Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2015/12/11/783361.html

Российский автопром оказался зависим от Турции

В Петербурге размещены заводы компаний Toyota, Nissan, Hyundai, Scania, MAN   11 декабря 2015, 21::55
Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости»
Текст: Роман Крецул

Особый режим проверки на таможне турецких товаров привел к тому, что на границе надолго стали задерживать критически важные комплектующие для российских заводов. В мэрии Петербурга забили тревогу, предупредив, что без них могут остановиться крупнейшие городские автопредприятия. В ФТС заявили, что «приняты дополнительные меры».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан обратился в Федеральную таможенную службу с просьбой решить проблему поставок турецких комплектующих для предприятий автомобильного кластера и машиностроительной отрасли города.

В аппарате вице-губернатора сообщили, что предприятия и их поставщики обратили внимание властей на то, что после введения экономических мер в отношении Турции увеличились сроки оформления грузов, которые поступают из этой страны. При этом полному досмотру подвергаются и товары, не входящие в перечень санкционной продукции.

Вице-губернатор пишет, что после указа президента о санкциях против Турции российские автопредприятия и их поставщики столкнулись с большими задержками в оформлении грузов, которые ввозятся из Турции.

«В обстоятельствах сохранения негативной ситуации, связанной с неполучением грузов и нерегулярностью поставок комплектующих и сырья, предприятия будут вынуждены в ближайшее время остановить действующие производства», – предупреждает чиновник.

Еще в ноябре, после атаки на российский Су-24, сообщалось, что российским таможням поручено проверять импорт из Турции в максимально жестком режиме, что означает очень сильное увеличение сроков прохождения товаров через таможню.

В Петербурге размещены заводы компаний Toyota, Nissan, Hyundai, Scania, MAN и ряд производителей автокомпонентов. Совокупная мощность действующих автосборочных производств, расположенных в городе, составляет почти 400 тысяч автомобилей в год, доля Петербурга в автопроизводстве страны составляет от 22 до 24%. Какую долю в производстве машин занимает турецкий импорт, в Смольном не уточнили.

Согласно данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», заводы Toyota, Nissan, Hyundai и General Motors в Петербурге за январь – сентябрь 2015 года выпустили 222,8 тыс. легковых автомобилей. Это на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В сентябре на автозаводах Санкт-Петербурга выпускалось семь моделей автомобилей: Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Toyota Camry, Hyundai Solaris и Kia Rio.

«Моих запасов хватит до 21 декабря, если российская таможня не начнет пропускать товары, завод Toyota встанет», – приводит петербургское издание «Фонтанка» слова одного из поставщиков.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям города Максим Мейксин сообщил, что перебои с поставками могут остановить производство.

«Турецкие комплектующие занимают незначительную долю в производимой продукции, но играют ощутимую роль в кооперационной цепочке. Предприятия имеют запас буквально на несколько дней работы, поэтому задержки на таможне могут остановить производство», – сказал он ТАСС. По его словам, турецкие комплектующие можно заменить поставками из других стран, но на это потребуется не менее двух месяцев.

Глава промышленного комитета отметил, что власти города находятся в постоянном диалоге с руководством Федеральной таможенной службы, которое пообещало в ближайшее время нормализовать ситуацию.

Позднее в пятницу Мейксин сообщил, что состоялся телефонный разговор с руководством ФТС, которое заверило, что таможенники уже начали пропускать товары.

В ФТС, в свою очередь, сообщили, что «приняты дополнительные меры по обеспечению ввоза товаров и комплектующих для предприятий отечественной промышленности», передает «Интерфакс».

«Я не склонен предполагать, что могут быть предприняты избыточные меры, которые ограничивали бы поставку товаров, против которых не введены никакие санкции, – заявил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. – Полторы недели назад я разослал на предприятия автопрома запрос с просьбой предоставить информацию о том, насколько они связаны в рамках производственных операций с турецкими производителями. От ряда предприятий была получена эта информация. Связи существуют. До принятия решений профильного министерства или руководства правительства самостоятельные меры надзорными органами вряд ли могли предприниматься».

«Думаю, что позиция российского правительства, достаточно выверенная, могла бы в таких шагах выражаться. Наше правительство не склонно принимать непродуманные меры, тем более те, которые могли бы нанести ущерб российскому производителю. А вот системно проработать вопрос импортозамещения, поскольку создание рабочих мест является приоритетной задачей – об этом, конечно, стоило бы задуматься», – добавил он.

Текст: Роман Крецул