19 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:40  |  vz.ru
Разделы

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

В послании Путина проявилось его мировоззрение

Сергей Худиев, публицист, богослов
Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

Василий Федорцев, политолог, германист
То, что сейчас происходит между Берлином и Москвой, – это только первые признаки перемен, и российско-германский диалог, по всей видимости, в новом десятилетии станет более сложным и многогранным. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Тимошенко заявила о начале процесса «ликвидации» Украины

        Главная тема


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «деятели за бугром»


        Путин пообещал «заткнуть поганый рот» тех, кто хочет переиначить историю

        военный бюджет


        На Западе рассказали о «финансовом силовом номере» Швеции против России

        3БМ44 «Лекало»


        «Суперснаряды» для российских танков оказались «убийцами» американских «Абрамсов»

        Видео

        переписывание истории


        Немцы обвинили СССР в начале Второй мировой войны

        группа граждан


        Коммунисты и либералы не захотели величия России

        «билеты счастья»


        У экономического чуда российских лотерей есть простое объяснение

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Признаки перемен


        Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

        Новая эра


        Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

        Колоссальные средства


        Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

        Удар в автоматическом режиме

        Разрабатываемые в России проекты беспилотников имеют, как правило, пилотируемые аналоги

        28 марта 2012, 17:33

        Текст: Денис Коваленко

        Версия для печати

        Российская авиация ожидает к 2020 году первые образцы ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), заявил главком ВВС Александр Зелин. Рабочих образцов именно ударных машин в исполнении отечественных конструкторов пока представлено не было. Газета ВЗГЛЯД попыталась предположить, какое из российских КБ сможет разработать такой аппарат.

        «У ударных БЛА хорошие перспективы, но на сегодняшний день ввиду отсутствия завершенных проектов пока рано говорить об их эффективности на поле боя», – заявил в среду главком ВВС Александр Зелин. При этом очевидна необходимость в такого рода технике, и ВВС ожидают принятия на вооружение соответствующих аппаратов уже к 2020 году.

        Ту-143 «Рейс» (фото: Jno/wikipedia.org)
        Ту-143 «Рейс» (фото: Jno/wikipedia.org)

        Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Однако на этом тема беспилотной авиации практически сошла на нет. У Минобороны не было средств и идеологических предпосылок для заказа подобной техники. В свою очередь в отсутствие спроса со стороны основного заказчика промышленность сконцентрировалась на выпуске «гражданской» продукции.

        В 2008 году Минобороны объявило о начале программы стоимостью в 5 млрд рублей по созданию современных образцов разведывательных беспилотных комплексов. Однако выполнить ее не удалось. Ни один представленный в ее рамках отечественный образец БЛА не только не соответствовал выданному техническому заданию военного ведомства, но и не выдержал самих испытаний. В итоге необходимую технику, а также лицензию на ее производство Россия вынуждена была купить у Израиля.

        Были ли какие-то конкретные задачи в области создания ударной беспилотной техники – неизвестно. Но в рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» – летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло». Внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

        По заявлению разработчиков, «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий. Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета – 4 тыс. километров. Скорость полета у земли – не менее 800 километров в час. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность»/«воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

        Собственно, на этом все разговоры о его разработке полностью затихли. Это дает повод думать, что «закрытая» презентация, как и эффектная футуристическая внешность машины, – не более чем пиар-акция КБ для привлечения дополнительного финансирования своих разработок. И не имеет под собой никаких реальных изысканий.

        Як-130 (фото: Dmitry Zherdin)
        Як-130 (фото: Dmitry Zherdin)

        Годом позже о возможности создания собственного ударного беспилотного аппарата заявило КБ «Яковлева». Его базой был выбран новейший учебно-тренировочный самолет Як-130, а сама работа получила наименование «Прорыв». Использование Як-130, по словам разработчиков, обусловлено тем, что уже сейчас этот учебно-тренировочный самолет представляет беспилотный робот.

        У самолета великолепные летные качества – он способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час.  В Як-130 заложены такие элементы автоматизации, благодаря которым машина имитирует поведение любого российского или иностранного истребителя. При этом она абсолютно предсказуема и понятна как для обучаемого, так и для обучающего пилота. Машина самостоятельно способна корректировать ошибки пилотирования обучаемого пилота. В случае если летчик по каким-то причинам потеряет контроль за самолетом, Як-130 по сигналу с земли самостоятельно совершит посадку на аэродром.

        В российских ВВС говорят, что Як-130 станет не только учебно-тренировочной машиной, но и легким ударным штурмовиком. Самолет за раз поднимает в воздух до 3 тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб, с помощью которых можно уничтожать наземные объекты, обеспечить охрану границы, в том числе морской. При этом специалисты ВВС утверждают, что на Як-130 все это выполнить дешевле, чем на МиГах и Су, – топлива летающий компьютер потребляет на порядок меньше.

        По массогабаритным характеристикам и дальности полета Як-130 аналогичен «Скату». Но, в отличие от второго, производится серийно, стоит на вооружении ВВС, что позволяет надеяться на то, что планы его переоборудования в беспилотный ударный комплекс не такие уж нереальные.

        Свой проект беспилотного ударного комплекса представило и КБ Сухого. Его предполагаемое название – Х-40. Об этом БЛА практически ничего не известно, кроме того, что в своей конструкции он, скорее всего, будет наследовать «родовые черты» знаменитых истребителей марки Су. Кроме того, он, видимо, переймет у старших братьев и элементы автоматизации полета и боевого применения.

        Уже сейчас истребители Су-30/35  способны выполнять автоматический полет над поверхностью земли с огибанием рельефа местности. При этом машина самостоятельно обнаруживает, классифицирует воздушные, наземные и морские цели. У КБ есть и новейший истребитель пятого поколения Т-50, который сейчас проходит испытания и еще больше отвечает представлениям о роботизированной машине.

        В Т-50 реализовано главное требование к современным истребителям – высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

        По всему фюзеляжу размещены несколько десятков различных датчиков, которые позволяют бортовому компьютеру не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает пилоту реальному несколько вариантов действий.

        Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более 2 тыс. километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5 тыс. километров. Вооружение новой машины полностью убрано во внутренние отсеки, обеспечивая так называемую технологию малозаметности «стелс». В этих отсеках, по некоторым данным, могут быть размещены до восьми ракет «воздух-воздух» типа Р-77 или две управляемые авиабомбы массой по 1500 килограммов.

        Кроме того, на двух внешних подвесках самолета могут быть размещены еще две дальнобойные ракеты, с помощью которых он сможет бороться с целями на удалении 400 километров. Говоря об этой машине, главком Зелин отметил, что она станет платформой для создания целого семейства различных самолетов. Не исключено, что и ударного беспилотного комплекса.

        В контексте перспективы создания нового стратегического бомбардировщика, задание на аванпроект которого получило КБ Туполева, нельзя не сказать, что многие эксперты отмечают, что машина может стать полностью беспилотной. Уже сейчас самый современный российский стратегический бомбардировщик Ту-160 способен совершать межконтинентальный перелет в автоматическом режиме, самостоятельно применять весь спектр высокоточного управляемого вооружения по заранее намеченным целям.

        С 2007 года российские КБ больше ни разу не демонстрировали каких-либо макетов или изображений каких-либо ударных БЛА. Тема, как и раньше, находится в тени более амбициозных и экономически выгодных «гражданских» проектов. Только от создания и продажи «мирных» образцов беспилотной техники отечественные производители ожидают прибыль в 1 млрд долларов. Что касается военных разработок, то, скорее всего, они ведутся за счет собственных средств разработчиков, а это означает весьма небыстрые сроки появления реальных образцов техники.

        «В военном секторе, – сообщил газете ВЗГЛЯД директор программы развития беспилотных систем корпорации «Иркут» Юрий Малов, – есть гособоронзаказ, есть конкретные задачи для БПЛА и фирмы-исполнители. Но говорить о каких-то конкретных вещах сегодня преждевременно».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............