосмоса и формально носили лишь рекомендательный характер, но эксперты отмечали, что принципиальные решения о векторе развития отечественной космонавтики, тем не менее, были заданы.

В мае прошлого года на фоне охлаждения отношений между Москвой и Вашингтоном и введения санкций курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС до 2024 года, как предлагают США, а деньги для станции перенаправит на другие космические проекты.

В ноябре бывший тогда руководителем Роскосмоса Олег Остапенко сообщил главе НАСА Чарльзу Болдену, что окончательное решение о продлении или непродлении эксплуатации МКС до 2024 года будет принято Россией до конца года.

Тогда же специалисты сообщали, что Россия через несколько лет может начать развертывать собственную высокоширотную орбитальную станцию. Причем звучало мнение, что для нее может быть использовано несколько модулей от МКС.

До того создание Россией собственной космической станции было вопросом дискуссионным. Предлагались и другие варианты развития событий. Например, в январе прозвучало предложение сделать новую станцию совместно с Китаем и Индией.

12 марта замначальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Владимир Митин отмечал, что Россия в ближайшее время намерена уделять большое внимание лунной программе и собирается реализовывать ее совместно с новыми партнерами. С какими именно, он тогда не уточнял.

..............