Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 августа 2012, 12:40 • Общество

«Это сказывается на имидже страны»

Александр Железняков: Провальные запуски скажутся на имидже

«Это сказывается на имидже страны»
@ khrunichev.ru

Tекст: Елена Сидоренко

«Когда происходит одна–две неудачи, это еще может быть случайностью. А когда идет такая длинная череда, которая продолжается более полутора лет, это говорит о наличии негативных явлений в космической отрасли, особенно в контроле качества выпускаемой продукции», – заявил газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.

В связи с неудачным запуском двух космических аппаратов «Экспресс-МД2» и Telkom 3 во вторник соберется спецкомиссия. Именно она и решит дальнейшую судьбу спутников. «Специальная комиссия соберется сегодня в Москве. Она проанализирует ситуацию с неудачным выведением двух спутников», – сказал «Интерфаксу» источник в космической отрасли. Он отметил, что сейчас специалисты Роскосмоса и космических фирм, участвовавших в запуске, вылетают из Байконура в Москву. «Начался анализ телеметрической информации. Предварительно картина случившегося понятна. Но окончательные выводы сделает комиссия», – заметил он.

В любом случае даже если бы была какая-то угроза сближения, то станция способна произвести маневр отклонения и избежать неприятных последствий

В данный момент госкомиссия на Байконуре оценивает возможность спасения аппаратов. В работе госкомиссии принимают участие представители Роскосмоса, а также фирм, участвовавших в запуске, в частности Космического центра им. Хруничева.

Между тем, по данным источника «Интерфакса», траектории полета спутников, а также разгонного блока «Бриз-М» могут угрожать космическим аппаратам, находящимся на низкой околоземной орбите, в том числе Международной космической станции (МКС). По его словам, «теоретически угроза столкновения аппаратов с другими спутниками и МКС возможна, но минимальна».

О том, как очередной провал российской космонавтики скажется на дальнейшей судьбе отрасли и сотрудничестве с иностранными клиентами, газете ВЗГЛЯД рассказал академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.

ВЗГЛЯД: Александр Борисович, по вашему мнению, что стало причиной очередной неудачи?

Александр Железняков: Пока можно озвучивать только предварительные версии: либо двигательная установка в разгонном блоке «Бриз-М», либо система управления того же блока. А что на самом деле произошло, конечно, можно будет говорить только после изучения телеметрической информации и других косвенных данных, которые есть в распоряжении специалистов.

Александр Железняков считает, что провал с запуском скажется на имидже российской космонавтики, но клиентов меньше не станет(Фото: Alexandr Zheleznyakov/Wikipedia)

Александр Железняков считает, что провал с запуском скажется на имидже российской космонавтики, но клиентов меньше не станет (Фото: Alexandr Zheleznyakov/Wikipedia)

ВЗГЛЯД: Космический аппарат Telkom 3 создавался в России по заказу индонезийского оператора. Повлияет ли провал на сотрудничество с ними и с другими заказчиками?

А. Ж.: Подобные неудачи были не только у нас, но и у европейцев, китайцев. Как правило, в таких случаях происходит повышение настороженности со стороны клиентов. Но это не значит, что индонезийцы после провала откажутся от наших услуг. Возможно, они будут продолжать пользоваться «Протонами», но при этом стремиться поставить выше страховые суммы, попытаться сбить цену за услуги. Не думаю, что за два–три года произойдет кардинальный перелом и все клиенты от нас разбегутся.

У России достаточно много клиентов. Та же ракета-носитель «Протон» должна стартовать 10–12 раз в год, чтобы удовлетворить потребности операторов спутниковой связи. И пуски будут продолжаться, но только страховщики будут с большей настороженностью подходить к страхованию грузов.

ВЗГЛЯД: В случае провала запуска спутника заказчику выплачивается компенсация?

А. Ж.: Конечно, выплачивается. Риски провала запуска застрахованы, оператору-заказчику вся сумма будет выплачена. И они уже смогут на эти деньги произвести новые космические аппараты, а дальше заключат контракты на запуск при помощи «Протона» или «Ариана». А то, что Россия после неудачного запуска в следующий раз должна произвести операцию за свой счет, такого в контрактах нет.

ВЗГЛЯД: Какова дальнейшая судьба спутников «Экспресс-МД2» и Telkom 3? Они просто превратятся в космический мусор?

А. Ж.: Вероятнее всего, да.

ВЗГЛЯД: Сейчас говорят, что спутники могут угрожать космическим аппаратам, находящимся на низкой околоземной орбите, в том числе и МКС. Это  действительно так?

А. Ж.: Та орбита, параметры которой дает стратегическое командование США, показывает, что спутники МКС не угрожают. В любом случае даже если бы была какая-то угроза сближения, то станция способна произвести маневр отклонения и избежать неприятных последствий.

ВЗГЛЯД: А страны обычно убирают за собой космический мусор?

А. Ж.: Эта проблема очень остро стоит в последние годы. Выдвигалась масса проектов для того, чтобы страны могли как-то прибрать за собой на орбите, но пока все остается на прежнем уровне: то, что стало космическим мусором, так и вращается вокруг Земли, и с каждый годом его становится все больше и больше.

ВЗГЛЯД: По предварительным данным, в неприятном инциденте может быть виноват разгонный блок «Бриз-М». Будет ли он использоваться в дальнейшем?

А. Ж.: Будет использоваться и дальше. Он использовался и раньше, и не всегда его использование было результативным, были и аналогичные инциденты. В августе 2011 года он, например, не смог вывести на орбиту российский спутник связи «Экспресс-АМ4».

Но статистика показывает, что из десяти запусков девять с использованием «Бриза-М» оканчиваются удачей. А это очень высокий процент для космической техники. Сегодняшняя неудача, возможно, приведет к тому, что будет проведен дополнительный анализ всех перспективных решений, принятых в разгонном блоке.

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, эта и предшествовавшие ей неудачи с российскими запусками – случайность или что-то большее?

А. Ж.: Нет. Когда происходит одна–две неудачи, это еще может быть случайностью. А когда идет такая длинная череда, которая продолжается более полутора лет, это говорит о наличии негативных явлений в космической отрасли, особенно в контроле качества выпускаемой продукции. Именно это и сказывается на тех проблемах, которые обрушиваются на космическую отрасль и никак не хотят заканчиваться.

ВЗГЛЯД: Что же необходимо сделать, что вывести космическую отрасль из кризиса?

А. Ж.: Однозначного рецепта нет. Необходимо перестраивать работу отрасли, повышать контроль качества продукции, привлекать молодых специалистов, заменять износившееся оборудование, решать комплекс задач, которые помогут нашей космонавтике вернуться на передовые рубежи. Но это все очень долго, дорого. А сиюминутного исцеления нет. В перспективе нужно обращать внимание на перечисленные аспекты и упорно работать в этих направлениях, и только тогда можно будет надеяться на то, что в ближайшие годы ситуация изменится.

ВЗГЛЯД: Если ситуация останется на прежнем уровне, к чему это может привести космическую промышленность?

А. Ж.: К развалу не приведет, но позиция российской космонавтики будет серьезно подорвана. Потому что любая такая неудача, особенно при коммерческих запусках, негативно сказывается на имидже страны как поставщика пусковых услуг, и, соответственно, к нам будут меньше обращаться за подобными услугами, будет меньше поступления средств от этой деятельности. А отсутствие средств приведет к тому, что ситуация в космической отрасли и дальше будет усугубляться.

ВЗГЛЯД: Источники в космической отрасли заявляют, что в связи с новой неудачей Роскосмос может уволить руководство Центра им. Хруничева. Что вы думаете по этому поводу?

А. Ж.: Все возможные кадровые перемещения стараюсь не комментировать. Потому что, с одной стороны, должны нести ответственность те, кто виноват в провале. Но решения эти должны приниматься взвешенно, а не огульно. Может быть, в данной ситуации сотрудники центра и не виноваты.

..............