Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
31 октября 2012, 20:11 • Общество

Прокатить за алименты

У алиментщиков хотят отобрать автомобили, но не знают как

Прокатить за алименты
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Оксана Маркеч

Депутаты предложили временно ограничивать неплательщиков алиментов в праве на управление транспортными средствами: запрет на выезд за границу мало пугает скрывающихся от закона отцов, а больше взять с них нечего. Эксперты полагают, что идея (даже притом, что западный опыт есть) в России работать не будет.

Накануне стало известно, что думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей предложил ограничивать неплательщиков алиментов в праве на управление транспортными средствами.

Получится так, что человек поехал из Владивостока в Москву, в Новосибирске его полиция остановила, он едет на машине, которую ему доверили, а машина в собственности у человека, который не платит алименты

Эта инициатива по-своему логична: квартиру у нарушителя не отберешь, а арест мелкой собственности не имеет никакого смысла. Автомобиль – это, пожалуй, единственный массово распространенный вид имущества, арестовать которое несложно, при этом владельцу будет действительно обидно. Поэтому прав уже предлагали лишать за пьянство и, например, за грубые нарушения ПДД.

Эксперты считают, что новая инициатива носит слегка дискриминационный характер в отношении автомобилистов.

По словам председателя комитета Ольги Баталиной, которую цитирует РИА «Новости», машина сегодня есть практически в каждой семье, владеют ими в основном мужчины, поэтому такая мера заставит их более ответственно исполнять свои родительские обязанности. Исключением станут неплательщики алиментов, которых запрет на управление транспортным средством лишит основного источника дохода. Кроме того, запрет не коснется инвалидов первой и второй группы, а также лиц, на иждивении которых находится такой инвалид. Для введения запрета на управление транспортным средством задолженность по алиментам должна превышать 5000 рублей.

Подобная практика уже существует в США, Канаде, Великобритании, Польше и ряде других стран, да и в России возможность наказания обсуждается не впервые. «Например, в той же самой Канаде действительно отнимают водительские права, а также лишают лицензии на рыбную ловлю и охоту. В некоторых штатах США существует даже уголовная ответственность за это, а в Белоруссии неплательщик алиментов не может покидать пределы страны», – приводила пример Людмила Швецова.

Известно, что в некоторых штатах США уклонистам ставят блокираторы на автомобили, а в Латвии неплательщикам запрещено регистрировать авто, им не выдают талоны о проведении техосмотра, дело может дойти и до изъятия прав.

Вице-президент Федерации автовладельцев России Владимир Литвинов считает, что если человек не выполняет какие-либо законы, не платит алименты, то арестовываться должно все его имущество, а не только автомобиль. «Если человек не выполняет закон, на его имущество налагается арест, это нормально. Но если этот арест накладывается только на автомобиль, то это непонятно. Абсолютно нормальная вещь, когда арест наложен на все имущество алиментщика. Платите налоги, платите алименты, живите законно», – прокомментировал он инициативу газете ВЗГЛЯД.

По его словам, непонятно, каким может быть механизм действия такого закона.

«Остановить автомобилиста просто так нет возможности. Для того чтобы его остановить, надо, чтобы он ехал именно на этой машине, которая принадлежит ему. Но возможна ситуация, когда отследят машину по номеру, по камерам, остановят, а там другой человек едет по доверенности. Получится так, что человек поехал из Владивостока в Москву, в Новосибирске его полиция остановила, он едет на машине, которую ему доверили, а машина в собственности у человека, который не платит алименты. И вот стоит человек в Новосибирске без машины. Нужно все продумывать и прописывать, и если арестовывать имущество, то только в присутствии хозяина этого имущества», – пояснил эксперт.

Однако такие механизмы, считает Литвинов, прописать очень сложно. Бороться с неплательщиками алиментов, по его мнению, нужно другим способом: нужно, чтобы люди получали белую зарплату, а пока мы имеем теневые зарплаты, ничего не получится. «Если он злостный неплательщик алиментов, его можно и в тюрьму посадить, пусть он там отрабатывает свои долги. А если он зарабатывает легально, можно вычитывать из его зарплаты. Наши законотворцы иногда не очень продумывают законы. Я не думаю, что они смогут забирать автомобили, если закон будет принят. Я не против, чтобы имущество у алиментщика забиралось. Здесь вопрос другой: как это будет сделано – совершенно непонятно. Тот, кто захочет уйти от этого, уйдет», – добавил он.

По данным Павла Астахова, в России сегодня около 2 млн детей должны получать алименты от разведенных родителей. Но лишь 64 тыс. россиян в прошлом году добровольно выплатили алименты своим детям, пишет «Независимая газета».

Научный сотрудник Независимого института социальной политики Светлана Бирюкова отмечает, что, действительно, проблема неуплаты алиментов очень актуальна сегодня, но мера является дискриминирующей, потому что не все неплательщики алиментов являются автовладельцами или владельцами прав. Также вполне вероятно, что издержки на администрирование процесса будут слишком велики.

«Непонятно, о ком идет речь: об автовладельцах или о владельцах прав. Часто эти персоны расходятся – автомобили регистрируются не на тех, кто на  них ездит, люди, обладающие правами, не ездят на машинах. Это нужно продумывать. Кроме того, непонятно, каким будет объем административных издержек, поскольку идет речь о взаимодействии социальных служб с ГАИ, с государственными органами, занимающимися вопросами регистрации собственности. Сейчас у нас межведомственное взаимодействие не настолько отлажено, чтобы это можно было сделать легко и практически бесплатно. Нужно дополнительно оценить все издержки», – пояснила она газете ВЗГЛЯД.

В европейских странах, по ее словам, информацию о любом гражданине страны можно получить из единой базы данных – и о его собственности, и о месте регистрации, практика регистрирования имущества не на того человека, который им пользуется, там не так развита, как в нашей стране. «Там администрирование процесса значительно легче проходит. Поэтому там эти меры работают», – отметила она.

При этом она добавила, что автотранспорт – это насущная ежедневная необходимость, от которой люди зависят. И если окажется, что процесс можно легко организовать, то это будет достаточно эффективно.

..............