Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2014/12/23/721796.html

Украинский ВПК стал привозить российские комплектующие челночным способом

23 декабря 2014, 16::45


Сотрудники ФСБ задержали гражданина Украины Дениса Данченко, пытавшегося вывезти из России электронные блоки к ЗРК «С-300» и «Бук-М1» под видом кондиционеров. В ведомстве сообщают, что это не единичный случай. В условиях разрыва военно-технического сотрудничества украинская промышленность не может поддерживать технику в боеспособном состоянии и идет на ухищрения.

В ФСБ во вторник отчитались о пресечении попытки вывезти из России на Украину электронные блоки к ЗРК С-300 и «Бук-М1» под видом кондиционеров.

«Федеральной службой безопасности Российской Федерации 17 декабря 2014 года в Москве пресечена деятельность гражданина Украины Данченко Дениса Олеговича, намеревавшегося в обход установленного порядка приобрести электронные блоки к зенитно-ракетным комплексам С-300 и «Бук-М1», сведения о которых составляют государственную тайну, и вывезти их на территорию Украины под видом кондиционеров. После задержания Данченко полностью подтвердил свои намерения», – говорится в сообщении ведомства.

В ФСБ заявили, что пресекли деятельность Данченко до того, как росийскому государству был нанесен ущерб, поэтому гражданину Украины вынесли официальное предостережение от имени органов госбезопасности и приняли решение о его выдворении из страны.

«В 2014 году ФСБ России неоднократно фиксировались попытки отдельных граждан Украины, действовавших в интересах государственной корпорации «Небо Украины» (Киев), нелегально приобрести на территории РФ комплектующие изделия к зенитно-ракетным комплексам С-300 и «Бук-М1» для их последующего контрабандного перемещения на Украину», – заявили в ФСБ, отметив, что в настоящее время корпорацию «Небо Украины» возглавляет Владимир Ткачев, который являлся командующим ПВО минобороны Украины в октябре 2001 года, когда над Черным морем был сбит российский гражданский самолет Ту-154, что привело к гибели 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

«Раньше они тоже этим занимались, но обычно это шло для третьих стран: украинские компании правдами и неправдами приобретали запчасти в России, доставляли к себе, восстанавливали технику и продавали ее на экспорт. Сейчас они делают это для других целей – для усиления собственной системы ПВО», – сказал газете ВЗГЛЯД директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин.

«Большая часть комплектующих для украинских ПВО производится в России. Об этом сто раз говорили – украинская оборонка без российских комплектующих захиреет. Нам будет плохо без них, но им – украинской оборонной промышленности – без нас просто не существовать. Сейчас будут искать новые пути, третьи страны, реэкспортировать», – предположил эксперт.

По его мнению, после разрыва с Россией единственная возможность поддерживать свои силы ПВО для Украины – закупать технику на Западе.

«Украинские власти захотят продемонстрировать готовность вступать в НАТО. Поскольку НАТО не сильно торопится с приемом, нужны какие-то завлекающие шаги, возможно, будут приобретать образцы западного вооружения, системы ПВО в том числе. Но это будет очень дорого», – сказал он.

«На Украине была очень хорошая система ПВО, хорошие специалисты. Украина активно занималась поставками и ремонтом ПВО, есть данные, что они непосредственно участвовали в конфликтах, в частности в Грузии. Сейчас там катастрофическая ситуация. На протяжении десятилетий Украина варварски и хищнически распродавала все, что осталось от советских Вооруженных сил, и сегодня нужно воссоздавать систему ПВО из пепла. Но умельцы на Украине есть, как и в России. Смекалка и нетрадиционные способы добывания комплектующих, один из которых мы сегодня обсуждаем, могут работать.

Но я бы не торопился злорадствовать. У Украины серьезный технологический и военный потенциал. Сегодня у них, конечно, трудности, но завтра они могут их преодолеть, и это будет представлять проблему, для безопасности России в том числе», – заключил эксперт.

Как отмечала газета ВЗГЛЯД, за 23 года независимости украинские силы ПВО оказались в таком состоянии, что проводить пуски из большинства комплексов фактически невозможно. Гарантийные сроки хранения по твердому топливу для зенитных управляемых ракет к С-300ПС (ракеты серии 5В55) и «Бук-М1» (ракеты 9М37) практически вышли. Применять такие ракеты попросту опасно – могут взорваться прямо на старте. В России эти ракеты заменяют новыми, например проводится модернизация в «Бук-М1-2» с заменой на ЗУР 9М317. Украинские предприятия начинали программу модернизации, но финансировалась она плохо.

От СССР Украине досталась мощная система ПВО, в которой ЗРК только типа С-300 (правда, устаревших модификаций) было более 30 дивизионов, не считая большого количества дальнобойных и надежных С-200, огромной массы С-125 и т. п. На сегодняшний день сняты с вооружения все ЗРК С-200 (модификаций В и М), все С-300ПТ1, даже весьма свежие С-300В1 также утратили свой ресурс, восстанавливать который некому и не на что.

Значительная часть более новых С-300ПС, почти все С-300В требуют срочной модернизации или ремонта. Та же ситуация с ЗРК «Бук-М1». Вряд ли на Украине сейчас наберется хотя бы семь–восемь боеспособных дивизионов С-300ПС. В Крыму в двух зенитно-ракетных полках С-300ПС и «Бук-М1» нашлось не более двух–трех рабочих дивизионов.

В апреле в украинском журнале Defence Express была опубликована статья «Ремонт щита», где сообщалось, что в настоящее время ВСУ располагают 60 дивизионами ЗРК С-200В, С-300В1, С-300ПТ/ПС и «Бук-М1». К прошлому году возраст самого старого комплекса достиг 40 лет, а самого нового из них – 20 лет. Гарантийный срок службы комплекса С-300 до капитального ремонта был определен в 25 лет, а они были произведены в 1986–1990 гг. Сообщалось также, что по итогам работы российско-украинской комиссии было принято решение, что документальная, техническая и технологическая база Центра вооружения и военной техники Укроборонпрома достаточна для проведения войскового ремонта составных частей С-300 и «Бук-М1» и возобновления эксплуатационного ресурса. К прошлому году Укроборонпром отремонтировал восемь дивизионов С-300ПС и продлил их ресурс на пять лет. К 2017 году, говорилось в статье, украинские власти рассчитывали иметь 24 боеспособных дивизиона, из которых примерно две трети – «Бук-М1» и треть – С-300ПС.

Текст: Роман Крецул