5 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 10:50  |  vz.ru

Курц останется опасным канцлером, который может вернуться

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Считается, что Народная партия Австрии OVP, которую возглавлял до сегодняшнего дня Себастьян Курц, правоцентристская. Правая до такой степени, что могла смело сказать главе Евросоюза фон дер Ляйен, что в Австрии и так много мигрантов и больше их не будет, пока канцлером работает Курц. Подробности...

"Зеленой" энергетике Германии нужен "Северный поток – 2"

Василий Федорцев
Василий Федорцев, политолог, германист
Потребность Германии в природном газе в ближайшее время будет только расти, и газ этот будет в первую очередь российским – уже просто потому, что возможности переключиться на других крупных поставщиков у немцев пока нет и в обозримом будущем не будет. Подробности...

Инвалидность изоляцией не лечится

Вероника Леонтьева
Вероника Леонтьева, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви
В России сегодня около 600 психоневрологических интернатов, в них проживают более 155 тысяч человек. И практически каждый из них может жить полноценной жизнью и приносить пользу себе и обществу. Но не живет и не приносит. Подробности...

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать

НОВОСТЬ ЧАСА: Стало известно о напряженном споре Лаврова и Блинкена из-за Украины

В чем была главная причина победы советских войск под Москвой

главные причины

Назарбаев объяснил отказ признавать Крым российским

провокационные действия

Захарова рассказала о разработанной США спецоперации против России

«дабы Бога не гневить»

Агутин признался в вынужденном участии в новогодних огоньках

наказание за Тайвань

Китай обнулил Литву

реформы 1991 года

Как соратники Ельцина уничтожили КГБ

трагедия в «Листвяжной»

Угольные короли ответят за смерть шахтеров

борьба за власть

Украину готовят к реваншу Порошенко

национальный вопрос

Русский язык в Татарстане вызвал новые споры

опричная каста

Андрей Манчук: Украина стала Меккой для нацистов всего мира

жить полноценной жизнью

Вероника Леонтьева: Инвалидность изоляцией не лечится

зеленая революция

Василий Федорцев: «Зеленой» энергетике Германии нужен «Северный поток -2»

Пугают ли вас ИНН, QR-коды и прочие присваиваемые людям цифровые идентификаторы?

«Последствия непредсказуемы»

Марк Белаковский, заведующий отделом внедрения, реализации и пропаганды научных достижений Института медико-биологических проблем, кандидат медицинских наук
    Аппарат «Любопытство» (Curiosity) прошел специальную дезинфекцию, чтобы не завезти земные микробы на Марс
       12 сентября 2012, 22:30
    Фото: Reuters
    Текст: Роман Крецул

«Мы проводим эксперименты на выносной платформе Международной космической станции, они показывают высокую степень выживания микробов. По нашим данным, в условиях открытого космоса они могут жить несколько лет», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД специалист Института медико-биологических проблем РАН Марк Белаковский.

В американских СМИ появились сообщения о том, что марсоход Curiosity мог привезти на сверлах своих буров земные бактерии на Марс.

По нашим данным, в условиях открытого космоса микробы могут жить несколько лет

Сверла были стерилизованы в боксе, чтобы быть открытыми только после приземления Curiosity на Марсе. Тем не менее инженеры беспокоились, что при грубой посадке может произойти повреждение марсохода и буровых механизмов, поэтому они еще до отправки марсохода в космос приняли решение открыть бокс и установить запасные сверла.

Однако бокс не должен был открываться без разрешения ученого NASA, ответственного за защиту Марса от загрязнений с Земли, а с Кэтрин Конли – офицером NASA, ответственным за планетарную защиту – не проконсультировались. «Они не должны были делать этого, не сообщив мне. Это безответственно: не следовать нашим собственным правилам», – сказала Конли Los Angeles Times. Эти правила по стерилизации касались любой части Curiosity, которая будет соприкасаться с поверхностью планеты. Распространялось это и на сверла буров, и на все шесть колес марсохода. Предосторожности были нужны, чтобы обеспечить возможность исследования воды или льда, даже если шансы найти их были невелики.

Представители NASA в свою очередь заявили, что открытие бокса с бурами являлось просчитанным риском. «Обнаружить воду или лед вблизи кратера Гейла было маловероятно», – пояснил Дэвид Лэвери, исполнитель программы по исследованию Солнечной системы в штаб-квартире NASA. «Конечно, всегда есть возможность, что Марс удивит нас», – оговорился он.

Прокомментировать эту информацию газета ВЗГЛЯД попросила заведующего отделом внедрения, реализации и пропаганды научных достижений Института медико-биологических проблем РАН Марка Белаковского.

Марк Белаковский специалист Института медико-биологических проблем РАН (фото: impdb.com)

Марк Белаковский, специалист Института медико-биологических проблем РАН (фото: impdb.com)

ВЗГЛЯД: Марк Самуилович, насколько, на ваш взгляд, вероятно проникновение на поверхность Марса земных форм жизни?

Марк Белаковский: Есть специальные подразделения, которые занимаются межпланетарным карантином. Все ведущие космические державы эту проблематику знают неплохо.

Могу с уверенностью сказать, что такая опасность есть, ведущие специалисты о ней знают, поэтому при столь значимых полетах проводится специальная обработка и корабля, и всех составляющих, которые могут долететь до других планет или астероидов, чтобы исключить перенос биологических объектов с одной планеты на другую. Поэтому теоретически – такое заражение может быть. Практически – думаю, нет, потому что американцы хорошо знают проблему и очень тщательно обрабатывают все, что может соприкоснуться с Марсом.

ВЗГЛЯД: Если предположить, что бактерии все же попали на поверхность, что это означает и какие последствия может за собой повлечь?

М.Б.: Практически это занос чужой биологической составляющей на другую планету. Последствия непредсказуемы.

ВЗГЛЯД: Нельзя даже предположить, к чему это могло бы привести?

М.Б.: Может быть, на Земле жизнь так и зародилась. Почему мы сейчас очень интенсивно изучаем Марс и все планеты Солнечной системы, и все астероиды, которые летят в эту сторону? Потому что одна из теорий возникновения жизни на Земле – как раз занос биологических составляющих на Землю.

ВЗГЛЯД: Разве могут микроорганизмы выжить при отсутствии атмосферы?

М.Б.: Наш опыт проведения исследований говорит о том, что могут. Мы проводим эксперименты на выносной платформе Международной космической станции, они показывают высокую степень выживания микробов.

По нашим данным, в условиях открытого космоса они могут жить несколько лет.

ВЗГЛЯД: А если условия начинают меняться...

М.Б.: Если возникают условия для развития, они могут развиваться. В какую сторону пойдет развитие, естественно, непонятно.

ВЗГЛЯД: Что может произойти, если опасения специалистов NASA оправдаются, и бактерии, которые, по их мнению, могли быть занесены на поверхность планеты, вступят во взаимодействие с водой, которую там теоретически можно найти?

М.Б.: Повторюсь, я не представляю, что американцы могут внести это. Но если бы бактерии каким-то образом оказались на Красной планете и вступили во взаимодействие с водой, они могли бы выжить и размножиться.

Если вы помните, в Антарктике нашли глубоководное озеро, где якобы сохранились микроорганизмы, которые там находились тысячелетиями. Теоретически это, конечно, возможно.

Кстати, хотел бы подчеркнуть, что российские ученые первыми начали серьезно заниматься этой проблемой, мы первые провели на выносной платформе эксперименты по выживанию биологических компонентов практически в открытом космосе, и сейчас проводим эти эксперименты сами и совместно с коллегами из Европейского космического агентства.