Взгляд
4 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 00:01  |  vz.ru
Разделы

Краткая история украинского сепаратизма

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Украинский сепаратизм и национализм стали реальной политической силой сразу после Февральской революции 1917 года. Но начался он еще в XIX веке, когда население этой части Российской империи стало объектом хитроумных махинаций поляков и австрийцев. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

России надо следить за Норвегией

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
История с блокировкой Норвегией снабжения российских поселков на арктическом архипелаге Шпицберген заставила обратить внимание на соседнее с нами северное королевство. Есть устойчивое ощущение, что мы его недооцениваем. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Железный занавес ударит по Европе больше, чем по России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Евросоюз принял решение отгородиться от России – экономически, политически и даже культурно. Но вопрос в том, кому от этого хуже. Есть подозрение, что не России. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В ЛНР заявили о начале боев за Северск

    Главная тема


    Турция опозорилась со своим первым авианосцем

    деоккупация донбасса


    Шойгу доложил Путину об освобождении ЛНР

    170 км от Петербурга


    Эксперт оценил планы Финляндии разместить базу НАТО в Южной Карелии

    «женщины могут творить зло»


    Глава МИД Британии поспорила с мнением Джонсона о Путине и женщинах

    Видео

    «редкая порода»


    Командовать войсками НАТО в Европе выбран знаток червяков и России

    распад страны


    Шотландия огорчит врагов Великобритании

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    Углеводородная война


    Глеб Простаков: Газ наконец стал геополитическим оружием России

    Призрачный мир


    Игорь Караулов: Когда настанет время для переговоров с Украиной

    Война уравнений


    Владимир Прохватилов: Военная математика на стороне России

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    «Урок – это как поле боя»

    Сергей Волков, главный редактор газеты «Литература», учитель словесности школы № 57
    На низкие результаты школьников на экзамене по русскому языку обратили внимание на высшем уровне
       6 июля 2014, 10:15
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Роман Крецул

    «Если зарядить ученика на то, чтобы он наблюдал за тем, что происходит в современном русском языке, то можно делать очень интересные проекты», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД учитель русского языка и литературы, член Общественной палаты Сергей Волков, комментируя инициативу Рособрнадзора разобраться с программой преподавания русского языка в средней школе.

    Рособрнадзор создает рабочую группу по вопросам совершенствования преподавания русского языка. Поводом послужили низкие результаты ЕГЭ по русскому языку, из-за которых пришлось даже понизить требования – иначе около 30 тысяч учеников не получили бы аттестат.

    Боюсь, что единообразию будут подвергаться и те элементы, которые не должны

    «Анализ работ ЕГЭ по русскому языку нас беспокоит, в настоящее время мы проводим анализ всех статистических данных, которые к нам поступают. По инициативе (главы Рособрнадзора – прим. ВЗГЛЯД) Сергея Кравцова будет создана рабочая группа по совершенствованию преподавания различных предметов, в том числе русского языка», – сообщила руководитель Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

    По итогам работы группы в регионы будут направлены соответствующие рекомендации, на основе которых можно будет модернизировать программы обучения.

    Накануне президент Владимир Путин заявил, что низкие результаты экзамена – «повод еще раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованию к качеству работы преподавателей». Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать ситуацию учителя русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57, члена комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования Сергея Волкова.

    ВЗГЛЯД: Сергей Владимирович, вы согласны с тем, что преподавание русского языка в российских школах нуждается в совершенствовании?

    По мнению Сергея Волкова, методики преподавания должны быть пересмотрены (фото: из личного архива)

    По мнению Сергея Волкова, методики преподавания должны быть пересмотрены (фото: из личного архива)

    Сергей Волков: Совершенствование – дело хорошее в любой сфере. Главное, чтобы этим словом не назвали процессы, которые совершенствованием не являются, а являются чем-то другим. Поэтому все зависит от целей, которые будут поставлены, и от конкретных людей, которые в эту группу будут входить.

    Если под этим лозунгом сейчас будет усиливаться работа по созданию, например, единых учебников и приведению всего к одному знаменателю в надежде на то, что один знаменатель даст необходимое качество, я очень в этом сомневаюсь.

    ВЗГЛЯД: Почему?

    С. В.: Есть вещи, которые можно стандартизировать или закрепить как какие-то константы. А есть вещи, которые этому не поддаются. Например, последовательность читаемых произведений. У одного учителя они могут быть объединены одной, у другого – совсем другой. Они примагничиваются разными сторонами, всплывают в разное время. Часто бывает, что в одном классе нужно одно, в другом – другое. Потому что урок – это как поле боя. Нельзя где-то один раз и навсегда написать схему. Командир в окопе по ситуации видит, когда и что надо делать.

    Если нам напишут учебник, где предложат, скажем, единообразное толкование текстов или выберут какую-то одну лингвистическую теорию – а ведь в языке есть много вещей, толкуемых по-разному, – то это будет большая беда. Потому что в учениках надо в том числе воспитывать многомерность взглядов. Должны быть разные точки зрения.

    ВЗГЛЯД: Но разве возможно полное отсутствие единообразия в преподавании?

    С. В.: Я боюсь, что единообразие коснется именно точек зрения и методических подходов. Единообразие может касаться набора единиц. Например, ребенок должен прочесть 50 произведений русской классики, из них 25 или 30 определенных, а остальные на выбор.

    Или ребенок должен знать названия частей речи. Очень хорошо. Но только надо не забывать, что в лингвистике нет единого взгляда на то, сколько у нас частей речи и как их выделять. А если нам напишут учебник, в котором их будет выделено столько-то и они будут названы именно вот так, то это будет искажение. Поэтому я очень боюсь, что единообразию будут подвергаться и те элементы, которые не должны.

    ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете уровень ваших коллег в целом?

    С. В.: У нас есть блестящие учителя, есть замечательный опыт, который накапливается в разных регионах нашей страны. Есть профильные издания, которые этот опыт транслируют. И рядом с этим, как и в любой сфере, есть устаревший подход, или формальный.

    Если опросить школьников, какие предметы у них любимые, окажется среди них русский язык? Будет он хоть вторую или третью строчку занимать? На мой взгляд, ни за что. Никогда. Почему, спрашиваю я? Почему русский язык связан у школьников со скукой? Почему он не преподается интересно? У нас нет этих резервов? Есть, полно.

    Ученик не будет осваивать язык, если ему не будет это интересно. А в школьных программах ученик должен, условно говоря, изучить 28 типов придаточных предложений. Там часто присутствуют классификации, оторванные от реальности, многое посыпано пеплом скуки. На мой взгляд, конечно, программа нуждается в живом наполнении, потому что язык – это вещь ужасно живая и очень интересная. Он живет, изменяется. Если зарядить ученика на то, чтобы он наблюдал за тем, что происходит в современном русском языке, то можно делать очень интересные проекты.

    Но то, что сейчас преподается в школе как русский язык в массовом своем варианте, заточено на ЕГЭ. А ЕГЭ, к сожалению, экзамен формализованный и очень шаблонный. И фактически ученики усваивают этот шаблон, потом ЕГЭ проходит, и этот шаблон разваливается у них в мозгах, выветривается, потому что он больше ни на что не нужен, только на то, чтобы сдать экзамен. В результате этот формализм пронизывает изучение русского языка все глубже и глубже, потому что к ЕГЭ начинают готовиться все раньше и раньше.

    ВЗГЛЯД: Отдельное внимание чиновники пообещали уделить повышению квалификации учителей. Что, на ваш взгляд, следует сделать в этом направлении?

    С. В.: Повышение квалификации должно происходить, опять же, живо и у тех людей, кто реально умеет это делать. В этом смысле у учителя должна быть для этого свобода и право выбора. А если повышение квалификации будет отдано на откуп государственным структурам, в которых часто оседают совсем не лидеры этого дела, а просто люди, которые там почему-то работают: может быть, они в школе устали, может, их школы и не хотели.

    Учить учителей должны лучшие. А где их взять, непонятно. Кроме того, у нас нет оценки экспертного сообщества. У нас нет списка, нет карты страны, по которой было бы понятно, где сильные учителя. Куда мне пойти в интернете, чтобы посмотреть топ-100 учителей? У нас нет такого ресурса. У нас нет никаких оригинальных механизмов, чтобы это оценить. Школы и университеты рейтингуют, а с учителями это очень трудно.

    Мне кажется, можно составлять рейтинг путем опроса коллег. Это очень интересный ход, когда вы спрашиваете, например, фотографов: назовите пять авторитетов в вашей области. И когда опрошено 500 фотографов, выясняется картина, кто, с точки зрения фотографов, лучший здесь. Нужно сделать так с учителями, чтобы было понятно, кто у нас пять лучших учителей русского языка и литературы в Брянске, или 10 в Новосибирске, или 50 в Москве – по мнению их коллег, а не потому, что у них есть звания, или они получили премии, или они кем-то назначены в придворные учителя. Только тогда у нас будет внятное сообщество.

    Сейчас готовится год литературы. И вообще-то хорошо бы собрать всероссийский форум учителей литературы. Это было бы хорошее дело. Но у меня сразу встает вопрос: кого на него звать? Надо, чтобы приехали лучшие учителя страны, как их найти? Если бы у нас был такой рейтинг, можно было бы понять, к кому обращаться.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •