Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ценой аполитичности может стать потеря родины

Согласно концепции миграционной политики России на 2026-2030 годы, в числе прочего в РФ создадут условия для возвращения из-за рубежа жителей Донбасса и Новороссии, покинувших свои дома до и во время СВО. После нищенских пособий, рабской работы, тычков и оскорблений от местных захотят вернуться многие, но смогут не все.

11 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Легализация «легких» наркотиков всегда ведет к тяжелым последствиям

То, что не причиняет очевидного вреда другим, не следует и запрещать – в этом была идея. Человек не имеет каких-то священных обязательств перед другими; его жизнь – только его, и кто вы такой, чтобы указывать ему, как ей распоряжаться?

14 комментариев
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Европа вооружается, потому что не может воевать

Европейским странам необходимо любым способом удержать контингент США на континенте, так как альтернатива – жесточайший внутриполитический кризис, связанный с возвращением к призыву в армии.

2 комментария
5 августа 2013, 21:38 • Общество

«В голове не укладывается»

Александр Железняков: Советский задел близок к исчерпанию

«В голове не укладывается»
@ Alexandr Zheleznyakov/Wikipedia

Tекст: Роман Крецул

«Если посмотреть на успехи, которые российская ракетно-космическая отрасль продемонстрировала в последние годы, то многие вещи были инициированы еще в Советском Союзе», – заявил газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. Он согласен с Дмитрием Рогозиным в том, что советский научно-технический задел исчерпывается.

В понедельник на заседании межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал ряд заявлений о состоянии ракетно-космической отрасли и перспективах ее развития.

У нас уже был опыт объединения авиации и космонавтики – Росавиакосмос

Он предупредил, что российской космической отрасли в скором времени грозит исчерпание имевшегося в этой сфере научно-технического задела.

Кроме того, по его мнению, меры, принимаемые Роскосмосом для усиления контроля качества продукции ракетно-космической отрасли, не принесли ожидаемых результатов.

Комментируя аварию «Протона», он добавил, что причиной технической ошибки при сборке ракеты-носителя стало отсутствие производственной дисциплины, порой преступная халатность и поверхностное отношение со стороны Роскосмоса.

По его словам, у специалистов Центра имени Хруничева, воспользовавшихся силой при установке датчиков угловых скоростей на ракету-носитель «Протон-М», есть общие черты с русским персонажем американского фильма-катастрофы «Армагеддон». «Значит, получается, правы создатели фильма «Армагеддон», где наш космонавт Андропов в ушанке летает по космической станции и кувалдой устраняет недочеты», – сказал вице-премьер.

Говоря о перспективах российской ракетно-космической отрасли, Рогозин предложил объединить авиационную и космическую промышленность, разделение которых он считает искусственным.

Еще одним предложением Рогозина было подумать над тем, нужно ли выделять большие средства на пилотируемые программы. «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут быть на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» – сказал Рогозин, обращаясь к руководству Роскосмоса и аварийной комиссии.

Прокомментировать эти заявления газета ВЗГЛЯД попросила академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова.

ВЗГЛЯД: Александр Борисович, в какой мере вы согласны с оценкой ситуации в российской космонавтике Дмитрия Рогозина, в частности, с тезисом о том, что Россия исчерпывает научно-технический задел?

Александр Железняков: Я просто вынужден согласиться с этим. Если посмотреть на все последние, скажем так, успехи, которые российская ракетно-космическая отрасль продемонстрировала в последние годы, то многие вещи были инициированы еще в Советском Союзе, работы начались тогда. Разработки, которые были начаты уже во времена новой России, можно пересчитать по пальцам. Скажем, ракета-носитель «Ангара» разрабатывается уже 20 лет, и первый полет запланирован только на следующий год. А вообще говоря, это ненормальное положение вещей: не может современная разработка длиться столь долго.

ВЗГЛЯД: На совещании прозвучало предложение объединить космическую и авиационную промышленность, разделение которых, по мнению вице-премьера, было «искусственным»...

А. Ж.: Я бы отнесся к этому с осторожностью, может, даже с настороженностью. Я согласен, что исследовательские работы по новым технологиям, по перспективным летательным аппаратам есть смысл объединить. Потому что они часто переплетаются, особенно это касается гиперзвуковых летательных аппаратов, крылатых машин. Если говорить о серийном производстве, то у меня большие сомнения, что подобные объединения могут привести к какому-то значимому результату.

Во-первых, надо вспомнить, что у нас уже был опыт объединения авиации и космонавтики – Росавиакосмос на рубеже веков. Жизнь показала, что как раз такое объединение искусственно.

ВЗГЛЯД: У вас есть ответ на вопрос, «что нужно доказывать в пилотируемом космосе»?

А. Ж.: Я категорический противник того, чтобы свертывать пилотируемую программу. Человек пришел в космос не для того, чтобы получать какие-то сиюминутные дивиденды, а для того, чтобы наша человеческая цивилизация закрепилась там и превратилась в галактическую расу. Да, пилотируемая космонавтика – в какой-то степени избыточная деятельность и науки, и техники, и экономики. Но без нее, без постоянного присутствия человека в космосе, без его влияния на космонавтику мы постепенно придем к тому, что мы сосредоточимся только на автоматических системах, которые будут обеспечивать связь, метеоданные и т. д. Расширять науку, расширять ареал человечества может только пилотируемая космонавтика.

ВЗГЛЯД: Насколько корректным вы находите сравнение специалистов Центра им. Хруничева с героем фильма «Армагеддон»?

А. Ж.: Если вспомнить сюжет фильма, события развивались несколько иначе, тогда этот герой – российский космонавт Андропов – произнес сакраментальную фразу: «Американская техника, российская техника – все это сделано на Тайване». И после этого бил кувалдой. После этого сравнивать специалистов, которые занимаются сборкой «Протонов», с героем «Армагеддона» не совсем, мне кажется, корректно. Тут, наверное, вице-премьер имел в виду, что при разработке ракетно-космической техники должны все-таки использоваться современные технологии, а не то, что было сделано когда-то и не отвечает нынешней технологической базе. Ну а сравнение про кувалду уж оставим на его совести.

ВЗГЛЯД: На заседании комиссии поднимался вопрос о том, чтобы наказаны были не только непосредственно виновники аварии, но и чиновники Роскосмоса...

А. Ж.: Пускай этим занимается комиссия. Если считает нужным, пусть кого-то наказывает. Если говорить о ситуации в целом, то надо работать. Рогозин правильно отметил, что те меры, которые предпринимались в Роскосмосе по повышению качества выпускаемой продукции в последние два года, не принесли ожидаемых результатов. Я тоже считаю, что качество выпускаемой продукции в ракетно-космической отрасли в последние годы сильно упало. Там много причин: кадровый дефицит, старение оборудования, в том числе как раз контроль качества выпускаемой продукции, который фактически разрушен. И на это надо обратить внимание. Потому что то, что выявила комиссия, – перепутанные и неправильно установленные датчики угловых скоростей – просто в голове не укладывается. Столько человек контролировали – и в результате получили то, что получили.