Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
10 января 2014, 21:18 • Общество

За десять метров до смертника

МВД заказало прибор для обнаружения террористов

За десять метров до смертника
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Министерство внутренних дел России заказало разработку аппарата, позволяющего распознать террориста-смертника на расстоянии 10 метров. По словам экспертов, речь идет о действительно нужной, хотя и очень дорогой разработке. Известно, что несколько лет назад подобный прибор Россия начала разрабатывать совместно с НАТО.

НПО «Специальная техника и связь» МВД России заказало создание прибора для дистанционного обнаружения взрывных осколочных устройств, используемых при терактах (шифр «Медаль (Минусинец-1)»), передает в пятницу РИА «Новости».

Но эта информация относится к секретным сведениям

Изделие должно обнаруживать скрыто носимые на теле человека осколочные взрывные  устройства на расстоянии до 10 метров, при этом вероятность обнаружения должна быть не менее 98%. Время подготовки устройства к работе не должно превышать 5 минут, время обработки сигналов – не более 0,5 секунды.

На эти цели планируется направить более 39 млн рублей, говорится в заявке, размещенной на портале госзакупок.

«Изделие должно быть оснащено светозвуковой индикацией сигнала тревоги при обнаружении осколочных взрывных устройств. Принцип действия должен быть основан на двухчастотном нелинейно-радиолокационном методе», – также говорится в документации.

Заявки на участие в этом тендере принимаются до 29 января. Подведение итогов конкурса назначено на 12 февраля. Срок выполнения работ – до 15 ноября 2016 года.

Газета ВЗГЛЯД попросила экспертов оценить необходимость создания подобных устройств.

По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, в принципе, речь не идет о чем-то совершенно новом.

«Еще 15 лет назад, когда шла война в Чечне, инженеры-радиотехники предлагали устанавливать подобные средства впереди поездов. Примерно за 15–20 метров такие установки способны определять наличие взрывчатых веществ впереди. И с того времени разработки в этом направлении не прекращались. Решался вопрос не только о защите поездов, но и людей», – рассказал эксперт.

Какое-то время назад, по его словам, подобные установки планировалось установить в рамках сотрудничества стран ОДКБ на поездах, курсирующих по территории России, Казахстана, Киргизии и т.д. Насколько широкое распространение это устройство получило на практике, Цыганок ответить затруднился, но отметил, что, во всяком случае, во время боевых действий на Кавказе поезда, идущие из Чечни и Дагестана, такую защиту имели.

Собеседник газеты ВЗГЛЯД не знает, какая организация может получить заказ на новую разработку для МВД, что же касается антитеррористических приспособлений для поездов, то они, по его словам, разрабатывались одним из предприятий в Ростове-на-Дону.

Говоря о зарубежном опыте в этой сфере, Анатолий Цыганок привел в пример Израиль.

«Там раньше всех начали разработку подобных устройств. В этой стране в автобусах есть так называемый «нос». Примерно за 10 метров при подъезде к остановке он определяет, имеются ли там взрывчатые вещества. И если такая опасность будет обнаружена, автобус закроет двери, не пустив внутрь террориста. Такие устройства у них появились еще около десяти лет назад», – рассказал глава Центра военного прогнозирования.

Что касается расстояния в 10 метров, которое также фигурирует в техзадании от МВД России, эксперт отметил, что оно соответствует тому промежутку времени, в рамках которого террорист должен успеть выйти из автобуса и остановиться, а человек, который «находится на посту», – взвести курок.

«Хотя убить или задержать террориста в данном случае – даже не главное. Главное – успеть подать определенный сигнал о нападении, предупредить о нем. Кто знает, может быть, террорист пришел не в одиночку», – рассуждает Цыганок. И в данном случае те самые 10 метров могут принести большую пользу.

В свою очередь, экс-начальник аналитического управления КГБ СССР и заместитель секретаря Совета Безопасности России в 1993–1996 годах Владимир Рубанов в комментарии газете ВЗГЛЯД назвал разработку, заказанную МВД, перспективной и инновационной.

«Способы обнаружения взрывных устройств путем рентгеновского излучения, с помощью разных поисковых приборов или когда человек проходит через рамку, уже существуют. Другое дело – приборы дистанционного обнаружения, о чем сейчас идет речь. Мне трудно говорить о том, насколько широко они применяются сейчас в России и есть ли на вооружении других стран. Вполне возможно, что есть. Но эта информация относится к секретным сведениям», – рассказал Рубанов.

Эксперт предположил, что если бы подобные приборы широко применялись, то «совсем по-другому была бы построена вся система безопасности, как в России, так и в мире», в частности, такие скрытые аппараты заменили бы рамки-металлоискатели, которые есть сейчас.

При этом он отметил, что «сама идея разработки средств дистанционного обнаружения» в интересах обороны и безопасности существует давно. В свое время этим занимались различные научные коллективы при оборонном ведомстве, такие работы заказывались и Советом безопасности.

Рубанов рассказал, что там использовался принцип, «когда снимались некоторые показатели человека», например, его сердцебиение, а известно, что учащенный пульс может говорить о повышенном волнении человека и даже о том, что он что-то замышляет.

По словам эксперта, существуют пассивные и активные методы обнаружения взрывчатых веществ, их работа, в частности, связана с излучением в сторону предмета, который подвергается проверке.

«Скорее всего, дистанционное обнаружение, о котором сейчас идет речь, будет построено по принципу локации, – предположил Рубанов. – Сейчас трудно сказать, какие волны там будут использоваться. Но речь может идти о разработке, которая действительно может стать уникальной или как минимум будет соответствовать мировым стандартам».

Отвечая на вопрос о том, хватит ли спецслужбам расстояния в 10 метров, на котором новый прибор должен идентифицировать террориста, чтобы предотвратить теракт, эксперт заметил, что речь, скорее всего, идет о «компромиссе между волей заказчика и реальными техническими возможностями».

«Может быть, спецслужбы и за 100 метров хотели бы выявлять террористов. Но, наверное, они посмотрели, что реально можно сделать с помощью дистанционных средств обнаружения, и сошлись на этом параметре», – предположил Рубанов.

Наконец, эксперт высказал мнение, что и после появления новых приборов террористическая угроза вряд ли будет снята.

«Мы сейчас говорим об извечном споре между средствами нападения и средствами противодействия. К примеру, поставили на наших дорогах приборы, измеряющие скорости, а автомобилисты придумали антирадары, – сказал он. – Если приборы, которые заказало МВД, появятся, то я думаю, что их разместят в местах скопления людей. Но все равно, как мне кажется, это будет вещь достаточно локального применения и по времени тоже ограниченная теми или иными событиями. И это будет недешевая вещь».

Несколько лет назад сообщалось, что подобную разработку российские специалисты ведут совместно с коллегами из НАТО.

В 2011 году Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост постоянного представителя РФ при НАТО, сообщил, что специалисты из России и НАТО за 1,5 года могут разработать прототип системы «для анонимного дистанционного обнаружения взрывчатки на теле человека» в рамках проекта SCАNDEX.

С тех пор новостей об этом проекте не появлялось, в какой стадии он находится сейчас, неизвестно. Единственная информация, появившаяся в СМИ, свидетельствовала, что разрабатываемая система частично основана на системе анализа содержащихся в воздухе микроскопических частиц.

Сообщалось также, что испытательные работы планировалось провести на наиболее «загруженных» станциях парижского метрополитена.

Систему намеревались подготовить к сочинской Олимпиаде.

..............