19 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 23:17  |  vz.ru
Разделы

Россиянам наказано рожать, украинцам – умирать

Глеб Простаков, журналист
Украина в ближайшие недели примет новый трудовой кодекс, который отменит большинство из имеющихся у работников социальных гарантий. Его уже прозвали «кодексом рабовладельцев». Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

В послании Путина проявилось его мировоззрение

Сергей Худиев, публицист, богослов
Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Меркель назвала итоги берлинской конференции по Ливии

        Главная тема


        Объявление о начале «ликвидации» Украины сильно запоздало

        «угроза безопасности»


        Джонсон на встрече с Путиным отказался от нормализации отношений России и Британии

        герб Украины


        Киев потребовал от Лондона извинений за признание трезубца символом экстремизма

        взятие Москвы


        Сатановский предостерег «злобноватых псиц» от попыток лаять на Россию

        Видео

        поставки газа


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «демографический пакет»


        Путин вступился за семьи перед «моральными уродами»

        300-летняя уния


        Запущен процесс развала Британии

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Признаки перемен


        Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

        Новая эра


        Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

        Колоссальные средства


        Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

        Уехать, чтобы вернуться

        Запускается массовая программа обучения российских студентов за рубежом за государственный счет

        20 января 2014, 22:15

        Текст: Станислав Борзяков

        Версия для печати

        Около трех тысяч студентов могут рассчитывать на то, что оплату их обучения в ведущих иностранных вузах возьмет на себя госбюджет. Для кого предназначается такое поощрение, каким образом Россия подстрахуется от «невозвращенцев» и к чему приводила подобная практика раньше, выясняла газета ВЗГЛЯД.

        Как заявил замминистра образования и науки Александр Климов, российские абитуриенты, которым удастся самостоятельно поступить в ведущие зарубежные вузы, смогут получать от государства по 1,5 млн рублей в год, чего должно хватить и на оплату обучения, и на покупку учебных пособий, и на проезд к месту учебы, и на карманные расходы (это без учета стипендии, которую может им начислить тот или иной вуз). Отбора студентов в России (то есть потенциально коррупционного механизма) не будет: поступаешь в вуз из согласованного списка, оставляешь заявку на сайте и автоматически встаешь в очередь. Основной набор участников программы «Глобальное образование» запланирован на 2015–2016 годы, однако пилотный прием начнется уже в 2014 году.

        При этом приоритет будет отдан соискателям из провинции. Более того, Минобразования приложит все силы к тому, чтобы выпускники устраивались потом на работу не в Москву и Санкт-Петербург, а прежде всего в регионы Сибири и Дальнего Востока.

        Практика обучения за рубежом при поддержке госбюджета существует в России и сейчас. К примеру, начиная с 1997 года действует президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой расходы на образование оплачиваются из трех источников: треть берет на себя государственный бюджет, треть – региональный, еще треть – либо сам студент, либо направившее его предприятие. Параллельно программы такого рода функционируют на региональном (точнее, республиканском) уровне. В Татарстане, например, она запущена в 2006 году, носит название «Алгарыш», построена на грантовой системе и оплачивается из местного бюджета. Количество грантополучателей давно перевалило за две тысячи человек. Непременное условие: по возвращении на родину участник программы обязан три года отработать по полученной специальности на территории Татарстана.

        Вообще, возвращение студентов, отучившихся на государственные деньги, – одна из главных проблем, сопровождающих подобные программы. В юном возрасте люди гораздо проще интегрируются в иную языковую культуру и негласные законы социума, далеко не всех из них после прохождения обучения тянет на родину. Причины носят объективный характер, начиная от развития инфраструктуры и уровня преступности, заканчивая такой банальной вещью, как климат, который в России суров. Деньги – отличная мотивация, но в некоторых случаях западные компании готовы предложить больше, перекупать специалистов почти бессмысленно – они становятся нерентабельны, а впоследствии все равно могут покинуть страну.

        На ваш взгляд

         
        В чьих прежде всего интересах оплата обучения российских студентов в зарубежных вузах?





        Обсуждение: 58 комментариев
        Помимо Татарстана, схожие программы есть и в других республиках РФ. Так, в течение следующих пяти лет около 600 молодых специалистов отправит учиться за рубеж Кабардино-Балкария. Каким образом оговорен их дальнейший возврат в КБР или хотя бы в Россию, неясно. Северный Кавказ в этом смысле вообще история особая. Так, в ряде вузов страны (причем лучших) предусмотрены «кавказские квоты». Резон очевиден: люди из проблемных регионов получают образование, а потом возвращаются в регион решать проблемы. Только вот на практике они не возвращаются, а переезжают в Центральную Россию навсегда, и обратно их калачом не выманишь. Ряд из них и впрямь приносят пользу, но уже по новому месту жительства, другие же (как правило, те, кто получили «путевку в вуз» благодаря коррупции и связям) частенько фигурируют в криминальных сводках, что породило в интернете издевательский мем о «гражданах России, которые приехали в Москву учиться».

        Тем не менее в РФ много специалистов, получивших образование за рубежом, и работают они в самых разных сферах – от правительственных органов до образования (то есть Запад «научил учителей»). Гуманитариев среди них заметно больше – такие чаще возвращаются, ибо российские зарплаты вполне могут конкурировать с западными, кроме того, для гуманитарных наук в эпоху интернета понятие материальной базы весьма условно. Гораздо сложнее выманить обратно «технарей», которым необходимы лаборатории, научно-исследовательские институты, существенное финансирование, то есть все то, с чем нет никаких проблем ни в США, ни в Европе. Неразвитость данной базы в России предопределяет не только наличие «невозвращенцев», но и эмиграцию на Запад уже состоявшихся ученых-технарей (самый показательный пример – нобелевские лауреаты Алексей Абрикосов, Андрей Гейм и Константин Новоселов).

        Получается замкнутый круг: чтобы специалисты с западными дипломами работали здесь, нужны благосостояние и инфраструктура, а чтобы были благосостояние и инфраструктура, нужны специалисты. Другое дело, что этот круг не является априори порочным. Пожалуй, наиболее известная государственная программа по образованию студентов за рубежом для национальных нужд – китайская. Она признана успешной и самими китайцами, и независимыми наблюдателями, несмотря на низкий КПД: начиная с 1978 года, когда ее запустил пришедший к власти отец китайских реформ Дэн Сяопин, за рубежом отучились почти два с половиной миллиона китайцев, но лишь чуть больше трети из них вернулись потом на родину. Важно, что в последние годы количество вернувшихся значительно выросло, что не должно никого удивлять: они возвращаются уже в другой, куда более развитый Китай, нежели тот, что существовал на карте в 80-е и 90-е годы.

        Населенный преимущественно этническими китайцами Сингапур тоже использует похожую систему, но количество возвратившихся приближается к 100%. Отличие в том, что учатся за госсчет единицы, всех ждет государственная, чиновничья карьера – для того и учат.

        Бывшие республики СССР Азербайджан и Казахстан, немало средств вложившие в свою модернизацию, направляют юношество за рубеж с начала 90-х годов. В Казахстане на первом этапе программа государственных стипендий получилась провальной: часть студентов попросту отчисляли, а многие из доучившихся на родину так и не вернулись. Спустя четыре года после запуска программу пересмотрели и в 1997 году снабдили «драконовскими» обязательствами: родителей стипендиатов заставляют подписать договор о залоге недвижимости, который будет аннулирован только после того, как выпускники отработают в Казахстане не менее пяти лет. Всего в 1994–2011 годах была присуждена 8131 стипендия, из них 3031 – на обучение в Великобритании, 2287 – в США, 741 – в России. Что до Азербайджана, здесь ограниченное количество стипендий на обучение предоставляют как министерство образования, так и специальная госпрограмма. Наиболее распространенные маршруты – Турция и Россия. Остаться в стране обучения выпускник, согласно подписанному им договору, может только с разрешения государства.

        Проблема «невозвращенцев» была актуальна с момента появления такой практики в России. Первый русский студент вроде бы вернулся в отчизну (в «Сказаниях князя Курбского» о нем сказано, что «послан был на науку за море, во Ерманию, и тамо навык добре Алеманскому языку и писанию; бо там пребывал, учась немало лет, и объездил всю землю Немецкую, и возвратился, был к нам во отечество»), однако пользы не принес – был вскоре убит. Из 18 человек, посланных во Францию, Англию и «к немцам» Борисом Годуновым, назад вернулся то ли один, то ли вообще никто, но и винить их трудно: на момент «русского выпуска» на Руси царила смута. Первый в истории России доктор философии и медицины, отучившийся за рубежом, то есть Петр Постников (он также известен тем, что первым перевел на русский Коран), тоже возвратился к родным березам лишь незадолго до смерти, но по другим причинам: Петр I поставил его на дипломатическую службу, как и некоторых других русских студентов с западным образованием «первого призыва».

        Опыт Петра I можно назвать первым успешным: многие выпускники сыграли принципиальную роль и в создании русского флота, и в учреждении целых отраслей промышленности, и в военной реформе, и в развитии культуры и искусств. Собственно, и самого Петра с некоторой натяжкой можно назвать русским студентом, получившим образование за рубежом. Поскольку речь идет в основном о выходцах из богатейших и знатных родов, образовывались они, как правило, за собственный счет. Но были – уже в чуть более позднее время – и исключения, в числе которых Михаил Ломоносов, пять лет отучившийся в Германии. Известен факт, согласно которому Ломоносову приходилось одно время жить впроголодь: обещанная стипендия из-за чиновничьего растяпства до него не доходила, оседая в кармане другого Ломоносова, вовсе не выезжавшего из России. Всего за эпоху Петра западное образование получили около тысячи российских поданных.

        При Екатерине II практику возобновили, причем кое в чем она напоминала нынешнюю: претендовать на обучение и путешествие за счет казны могли лишь лучшие из лучших, например медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса. Внук императрицы – Николай I, твердо уверенный, что на Западе российские поданные могут поддаться «губительным либеральным веяниям», выезд российских абитуриентов в Европу приостановил. Более того, считая, что образованность в принципе способствует «смуте в головах», резко поднял стоимость обучения, в результате чего количество студентов в России значительно сократилось – высшее образование стало недоступно для всех «простолюдинов». С другой стороны, Николай I много сделал и для развития фундаментального образования в империи, а профессура как старых, так и новых вузов к тому моменту уже успела отучиться в Европе за государственный счет.

        Направлял юношество за зарубежными дипломами и Советский Союз по программе обмена, запущенной еще в 50-х годах. В то время когда многие будущие чиновники из стран ОВД и других государств – союзников Москвы (от Анголы и Кубы до КНДР и Вьетнама) получали образование в СССР, советские студенты выезжали в Китай, Венгрию, Польшу, Болгарию и так далее, причем неизменно за счет принимающей стороны. В гораздо меньшем объеме, но распространялась эта практика и на капиталистические страны, в том числе США. Начиная с 1988 года обучать и переобучать кадры в западных «школах бизнеса» стали гораздо активнее, получив на выходе как новых специалистов, знакомых с тонкостями рыночной экономики, так и «невозвращенцев». Тогдашняя схема во многом напоминала действующую президентскую программу.

        Чтобы снизить количество «невозвращенцев» и вовсе пресечь практику обучения за счет государства, от которой государству не достается ничего, новая схема предполагает заключение с соискателем специального контракта. Если выпускник примет решение не возвращаться в Россию, то должен будет выплатить сумму, в два раза превышающую потраченные на него средства.

        Указ, из которого все это следует, был подписан Владимиром Путиным 28 декабря 2013 года «в целях сохранения и приумножения научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров» Российской Федерации. Остается добавить, что предыдущий вариант данной программы был «зарублен» администрацией президента в том числе потому, что ее составители не продумали механизм возвращения отучившихся специалистов на родину.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............