Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
3 апреля 2013, 18:15 • Общество

Мимо государства

Вице-премьер: 38 млн человек в России заняты непонятно чем

Мимо государства
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Бударагин

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что около половины трудоспособного населения России – 38 млн человек – заняты непонятно чем, их налоги не поступают в казну. Приведенные цифры вполне коррелируют с данными о 40% ВВП, находящимися в тени. А ситуация, по мнению экспертов, может быть еще хуже, чем говорит Голодец.

В среду вице-премьер правительства Ольга Голодец, ответственная за социальную политику, озвучила цифры, согласно которым в «сером» секторе российской экономики занята почти половина трудоспособного населения страны.

Какие инструменты выберет правительство, чтобы сделать наше образование более актуальным, мне все равно, главное, чтобы они работали

«Наш рынок труда на сегодняшний день практически нелегитимен, и лишь небольшая часть функционирует по нормальным правилам», – сказала чиновник, уточнив, что 86 млн человек заняты в различных секторах экономики, из которых понятно где (заняты) – 48 млн.

«Мы не понимаем, где они заняты и как они заняты», – подчеркнула Голодец на конференции в Высшей школе экономики. По ее словам, из-за большого объема «серого» сектора есть серьезная недоплата налогов.

Кроме того, Голодец, не объяснив, кто именно занят в «серой» части экономики, перешла к предложению улучшения квалификации российских трудовых ресурсов: «Это не пустой звук. Мы отстаем буквально по большинству специальностей, если не по всем, на 20 лет от мирового рынка труда. Здесь очень важно участие общества в подготовке стандартов. Стандартов должно быть около 800», – сказала вице-премьер, добавив, что в России также слишком много рабочих профессий – более 8 тыс., чего, по ее словам, нет «ни в одной стране мира».

В правительстве сравнили цифру трудоспособного населения и число физических лиц, реально уплачивающих налоги, получилось, что 38 млн человек налоги не платят, объяснил в среду «Ведомостям» представитель вице-премьера. Эта цифра учитывает в том числе мигрантов, незаконно работающих в России, отметил он.

Взносы 

Все без исключения эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, не сомневаются, что высокие цифры «серой» занятости отчасти связаны с увеличением страховых взносов с 2013 года: с января они были повышены с одного годового МРОТ (около 17 тыс. рублей) до двух МРОТ (около 35 тыс. рублей). По данным Федеральной налоговой службы, только за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013 года количество ИП сократилось на 293 тыс., что составило 7% от числа субъектов малого бизнеса.

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, Владимир Путин поручил подготовить предложения по корректировке величины страховых взносов, однако стоит отметить, что подобные изменения проводятся уже не в первый раз. Страховые взносы были резко повышены с 2011 года, и бизнес в ответ «ушел в тень». Но под воздействием низкой собираемости налогов эти ставки вновь снизили с 2012 года. В 2013 году они выросли в очередной раз, и теперь опять решается вопрос снижения ставок.

Подобные решения влияют на бизнес-климат далеко не лучшим образом: в «серый» сектор начали уходить не только ИП, но и крупные предприятия, которые снова переходят на выплаты в конвертах, об этом Путину докладывал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Оценить масштабы проблемы в случае с предприятиями и организациями пока вообще не представляется возможным: ни один из экспертов не дал газете ВЗГЛЯД даже приблизительной оценки.

Мигранты

Еще одна часть «серого» рынка труда – нелегальные мигранты, которых, по мартовским данным ФМС, в России насчитывается лишь 3 млн человек. Такую цифру привел заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Анатолий Кузнецов, который пояснил: «К нам толпы иностранцев, крадучись за кустом, через границу не попадают. Это в основном законно въехавшие на территорию России иностранные граждане и лица без гражданства. Но, въехав на территорию России, через время они переходят на положение нарушителей миграционного законодательства».

Бывший глава Минфина Алексей Кудрин уверен, что «значительное количество наших граждан собираются не жить на пенсию». А вы на какие доходы в первую очередь рассчитываете жить в старости?






Результаты
52 комментария

По данным представителя ФМС, согласно разным экспертным оценкам, цифра въехавших в Россию иностранцев для того, чтобы работать, колеблется в пределах 5 млн человек. Максимальная оценка количества мигрантов, которая встречается в СМИ и неподтвержденных источниках, составляет 8 млн человек, что явно в разы меньше, чем «серый» сектор российской экономики.

Труженики невидимого фронта

Работоспособное население обеих столиц живет фрилансом, часто никак и никем не декларируемым, сдачей жилья внаем, а провинция выживает сезонными работами, заемным и вахтовым трудом. Однако, по мнению экспертов, значительная часть «серой» экономики формируется работодателями.

Консультант по развитию, директор Центра поддержки региональных инициатив НИУ «Высшая школа экономики» Иван Огнев полагает, что проблему для экономики неучтенные работающие граждане действительно создают, но ситуация гораздо хуже, чем представляется Голодец.

«Проблема есть, – рассказал газете ВЗГЛЯД Огнев, – и она всем понятна. Существует неофициальный контракт гражданина с государством (а по сути, с обществом через государство как посредника). Гражданин создает конечный продукт, с условной добавленной стоимости (упрощённо) берутся налоги. Государство в данном случае должно быть инфраструктурой эффективного распределения средств в целях обеспечения развития страны и народа. Если я зарабатываю и живу в городе N, мои налоги идут на развитие транспортной сети и уборку этого города, обеспечивают соблюдение правопорядка, гарантируют оказание услуг по здравоохранению и образованию и так далее, вплоть до национальной безопасности и прочих задач на федеральном уровне. Если гражданин пользуется общей инфраструктурой, но не платит, он обществу вредит».

«Другой вопрос, – продолжает эксперт, – состоит в том, что каждый решает сам для себя, насколько он готов отдавать свои налоги государству. Многие считают, что государство неэффективно, что налоги не столько тратятся на заявленные цели развития, сколько распиливаются и откатываются или тратятся на забавы, которые мало кому нужны. Многие налоги (как пример  – повышение ставки для индивидуальных предпринимателей) становятся непосильными, а главное – видимого улучшения качества жизни ведь не наблюдается: так за что платить-то?»

Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter, полагает, что цифры, приведенные Ольгой Голодец, соответствуют реальности: «Действительно, это примерно те же 40–50% ВВП, которые находятся в «серой» зоне».

«К сожалению, последние действия правительства по повышению налогов на индивидуальных предпринимателей будут вынуждать людей работать в «серой» зоне, – пояснил Жуков в интервью газете ВЗГЛЯД. – Бизнесменам, безусловно, не нравится постоянно находиться в страхе налоговых проверок, но бизнес также считает деньги, и рост налогов не способствует работе «вбелую». «Серый» рынок труда для государства – это в первую очередь упущенные налоги и отсутствие возможности реально оценивать ситуацию в стране по очень многим параметрам. США, например, малый и средний бизнес приносит около 60% от всех налоговых отчислений, а у нас эта цифра будет сейчас только снижаться».

Компетенции

Обозначенная Голодец проблема компетенций специалистов также отмечается всеми экспертами, и пути ее решения, по их словам, вполне очевидны.

«Проблема несоответствия образования реалиям рынка действительно есть, – пояснил Михаил Жуков. – Эта проблема рождает структурную безработицу, когда люди работают вовсе не теми, на кого учились много лет, потому что их образование не востребовано. Например, если бы вузы выпускали программистов с востребованными и актуальными знаниями и навыками, то нам не понадобилось бы создавать свою школу программистов. Какие инструменты выберет правительство, чтобы сделать наше образование более актуальным, мне все равно, главное, чтобы они работали. Проблему «серого» рынка труда эти 800 критериев вряд ли решат».

Ивану Огневу интенция Голодец кажется довольно странной: «Понятно, что речь идет о некотором выравнивании и унификации, но государство вообще не должно этим заниматься. Государство у нас очень часто взваливает на себя миллион самых разных проблем и их проваливает. Унификацией рабочих специальностей должны заниматься в первую очередь сами работодатели, чтобы аналитик, прораб или инженер из компании А мог без проблем уйти в компанию Б, и ни у кого не возникло бы вопросов: что за специалист такой?»

«Если вспоминать об инициативе АСИ по национальной системе оценки квалификаций и компетенций (проект был запущен в феврале 2012 года), в продолжение которой выступила Ольга Голодец, – рассуждает эксперт, – то там как раз речь шла о негосударственной системе оценок, об инициативе объединений работодателей, профессиональных и отраслевых сообществах, независимых центрах оценки компетенций». «Зачем здесь требуются неповоротливое и неэффективное государство и Голодец?» – заключает Огнев.

Последний патрон

Вопрос о ставках страховых взносов остается нерешенным, бизнес-климат в одночасье не улучшится, а потому, полагают некоторые эксперты, для того чтобы разобраться с нелегитимным рынком труда, придется возвращаться к отсутствующей во всем мире идее наказания тунеядцев.

Государство, по словам Ивана Огнева, могло бы стимулировать привлечение на «серые» рынки труда дорогостоящих российских специалистов с помощью дифференцированных страховых взносов и налоговых ставок на различные виды экономической деятельности.

«Возможно сделать так, чтобы нанимать более квалифицированных специалистов было выгодно, но это – долгий, непростой путь, нельзя исключать, что пойдут по самому простому – по аналогии с «Героем труда» введут «антигероя», тунеядца, будут наказывать. Не гастарбайтеров, живущих в подвалах и спящих на топчанах, и людей, их нанимающих, а блогеров, фрилансеров, людей, которые заняты интеллектуальным трудом, а также людей из провинции, которые вынуждены – от отсутствия рабочих мест (а их ведь нет) – заниматься сезонными заработками. Этот путь ни к чему хорошему не приведет», – полагает Огнев.

Напомним, что 4 мая 1961 года Президиум Верховного совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». К уголовной ответственности привлекались лица, нигде не работающие более четырех месяцев, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством и ведущие асоциальный образ жизни. Отменена эта норма была лишь в 1991 году, просуществовав 30 лет.

Соответствующая статья 209 УК РСФСР (тунеядство) широко не применялась даже в Советском Союзе, являясь скорее инструментом не наказания, а предупреждения.

..............