Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
8 декабря 2015, 23:21 • Общество

«Привычный советский сценарий возведения границ»

Идея обязательного распределения выпускников вновь начала обсуждаться

«Привычный советский сценарий возведения границ»
@ Бобылев Сергей/ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев

Вновь начала обсуждаться идея возродить советскую практику ограничения отъезда за границу студентов, бесплатно получивших в России высшее образование. Ее поддерживают и некоторые политики, и даже представители руководства вузов. Спор идет о том, возможно ли эту идею в принципе реализовать в современном, гораздо более свободном обществе.

В российском парламенте во вторник заявили, что размышляют над законодательными мерами, которые позволят регулировать массовый отъезд выпускников российских вузов за границу.

В Китае, который все еще считается коммунистическим, нет ни одного бюджетного места ни в одном вузе!

«Тема тонкая, ее надо обсуждать, и, возможно, потребуются какие-то законодательные инициативы по этому поводу», – сказал член Совета Федерации, член высшего совета «Единой России» Николай Булаев. Как уточнил ТАСС, Булаев в качестве модератора вел во вторник в Госдуме заседание трех платформ партии.

Сенатор обратил внимание на показатели эффективности работы вузов. «Есть такой показатель – количество людей трудоустроенных», – пояснил он. «Как считать тех студентов, которые отучились и массово уехали за границу?» – спросил Булаев. По его словам, на заседании межведомственной комиссии по мониторингу эффективности вузов уже обсуждался вопрос о том, как оценивать вузы, выпускники которых уехали работать за границу. Количество трудоустроенных выпускников является одним из критериев образовательных организаций, напомнил Булаев.

«Понятно, что это не экспорт образовательных услуг, а скорее наоборот. Как быть с оценкой эффективности деятельности этих высших учебных заведений, которые в заметном объеме работают не на экономику России? – риторически спросил Булаев. – Тема тонкая, понятно, что ее тоже надо обсуждать, здесь могут потребоваться и какие-то законодательные инициативы».

Сам Николай Булаев во вторник вечером отказался из-за занятости дать комментарий газете ВЗГЛЯД. Некоторые издания истолковали его слова как призыв прямо ограничить свободу передвижения для выпускников. Так, МК процитировал Булаева под заголовком «Единая Россия» собралась усложнить выпускникам вузов выезд за границу» и привел данные сайта Career.ru, опубликованные в прошлом году, согласно которым за границу хотели бы уехать жить и работать 77% выпускников вузов.

Впрочем, эксперты предположили, что речь, скорее всего, вновь пойдет о возвращении к советской системе распределения. Напомним, такие предложения последний раз звучали два года назад. Как писала газета ВЗГЛЯД, депутаты Госдумы анонсировали тогда проект закона «О первом рабочем месте», который фактически восстанавливает практику обязательного распределения выпускников вузов, пишут в пятницу. Однако закон в итоге так и не был принят.

«В этих сферах такое условие выдвигать смешно»

#{interviewsociety}«Перед теми, кто прошел обучение на бюджетной основе, должен быть поставлен вопрос об обязательной отработке, как было раньше – по распределению. Это непросто. Есть специальности, где избыток специалистов. В этих сферах такое условие выдвигать смешно, это будет выглядеть как наказание», – пояснил газете ВЗГЛЯД бывший вице-премьер и глава аппарата Счетной палаты, ныне – проректор МГУ Сергей Шахрай.

«Что касается экономистов и юристов и представителей тому подобных профессий, то здесь уже вопрос не к выпускникам, а к государству. Не надо выдавать столько бюджетных мест вузам! Есть таланты, есть социально незащищенные семьи, поэтому какой-то минимум нужен. Пять–семь процентов, а не 50–70 процентов, как сейчас. Иначе это неэффективное расходование государственных средств», – посетовал Шахрай.

Проректор не исключает, что срок может составлять, как и в советское время, три года. «Но это еще надо публично обсуждать. Это не тот вопрос, который депутаты или чиновники должны быстро решать. Он касается миллионов. Разумеется, молодой человек об этом должен знать еще при поступлении, он должен заранее под этим подписываться. И в основе распределения может лежать, тем не менее, контракт, условия, на которых москвич, например, поедет на Камчатку или в Якутию. Это обеспечение жильем, повышенные зарплата и социальные гарантии», – перечислил Шахрай.

«В других странах эта проблема решается иначе. В Китае, который все еще считается коммунистическим, нет ни одного бюджетного места ни в одном вузе! Не только вузы, но и 10–11-й классы в школе уже платные. Поэтому там вопрос так вообще не стоит. Западные страны решают этот вопрос предоставлением льгот и компенсаций. Есть система банковских кредитов. Там бесплатно могут учиться юноши, прошедшие военную службу по контракту».

Что касается стран типа Германии, где учеба в большинстве университетов остается очень дешевой или даже бесплатной – благодаря поддержке государства, то Шахрай уверен: рано или поздно и там встанет такой же вопрос о компенсации.

«Студенческий союз – против»

«Нет вообще такого понятия «бесплатное обучение», – решительно возражает Алексей Крапухин, зампред Российского студенческого союза. – Студенты, которые поступили благодаря своим знаниям на бюджетные отделения, – это привилегированная категория. За них заплатили не только их родители, но и все налогоплательщики страны – и граждане, и компании».

Студенческий союз, по словам Крапухина, против таких предложений в принципе. «Если талантливый выпускник уезжает за границу, то никакими ограничениями мы его все равно не остановим. Даже если будут введены такие репрессивные меры, то студент все равно найдет лазейку. Если уж его пригласила крупная корпорация и предложит высокую зарплату, возможности для развития его научного и профессионального потенциала, он все равно уедет», – предупредил Крапухин.

«Чтобы снизить утечку мозгов, нужно создавать условия у нас в стране, например развивать технопарки, научные городки. Вот, например, мы знаем про «Иннополис» в Казани, «Сколково» развивается. Молодым ребятам, которые хотят создавать свой наукоемкий бизнес, нужно давать удобные кредиты, повышать зарплаты научным работникам, закупать новейшее оборудование», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Примечательно, что в тот же день стало известно, что сама Москва вошла в топ-50 лучших городов мира для зарубежных студентов. Это следует из рейтинга Best Student Cities 2016 компании QS.

Рейтинг опубликован на сайте QS. Москва в нем заняла 43-ю строчку, обогнав такие города, как Вашингтон (45), Квебек (55), Осло (60), Рим (61) и Варшава (63). Первое место в качестве самого привлекательного города для студентов занял Париж, второе – Мельбурн, третье – Токио. Замыкают пятерку лидеров Сидней (4) и Лондон (5). В рамках рейтинга рассматривались 116 крупных городов с числом жителей свыше 250 тыс., где есть как минимум два университета, попавших в тот же рейтинг. В частности, отмечается на сайте рейтинга, несмотря на дорогую аренду жилья, в столице России обучение в среднем стоит дешевле, чем в других городах ($5,7 тыс.), и проживание и питание также недороги – например, бигмак в Москве стоит $1,88, более чем вдвое дешевле, чем в Париже ($4,49).

Свобода лучше несвободы

Академик Российской академии образования, завкафедрой психологии личности МГУ, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов согласен, что страна сталкивается с тяжелейшей проблемой – утечкой мозгов.

«В итоге можно выбрать, грубо говоря, две разные стратегии. Первая – создавать такой рынок труда, на котором молодой человек понимает, что он нужен, имеет социальный престиж, мотивацию и материальное стимулирование. Эта стратегия достаточно сложна», – признал Асмолов. «Вторая стратегия касается тех или иных ограничений. Эта стратегия, как правило, приводила к тому, что люди чувствовали себя невостребованными», – сказал Асмолов газете ВЗГЛЯД.

«Я помню, в 1970–1972 годы, когда пошла большая волна эмиграции, власти требовали платить за полученное высшее образование в вузе. Эта система стала одной из причин введения поправки Джексона – Вэника. Позднее советские власти отменили эту систему, но, разумеется, по собственным соображениям», – напомнил он.

«Выбор, который предлагает один из достаточно профессиональных образовательных политиков Николай Булаев, связан с реальным пониманием ситуации. Как это ни грустно, но он не видит, как создать условия, при которых молодые люди захотели бы сами остаться в нашей реальности. И тогда возникает привычный советский сценарий возведения тех или иных границ – границ, где стоят реальные пограничники, или незримых юридических барьеров». По словам эксперта, этот путь ему не кажется перспективным.

Конечно, если молодого учителя отправляют в Якутию учить детей в маленьком поселке, это, в принципе, благое, полезное дело, соглашается Асмолов, и в таком случае молодой человек тоже чувствует, что он значим. «Вместе с тем каждый раз, когда современной личности, живущей в мире множественности, предлагают ту или иную модель крепостного права, она для себя решает, быть ей крепостной или нет. Ценность свободы остается очень высокой в мотивах поведения», – напомнил директор института.

..............