Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 сентября 2012, 14:38 • Общество

«Живые клетки ищут впервые»

Семен Григорьев: Живые клетки мамонта ищут впервые

«Живые клетки ищут впервые»
@ wikipedia.org

Tекст: Елена Сидоренко

«Если мы и не сможем найти живые клетки, то наша задача – обнаружить хотя бы целое ядро, в котором могла сохраниться вся информация о ДНК. То, что мы нашли, уже дает небольшую надежду на это», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД директор Музея мамонта СВФУ Семен Григорьев, комментируя намерение корейских ученых клонировать мамонта.

Ученые из Северо-восточного федерального университета (СВФУ) им. М. К. Аммосова совместно с коллегами из Республики Корея, США и Швеции завершили международную палеонтологическую экспедицию «Яна-2012». Результатом стало нахождение фрагментов частей мамонта, в которых могут быть сохранены живые клетки.

Впервые была поставлена задача проверить образцы на сохранность клеток, чтобы мамонтов можно было бы клонировать

Экспедиция проходила в августе в Усть-Янском районе. «В уникальной местности на глубине около 100 м нам удалось найти богатый материал для исследования – это мягкие и жировые ткани, шерсть, костный мозг мамонта», – сообщается на сайте университета. «В ходе экспедиции были установлены тесные связи между учеными из разных стран мира. Эти данные будут опубликованы в авторитетных научных журналах. А подробный видеоматериал можно будет увидеть в следующем году на канале National Geographic», – передает пресс-служба СВФУ слова одного из участников экспедиции.

Одно из самых заинтересованных лиц экспедиции – профессор, руководитель корейского фонда Sooam Biotech Хван Ву Сук, он увлечен идеей найти «живые» клетки мамонта, которые, по словам исследователя, могут быть использованы при клонировании. Дело в том, что Ву Сук и его коллеги поставили перед собой амбициозную задачу: корейские ученые попытаются клонировать не только мамонта, но и других ископаемых животных, которых только смогут, в частности, тех, биоматериалы которых есть в университете. По завершении экспедиции между специалистами Республики Корея и руководством СВФУ было подписано соответствующее соглашение.

Группа специалистов по генетике и биологии из Кореи прибыла в Усть-Янский район, чтобы начать исследования, которые могут объяснить перемены в экосистеме, произошедшие 10 тыс. лет назад. Как ранее отмечал ученый Хван Ин Санк, в Корее проблема в нахождении качественных клеток мамонта, а в Якутии они сохранены.

Во время последней экспедиции группа исследователей университета как раз нашла уникальные материалы мамонта, способные привлечь внимание мировой научной общественности, поскольку в найденных образах сохранились целые ядра клеток.

По мнению Семена Григорьева, с целой тушей мамонта было бы больше шансов найти живые клетки(фото: из личного архива)

По мнению Семена Григорьева, с целой тушей мамонта было бы больше шансов найти живые клетки (фото: из личного архива)

О научной значимости находки и о том, какие исследования с ними будут проводиться, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель экспедиции, директор Музея мамонта СВФУ Семен Григорьев.

ВЗГЛЯД: Семен Егорович, где были обнаружены останки мамонта?

Семен Григорьев: Экспедиция проводилась в Верхоянском и Усть-Янском районах, которые расположены в бассейне реки Яна. Сами образцы были обнаружены нами в 100 км от села Казачье.

ВЗГЛЯД: Неужели ученым действительно удалось найти живые клетки, как сообщили СМИ?

С. Г.: Нет, прошла не совсем корректная информация. Живых клеток пока не обнаружили. Живые они или нет, станет известно только после тщательных лабораторных исследований, результат которых – в лучшем случае – будет известен только к концу этого года.

ВЗГЛЯД: А что из себя представляет ваша находка: это целая туша мамонта или только части тела?

С. Г.: Нами были обнаружены отдельные фрагменты: шерсть, жировая ткань на небольшом куске шкуры, кости с хорошо сохранившимся костным мозгом. Прямо на месте ученые из Кореи с помощью портативного микроскопа посмотрели образцы мозга и увидели целые ядра клеток. Все найденные образцы сейчас хранятся в морозильной камере университета.

ВЗГЛЯД: В чем заключается уникальность обнаруженных вами фрагментов?

С. Г.: Нечто подобное находили не раз. В Сибири мамонтов находят в разных местах. Костный мозг находили в прошлом году. Но впервые была поставлена задача проверить образцы на сохранность клеток, для того чтобы в дальнейшем мамонтов можно было бы клонировать на основе материалов, то есть живые клетки ищутся впервые. Раньше в лучшем случае определяли возраст и делали ДНК-анализ.

ВЗГЛЯД: В экспедиции принимало участие много специалистов из других стран. В чем был их интерес?

С. Г.: В нашем музее очень богатый палеонтологический материал, который представляет интерес для ученых из многих стран. В экспедиции приняли участие директор Зоологического музея РАН в Санкт-Петербурге, научный секретарь комитета РАН по изучению мамонтов, замдиректора зоологического института РАН Алексей Тихонов, четыре специалиста из Республики Корея, а также руководитель отдела древней ДНК Музея естественной истории Швеции Бове Дален.

Корейские коллеги пытаются клонировать мамонта. Уже подписан договор о сотрудничестве на пять лет. Кроме мамонта они будут пытаться клонировать всех ископаемых животных, материалы которых у нас есть. Чем сохраннее материал, тем лучше сохраняется ДНК.

ВЗГЛЯД: Насколько реально клонировать мамонта, если клетки окажутся живыми?

С. Г.:  Как говорит корейский профессор Хван Ву Сук, самое главное – найти хоть одну живую клетку. По его словам, после этого можно будет уже размножить тысячи клеток путем культивирования. А остальное – вопрос техники. Если бы мы нашли целую тушу замороженного мамонта, шансов на обнаружение живых клеток было бы, конечно, больше...

Профессор Хван клонировал собаку, которая умерла три недели назад, образцы животного хранились в комнатных условиях. Это ответ скептикам, которые утверждают, что ДНК сразу же разрушается после смерти животного.

Если мы и не сможем найти живые клетки, то наша задача – обнаружить хотя бы целое ядро, в котором могла сохраниться вся информация о ДНК. То, что мы нашли, уже дает небольшую надежду на это.