Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
28 сентября 2012, 18:45 • Общество

Диплом собственного образца

Ректоры предлагают отказаться от единого диплома гособразца

Диплом собственного образца
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Божедомский

В Российском союзе ректоров предлагают новый метод повышения качества высшего образования. Для этого вузам придется отказаться от дипломов гособразца и выдавать собственные, за которые придется отвечать перед потребителями. Впрочем, специалисты не уверены, что теория сработает в российских реалиях.

Реформа высшего образования может пополниться еще одним нововведением. Как сообщила в конце сентября пресс-служба союза ректоров России, генеральный секретарь организации Ольга Каширина выступила с предложением отказаться от выдачи дипломов о высшем образовании государственного образца.

Высшее образование может просто скатиться в яму, если государство снимает с себя ответственность за качество

«Благодаря этому высшее учебное заведение будет нести всецелую ответственность за качество подготовленных специалистов, а также повысится реальная межвузовская конкуренция», – цитирует пресс-служба слова генсека РСР.

Также Каширина предложила внести изменения в систему единого государственного экзамена, «отделив его от вузов и сделав его инструментом допуска к работе в органах государственной власти или в организациях с присутствием государственных средств в уставном капитале».

Отличительными параметрами новой университетской модели Каширина назвала возрастание роли практической активности студентов, которые с 1-го курса должны быть вовлечены в научную и производственную среду; отказ от командно-административной системы управления вузами; смещение зоны государственного контроля над вузами с условий процесса на результат выполнения поставленных задач.

Сегодня же в России все вузы выдают дипломы единого формата. Исключительным правом выдавать свои «фирменные» обладают лишь МГУ им. Ломоносова и СпбГУ. В теории единообразие дипломов подтверждает, что любой выпускник лицензированного российского института или университета «соответствует» образовательному ГОСТу. Однако на практике качество обучения в старых вузах, вроде МГУ, МГТУ им. Баумана или МГИМО, заметно отличается от того, что можно получить в коммерческом, новообразованном институте.

С позицией Ольги Кашириной согласен руководитель Координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования Евгений Илясов. Как он заявил газете ВЗГЛЯД, «установление образовательной иерархии необходимо».

«Ведь, например, в Европе много вузов, и они нормально там существуют. Но при этом у них есть Оксфорд и Кембридж, которые, как признано большинством, дают наилучшее образование. За их дипломы идет борьба, туда стремятся попасть. Так же должно быть и у нас: каждый вуз будет сам отвечать за качество подготовки своих студентов», – говорит он.

Впрочем, считает Илясов, отдавать жизнь вузов полностью лишь в их собственные руки не стоит. Государство должно, например, вести учет и способствовать тому, чтобы местные  университеты готовили специалистов именно для своих регионов.

«Прежде всего, нужен региональный мониторинг, ведь каждый регион имеет свои особенности. И местные вузы должны, в первую очередь, обеспечивать специалистами отрасли, которые развиты именно там, а не готовить непонятно кого и непонятно зачем, а потом ждать реально нужных специалистов из Москвы», – поясняет Илясов.

Кроме того, государство должно сохранить за собой право лицензировать вузы, проверять их на соответствие хотя бы минимальным требованиям.

«К середине октября закончится масштабная проверка российских вузов. Будет составлен список, какие из них действительно готовят специалистов, а какие не соответствуют стандарту – эти будут закрыты. Однако это не мешает переходу оставшихся вузов к системе, которую предлагает РСР», – заключил эксперт.

Однако не все разделяют оптимистичные настроения относительно внедрения новой системы. В частности, руководитель Центра мониторинга и статистики образования Министерства образования и науки РФ Марк Агранович полагает, что сколь бы хороша в теории система ни была, для России она пока не подходит.

«Конечно, принято считать, что выпускник Итонского колледжа (одно из ведущих частных учебных заведений Великобритании – прим. ВЗГЛЯД) априори получает на 100 тысяч больше, чем выпускник заштатного колледжа. И во многих странах эта модель действует. Но в России ее вводить рановато. Учитывая, как у нас люди устраиваются на работу – в основном по знакомству, через друзей и родных, без оглядки на диплом – высшее образование может просто скатиться в яму, если государство снимает с себя ответственность за качество. Ведь при новой системе каждое ПТУ сможет выдавать дипломы о высшем образовании, и спрос на такие дипломы все равно будет», – поясняет он.

В России, говорит Агранович, «рынок не способен контролировать качество образования». Потребители этого образования пока далеко не всегда способны разобраться, предлагают им хороший вуз или лишь красивую обертку. А общественные структуры, которые пытаются взять на себя функции контроля за качеством, зачастую преследуют собственный интерес и необъективны.

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале сентября компания QS опубликовала рейтинг ведущих университетов мира World University Rankings 2012, согласно которому МГУ и СпбГУ опустились на несколько строк, зато региональные вузы России улучшили свои позиции.

В частности, практически вся первая двадцатка лучших вузов мира поделена между британскими и американскими учреждениями. Первое место занимает британский Кембридж, второе – американский Гарвард, третье также американский Массачусетский технологический институт. Лишь на 17-м месте оказался лучший вуз Канады – Университет Макгилла – и на 18-м – Шведский Федеральный технологический институт. Российские вузы пока далеки от первых мест: МГУ занимает лишь 112-е место, а СпбГУ – вовсе 251-е.

..............