22 июня, четверг  |  Последнее обновление — 19:20  |  vz.ru

СМИ рассказали о погоне «бесстрашных россиян» за грабителями под Парижем

22 июня 1941 года

Минобороны опубликовало уникальные документы о Великой Отечественной войне

внук Елизаветы Второй

Принц Гарри: Никто в нашей семье не хочет стать королем или королевой

нобелевский лауреат

Алексиевич прокомментировала свое скандальное интервью

«антироссийская тенденция»

Бывший глава разведки ГДР: Россию от нападения НАТО спасает только ядерное оружие

новые санкции

США пытаются наказать мифическую российскую ЧВК

Кубинский гамбит

Дмитрий Дробницкий: У Гаваны нет иного будущего, кроме как вернуться в орбиту Вашингтона

«людоедские размышления»

Андрей Бабицкий: Простосердечный каннибализм Светланы Алексиевич

«Россия – «плохая»

Сергей Худиев: Принятие ЛГБТ-воззрений – это определенный знак повиновени

Прохожие вернули часть денег мотоциклисту, рассыпавшему по трассе 12 млн рублей. А как бы вы поступили, найдя подобную сумму?

В поисках жизни

Высадка марсохода NASA на поверхность планеты прошла успешно

6 августа 2012, 13:22

Текст: Елена Сидоренко

Космический аппарат NASA по исследованию Марса Curiosity в понедельник совершил успешную высадку на Красную планету. Президент США Барак Обама назвал работу специалистов «беспрецедентным технологическим подвигом». Российские эксперты отмечают, что Россия действительно пока не в состоянии конкурировать с Америкой в освоении Марса, но свой вклад в проект NASA внес и Роскосмос.

В космическом агентстве NASA в понедельник утром сообщили, что новый марсоход Curiosity достиг своей цели и совершил посадку в районе кратера Гейл, где начнет исследовательскую миссию, призванную помочь ученым понять, где на Марсе могла или может существовать жизнь.

Сразу после высадки марсоходом были сделаны первые снимки поверхности Красной планеты. NASA опубликовало их на своем сайте. Снимки были сделаны широкоугольным объективом камеры, установленным на задней части ровера. В конце недели ожидаются уже большие цветные изображения Марса.

Президент США Барак Обама высоко оценил работу специалистов, осуществивших посадку аппарата: «Curiosity – наиболее высокотехнологичная из всех мобильных лабораторий, совершивших приземление на других планетах. Посадка данного аппарата – это беспрецедентный технологический подвиг, которым мы будем гордиться», – заявил он в коммюнике.

«Этот подвиг США останется в истории», – цитирует заявление американского лидера «Интерфакс».

Президент США отметил, что посадка космического аппарата на Марс является напоминанием о том, что стране нужно продолжать уделять пристальное внимание инновациям, поиску новых технологий и проведению фундаментальных научных исследований.

Отметим, что на борту Curiosity размещен сделанный по заказу Роскосмоса нейтронный детектор ДАН, который является вкладом России в эту миссию, сообщает ВВС.

«Американцы провели серьезную работу. Я бы даже сказал больше. США провели работу, которая определяет на десятилетия вперед методы исследования Марса. Конечно, жизни там нет, но сам поиск ее может дать много чего интересного. В России всегда идет разговор о том, чтобы отправить человека на Марс, но такие программы не проходят ни по деньгам, ни по технике. Просто чистая фантазия», – сказал газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.

По словам эксперта, в этом столетии исследования Красной планеты будут вестись исключительно с помощью автоматики.

Моисеев отметил, что Россия пока неспособна создать конкуренцию США в программах по освоению Марса. «Россия очень сильно отстала по технологиям, по производительности труда, которая является важным критерием. Сначала необходимо восстановить нормальную работу в космической отрасли, потом уже конкурировать с лидерами», – заметил он.

Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков в интервью газете ВЗГЛЯД предположил, что исследовательская миссия марсохода станет еще одним шагом в подготовке пилотируемых проектов. «Проект сам по себе масштабный, серьезный шаг в исследованиях Красной планеты. Но говорить о том, что проект внесет какой-то вклад в науку, все равно что ничего не говорить. На марсоходе установлена масса приборов, которые будут исследовать и химический состав марсианского грунта, и атмосферу, изучать те явления, которые будут наблюдаться с поверхности Марса, климат и т.д.», – сказал Железняков.

Эксперт отметил, что это, кроме всего прочего, очередной шаг к подготовке и осуществлению пилотируемой экспедиции, которая должна состояться в будущем. «Прежде чем лететь человеку, нужно очень хорошо узнать ту планету, где предстоит работать, какие опасности там подстерегают. А исследовательская миссия Curiosity поможет дать ответы на многие вопросы», – отметил Железняков.

Академик подчеркнул, что в России подобных проектов нет. «Если похожие проекты в России появятся, то только через 15–20 лет. Сейчас наша страна участвует только в европейской программе «ЭкзоМарс». Но своих собственных автономных проектов, кроме «Фобос-Грунта», пока нет», – сказал Александр Железняков.

Проект «Марсианская научная лаборатория» (Mars Science Laboratory), общая стоимость которого составила 2,5 млрд долларов, был начат в 2004 году. Его главным звеном стал исследовательский марсоход Curiosity – представитель уже третьего поколения марсоходов, сообщается на сайте NASA.

Он значительно превосходит по своим возможностям «предков»: почти игрушечного Sojourner и несколько более солидных Spirit и Opportunity.

По размерам новый марсоход сопоставим с небольшим автомобилем, его масса составляет 899 килограммов (Spirit и Opportunity весили по 170 килограммов). На борту Curiosity установлены десять научных инструментов общей массой 75 килограммов, которые позволят марсоходу проводить детальные геологические и геохимические исследования, изучать атмосферу и климат планеты, искать воду и ее следы, органические вещества и определять, был ли когда-то Марс пригоден для жизни и есть ли на нем места, пригодные для жизни сейчас.

Кроме того, Curiosity может стать новым марсианским долгожителем – источником энергии для него являются не солнечные батареи, а радиоизотопный термоэлектрический генератор. Эта «ядерная батарейка» может снабжать его энергией в течение 14 лет и сделает независимым ни от времени года, ни от погоды.

Путешествие Curiosity к Марсу началось 26 ноября 2011 года на космодроме на мысе Канаверал. В этот момент между Землей и Марсом было расстояние в 204 млн километров. Аппарату пришлось преодолеть 567 млн километров, чтобы «догнать» планету.

Для посадки марсохода специалисты NASA разработали новую, никогда прежде не использовавшуюся технологию Sky Crane («небесный кран»). Ровер опустился на поверхность планеты не на платформе с двигателями, как советские луноходы, не в коконе из пневматических мешков, как Spirit и Opportunity, а на тросах с «небесного крана» – «тарелки» с ракетными двигателями, которая поставила марсоход сразу на его собственные колеса.

Ученые объясняют необходимость «небесного крана» тем, что парашют не может достаточно сильно снизить скорость аппарата в разреженной марсианской атмосфере, а посадка на платформе с ракетными двигателями поднимет много пыли, которая может вывести из строя научную аппаратуру.

Аппарат встретился с атмосферой Марса на скорости около 5,9 километра в секунду. Примерно за 10 минут до входа в атмосферу его двигатели остановили вращение аппарата, он сбросил перелетный модуль с антеннами и солнечными батареями, а еще через две минуты – два 75-килограммовых вольфрамовых груза. Сброс балласта изменил центр масс аппарата, и он подставил потоку набегающего воздуха тепловой щит, который в атмосфере разогреется до 2,1 тыс. градусов.

Когда аппарат замедлился до скорости около 1,5 тыс. километров в час, начал раскрываться парашют, тепловой щит был сброшен. Затем на высоте около 1,6 километра верхняя крышка с парашютом отделилась, и из-под нее выпал марсоход с «небесным краном» сверху.

Ракетные двигатели крана замедлили скорость снижения до трех километров в час, после чего установка опустила марсоход вниз на 20-метровых тросах. Когда марсоход достиг грунта и встал на колеса, тросы были обрезаны, «небесный кран» улетел прочь и упал примерно в 150 метрах от марсохода.