Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
17 июня 2014, 17:15 • Общество

С новой попытки

Американцы работают над заменой российского РД-180

С новой попытки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

В США началась очередная попытка скопировать одно из достижений российской инженерной мысли – знаменитый ракетный двигатель РД-180. Эксперты рассказали, почему американцам так до сих пор и не удалось создать аналог этого двигателя и почему эта попытка обойдется им крайне дорого.

Корпорация United Launch Alliance (ULA), созданная компаниями Boeing и Lockheed Martin, заключила контракты с рядом американских фирм на производство ракетного двигателя нового поколения, которым собираются заменить российский жидкостный ракетный двигатель РД-180.

Возможно, широкий простор для работы – увеличение надежности

Пока речь идет об исследовательских работах. Каждая из компаний, с которой заключен контракт, должна будет представить технико-экономическое обоснование проекта, план и график работ, их стоимость. United Launch Alliance выберет фирму, которая непосредственно займется разработкой нового двигателя. Сделать это предполагается к осени этого года, а первые запуски перспективного двигателя планируются в 2019 году, говорится в сообщении корпорации.

По словам главы United Launch Alliance Майкла Гэсса, использование его компанией российских РД-180 было весьма успешным, однако «настало время инвестировать в производство отечественного ракетного двигателя».

Одновременно в United Launch Alliance заявляют, что продолжат работу с российско-американским совместным предприятием RD Amross с целью изучения в долгосрочном плане рентабельности использования РД-180 по сравнению с новым двигателем.

«Вопрос, сколько времени это займет и сколько будет стоить, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – С одной стороны, для американцев это развитие своих технологий, но с другой стороны, конечно, экономические потери. Создать новый двигатель или купить готовый – это очень большая разница. Создание аналога двигателя может стоить до полутора миллиардов долларов, срок – от трех до пяти лет».

«Когда был контракт по РД-180, в него включался пункт о передаче всей технологии для изготовления двигателя в США. Они были готовы к производству, наши специалисты готовы были выезжать. Но они посчитали, что точное воспроизводство совершенно невыгодно – другие стандарты, другие материалы, даже резьба другая. И производство нашего двигателя в таком случае становится очень дорогим», – напомнил он.

По словам эксперта, в последних версиях жидкостные ракетные двигатели уровня РД-180 по своим характеристикам доведены до максимума. «Выжать из них еще, может быть, можно какие-то проценты. Возможно, широкий простор для работы – увеличение надежности», – считает он.

В 2012 году в интервью журналу «Эксперт» академик РАН Борис Каторгин так говорил о причинах того, что американцы, даже получив технологии производства РД-180, не смогли построить его у себя: «Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и 10 лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже 17 лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на Энергомаше есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт».

Напомним, весной на фоне украинских событий развернулась настоящая борьба вокруг российских ракетных двигателей РД-180 внутри Соединенных Штатов: на фоне санкций, принятых в отношении России в связи с событиями на Украине, некоторые американские компании решили поправить свое положение, добившись запрета на поставки российского изделия.

Однако выяснилось, что заменить РД-180, который устанавливается на американские ракеты-носители Atlas-5, им фактически нечем, и в начале мая американские власти попросили свой суд отменить запрет на покупку российских двигателей.

РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170, двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн.

Полная сборка РД-180 осуществляется на Энергомаше. Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.

13 мая вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что Москва может прекратить поставки в США ракетных двигателей НК-33 и РД-180, если они и дальше будут использоваться на американских носителях для запуска военных спутников.

Кандидат физико-математических наук, специалист по аэрогазодинамике и ударным волнам Павел Булат в интервью газете ВЗГЛЯД высказывал точку зрения, что на разработку ракетного двигателя, аналогичного РД-180, американцам понадобится около семи лет. «У них нет никаких разработок аналогичных размеров. И жидкостные ракетные двигатели они вообще не разрабатывали уже лет 20. Если вспомнить историю шаттлов, то неслучайно ускорители там были сделаны не на жидком, а на твердом топливе. Реальной альтернативы этому двигателю нет», – считает он.

«Это не только самый хороший, но и самый дорогой в мире двигатель. Теоретически превзойти его можно, но практически, мне кажется, невозможно», – сказал эксперт.

..............