Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

79 комментариев
20 сентября 2012, 08:28 • Общество

В поисках золота церкви

РПЦ оказалась не так богата, как о ней принято думать

В поисках золота церкви
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Вадим Новощукин

«Московское духовенство любит меня, готово жизнь за меня отдать. Но если я влезу в финансовые дела прихода, меня завтра же свергнут» – эти слова, приписываемые святителю Тихону, возможно, легенда, но деньги Церкви продолжают волновать и прихожан, и атеистов. Сама Церковь заявляет, что богаты священники, а она – бедна.

Священники на «Мерседесах», часы и квартира патриарха, его резиденция на черноморском побережье... Деньги Церкви будят воображение и обывателей, и СМИ.

Даже самые острые критики РПЦ не нашли у нее ни крупной коммерческой недвижимости, ни промышленных предприятий, ни банков

Недавнее письмо ее предстоятеля главе государства с просьбой учесть материальные «интересы религиозных организаций» при рассмотрении поправок в Гражданский кодекс вновь пробудило интерес к теме. Велико ли богатство Церкви, и где ее золото?

Бюджет – дело тайное

«Московское духовенство любит меня, готово жизнь за меня отдать. Но если я влезу в финансовые дела прихода, меня завтра же свергнут». Так сказал святитель Тихон, возглавивший РПЦ после революции 1917 года, первый московской патриарх со времен Петра Великого, отменившего этот институт. Возможно, это апокриф, легенда, но живучая. Потому что в РПЦ, как, впрочем, и в других религиозных организациях, о деньгах говорить не любят.

Официальных отчетов о финансовой деятельности РПЦ не публикует. Они поступают в налоговые органы и Министерство юстиции.

На сайте Минюста есть отчеты НКО, а религиозных организаций – нет. На днях глава комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ Николай Сванидзе заявил ИТАР-ТАСС, что религиозные организации не публикуют отчеты и пользуются налоговыми льготами «из-за близости к властям, а не из-за какой-то их особой духовности». При этом Сванидзе убежден, что НКО «используют «белые» схемы финансирования, а религиозные организации – «серые». По его словам, «полукриминальные и криминальные деятели считают своим долгом поддерживать те или иные конфессии».

Сведения о финансовом положении РПЦ, которые попадают в СМИ, отрывочны, и общую картину составить сложно.

В августе 2006 года православный журнал «Фома» опубликовал интервью с главным бухгалтером Московской Патриархии Натальей Дерюжкиной. «Патриархия получает прибыль от предприятия в Софрино (производящего предметы религиозного назначения, облачения священников, иконы, богослужебные сосуды и т. п. – ВЗГЛЯД) и сравнительно небольшого гостиничного комплекса «Даниловский». Остальное – пожертвования, которые сегодня есть, а завтра их нет», – сказала она, а доходную часть бюджета патриархии сравнила «с оборотом средств средней столичной фирмы».

#{image=616914}Бюджет Московской Патриархии – это, конечно, не все деньги Церкви. А лишь часть. Но средства из него идут как раз на общецерковные нужды – расходы на содержание самой Московской Патриархии, Синода, московских и санкт-петербургских духовных академий и семинарий, различных синодальных подразделений.

Есть еще доходы приходов и монастырей, которые должны отчислять средства в епархии, а епархии – как раз в бюджет Московской Патриархии, общецерковный бюджет. Его пытался сформировать и покойный патриарх Алексий II, и нынешний – Кирилл. Но, похоже, не слишком успешно.

В 2010 году патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском совещании, заявил: «Должен признаться, что ознакомление со значительной частью финансовых отчетов епархий и их сопоставление с размерами епархиальных отчислений вызвали у меня недоумение. Должен сказать, что нынешние отчисления ряда епархий в 100, 200 или 300 тысяч соответствуют годовым отчислениям в Московскую Патриархию наименее обеспеченных приходов Москвы». И напомнил: «Взносы являются канонической, если угодно – экклезиологической обязанностью епархий, идущей еще от тех времен, когда местные церкви собирали средства апостолам, которые доставляли эти средства в Иерусалим».

В 2012 году патриарх на Архиерейском совещании вновь вернулся к этой теме. «Недопустимо повышать финансовые требования к приходам, ссылаясь на патриарха. Ко мне поступают обращения от клириков из некоторых епархий, в которых сообщается о том, что епархиальные архиереи повысили такие требования в разы, утверждая, что их к этому обязал патриарх. При этом реальный объем материальной поддержки Московской Патриархии со стороны этих епархий на порядок меньше, чем тот, о котором говорится в информации, полученной с мест», – заявил он.

«Сформировать полноценный общецерковный бюджет пока, похоже, не удалось», – признал в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. «Половина моих сотрудников в отделе зарплаты не получают, живут на то, что дает служба на приходе», – сказал священник. Финансировать работу отдела за счет приходов, которые он возглавляет, протоиерею сложно. Некоторые из них дотационные, кроме того, протоиерей Димитрий Смирнов создал и с помощью благотворителей содержит детские приюты.

Синодальный отдел – это церковное министерство, финансироваться оно должно из общецерковного бюджета. Жалобы на скудные зарплаты высказывают в частных беседах и сотрудники других синодальных учреждений.

Но не исключено, что церковный бюджет оттого стал тайной, что никто просто не располагает полными сведениями о церковной собственности и ее доходах.

«В 2010 году Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви начало работу по формированию реестра церковного имущества. На первом этапе проводится инвентаризация того недвижимого имущества, которым располагают епархии, приходы, церковные учреждения на территории России. В декабре 2009 года был разослан соответствующий циркуляр управляющего делами Московской Патриархии. На основании полученных сведений будет составлен реестр земель, лесного и водного фондов, зданий и сооружений, используемых Русской православной церковью, а также определены имущественная принадлежность и правовой статус объектов», – объявил на Архиерейском соборе в 2011 году патриарх Кирилл. Завершено ли составление этого реестра – неизвестно.

Точно можно лишь сказать, что у РПЦ 30675 приходов (и, стало быть, храмов), 805 монастырей, в том числе 398 мужских и 407 женских. В России земля под храмами и монастырями, как правило, находится в бессрочном безвозмездном пользовании. Именно из-за этого патриарх и писал письмо Владимиру Путину. «Поправки в Гражданский кодекс предусматривали отмену такой формы как «постоянное землепользование на безвозмездной основе», вводилось только на платной», – пояснила газете ВЗГЛЯД главный юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

То есть РПЦ, правда, как и другим религиозным объединениям, пришлось бы за землю платить. Сегодня же религиозные объединения, в случаях, если они владеют землей, освобождены от уплаты земельного налога. По словам инокини Ксении, не облагаются налогом пожертвования. «Церковные учреждения платят транспортный налог и НДФЛ – за сотрудников учреждений», – сообщила она. Есть и другие налоговые льготы, предусмотренные законодательством, но ими религиозные организации не пользуются – нужды нет. Например, льготы предусмотрены на акцизы, но РПЦ не производит таких товаров – ни алкоголя, ни бензина...

Доходы Церкви проконтролировать крайне сложно даже ее собственным службам. Судите сами. Главный источник поступлений – пожертвования. Плата за религиозные ритуалы (молебны, крещения, венчания, отпевания, освящения домов, машин и офисов) – это все пожертвования. Кассовых аппаратов нет. Сколько получил батюшка – знают только он сам и тот, кто дал. Причем, как правило, дал наличными. Даже беря свечку, человек, с точки зрения РПЦ, не покупает ее, а жертвует деньги храму. Отсюда, кстати, так потешающие неверующих объявления о «недействительности свечей, приобретенных за пределами храма». Дело не только в том, что этот конкретный храм лишается дохода, а в том, что на жертве экономить не полагается.

Еще одна статья дохода РПЦ – совместная помощь государства и «социально ответственных» предпринимателей на реставрацию памятников архитектуры. Деньги тут идут немалые. В частности, на реставрацию Новоиерусалимского монастыря в подмосковной Истре – 3 млрд рублей, на программу превращения захолустного городка Верхотурье в «духовную столицу Урала» предполагалось выделить 7 млрд рублей. Но в последние годы расходы на реставрацию памятников по федеральной целевой программе «Культура» сокращаются, что отмечал патриарх Кирилл. Да и далеко не все храмы – памятники. Еще государство бесплатно выделяет землю под новые храмы. Но текущих расходов такая помощь не отменяет.

Попы на «Мерседесах» и бедная Церковь

Если бы был введен специальный налог, который плательщик мог на выбор перечислять либо любой конфессии, либо государству (на социальные нужды), какой вариант вы бы выбрали?




Результаты
202 комментария

Несколько лет назад (в 2008 году) наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов в интервью «Известиям» так описал доходы священников: «Рядовой московский священник получает примерно 20 тысяч рублей. Диаконы – шесть–восемь тысяч. Я уж не говорю о священниках в русской глубинке. Там все еще более скромно. Мне довелось побывать на наших заграничных приходах. Я посмотрел, как живут там наши священники. Зарплата – 400–600 долларов. А прожиточный минимум там 800–1000 на одного человека. Нам, монахам, проще, а вот женатым священникам, у которых супруга не работает, воспитывает пять, шесть, семь детей, приходится нелегко. Но они не жалуются. Кто-то подрабатывает программистом, кто-то пишет научные труды».

Кстати, сам архимандрит тогда высказался и по поводу машин: «Я вот тоже грешник. У меня иномарка, «Ауди», хотя она принадлежит монастырю, а не мне, но я ею пользуюсь. Я мог бы и на «Жигулях» ездить, но я эту машину купил, когда в 2001 году в Рязанской области мы взяли разрушенное большое хозяйство в несколько тысяч гектаров и восстановили его. Приходилось ездить туда иногда по три раза в неделю. Я очень хорошо знаю, что такое «Жигули», и знаю, что такое «Нива», долго ездил на них. Но когда, особенно в первое время, надо было ездить 250 километров в одну сторону и 250 километров в другую, три–четыре раза в неделю, и зимой, и летом, то выбор между «Жигулями» и «Ауди» был предрешен».

А еще наместник рассказал о том, как монастырь зарабатывает: «У нас огромное для Церкви издательство, в котором выпускается духовная, историческая, художественная и научная литература. Как я уже сказал, у нас есть большой и пока эффективный сельскохозяйственный комплекс. А тратим на содержание, ремонты и стройки монастыря, интернат для детей на 100 человек, высшее учебное заведение, где учатся и содержатся 150 воспитанников, издательство, где выпускается до 400 книг в год, интернет-сайт «Православие.ру». Да и еще немало другого».

Но священники действительно ездят на «Мерседесах», и не только на них. На других дорогих машинах встречаются. Но не все. И это не свидетельствует о богатстве РПЦ как организации. Обычно это конкретный священнослужитель, сумевший произвести впечатление на конкретного человека, способного подарить дорогую машину. Протоиерей Димитрий Смирнов уверяет, что не видел священников на новых «Мерседесах»: «Это обычно подержанные машины: бизнесмен лет пять отъездил, вышла машина из моды – ее он и дарит».

#{interviewsociety}Хотя точных сведений о финансовом положении РПЦ нет, по некоторым признакам можно все-таки сделать вывод, что ее богатство, подчеркнем – не роскошные аксессуары отдельных представителей или руководителей, а именно религиозной организации – скорее всего, миф.

Московский храм Христа Спасителя – кафедральный собор, РПЦ не принадлежит. Потому что содержать это сложное инженерно-техническое сооружение очень дорого. До сих пор Церковь не приобрела самолета для патриарха. Дорого – и купить, и обслуживать. Предстоятель путешествует на арендованных лайнерах.

Даже самые острые критики РПЦ не нашли у нее ни крупной коммерческой недвижимости, ни промышленных предприятий, ни банков. Ее финансовой основой остаются пожертвования. Но большинство прихожан жертвуют храмам чаще всего в обмен на удовлетворение собственных религиозных потребностей. То есть, на крещение-венчание-отпевание и молебны по особым случаям. Эпизодически.

Попытки РПЦ собрать средства для нужд погорельцев дали результаты весьма скромные. Всего 90 млн рублей. Чтобы понять, насколько это скромно, можно применить «рейтинг танка». По аналогии с «рейтингом биг-мака» – для определения уровня доходов граждан, инфляции и т. п. проводятся замеры стоимости одинакового биг-мака в разных странах. Так вот, в годы Великой Отечественной войны РПЦ, разгромленная тогда большевиками, тем не менее, собрала денег на 40 танков колонны «Дмитрий Донской». На нынешние 90 млн можно купить лишь полтора танка. Хотя кампания шла активная, призывы звучали и по телевидению, да вообще «из каждого утюга»...

Недавно РПЦ собирала деньги и для пострадавших от наводнения в Крымске. РИА «Новости» со ссылкой на патриарха Кирилла сообщила – собрали более 14 млн рублей.

В свое время много сообщалось о планах РПЦ открыть приюты для беременных женщин, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Цель – дать им возможность отказаться от аборта, родить ребенка, дать молодой матери на некоторое время жилье и научить ее профессии. Отличная была идея. Ну и где те приюты? Кроме пилотного, рассчитанного на 12 женщин, больше сведений не поступало. И это не попытка указать на слабое социальное служение РПЦ, а констатация простого факта – для служения нужны деньги. Нет денег – нет и благотворительных проектов.

«Паства бедна – откуда Церкви быть богатой?» говорит протоиерей Димитрий Смирнов. «Вот при советской власти Церковь действительно была богатой», замечает он.

Парадокс. При атеистическом режиме Церковь была богатой, а сейчас, когда власти всячески демонстрируют ей свое почтение, первые лица государства молятся в храмах, а прокуроры радостно тащат за решетку любого, кто бросит косой взгляд на нее, стала бедной?

Объяснение есть. РПЦ была богатой, несмотря на налоги и поборы в Фонд мира. Богатыми были и другие религиозные организации, их представители это признают. Дело в том, что тогда, при советской власти, верующими в основном были пенсионеры. И пенсию многие получали вполне приличную, а потребности у них были невелики. Вот и несли деньги в храмы, мечети, синагоги. А их было очень мало, и священников, раввинов, имамов тоже было мало. Денег много, а храмов и священнослужителей мало. Вот и получалось богатство. Но за 20 с лишним лет религиозного возрождения число и культовых зданий, и священнослужителей выросло колоссально. Соответственно, выросли и расходы. Но нынешним пенсионерам не до пожертвований. А люди среднего возраста и молодежь – одни небогатые, другие равнодушные, Вот и получается: «денюшки-то того, плакали-с».

..............