Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
6 сентября 2011, 18:20 • Общество

Оправдание ракеты

Военные, сбившие Ту-154, оправданы в Киеве

Оправдание ракеты
@ raduga.rbpr.org

Tекст: Иванна Янина,
Киев

Суд полностью дезавуировал главную и официально признанную версию катастрофы российского Ту-154, пропавшего над Черным морем в 2001 году. Украинские зенитчики, согласно решению суда, самолет не сбивали. Вердикт основывается на заключении экспертизы, полностью противоречащей ранее сделанным выводам МАК.

Хозяйственный суд Киева во вторник отказался удовлетворить иск российской авиакомпании «Сибирь» (торговая марка S7) по делу о катастрофе российского пассажирского лайнера Ту-154, который, по версии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), 4 октября 2001 года был сбит украинской зенитной ракетой во время учений, проходивших в Крыму.

Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию

Такой вердикт для многих не стал неожиданностью: еще 17 января адвокаты минобороны Украины представили суду выводы Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, которые, по сути, отрицали причину трагедии, которую назвал МАК.

Тогда же, в январе, в интервью газете ВЗГЛЯД представители КНИИСЭ заявили, что на самом деле эксперты вообще не смогли установить, была ли это ракета или же какое-то другое взрывное устройство. Дело в том, что спустя семь лет на основе всего двух обломков самолета, которые предоставили специалистам, точного вывода они сделать не смогли.

Экспертиза длилась с 2008-го по 2010 год. В комиссию вошли шесть специалистов КНИИСЭ и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба. Они изучили условия, при которых, согласно выводам МАК, самолет Ту-154 мог быть поражен ракетой, и пришли к выводу: «Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным».

В официальных выводах КНИИСЭ, опубликованных в начале года в украинской прессе, также указывалось, что радиолокационная станция, которая во время учений обеспечивала стрельбу С-200В, «обнаружила и сопровождала только мишень «Рейс», а значит, по своим техническим возможностям не могла отслеживать самолеты Ту-154 и Ан-24, двигавшиеся по другим азимутам и с различными скоростями. В отчете утверждается, что мишень «Рейс» за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем другого зенитно-ракетного комплекса – С-300 ПС, расположенного в 11 км от С-200В. В 9.42 по UTC (в 12.42 по киевскому времени) было прекращено излучение и радиолокационной аппаратуры С-200В, что также исключает возможность попадания в самолет украинской зенитной ракеты.

Помимо этого, специалисты КНИИСЭ утверждали, что Ту-154 шел по трассе «своевременно не заявленный», поэтому «не прошел предупреждения по всем пунктам наблюдения радиотехнических войск Российской Федерации и вооруженных сил Украины». К такому выводу экспертов подтолкнул тот факт, что лайнер не излучал сигнал «Я свой», хотя располагал аппаратурой определения государственной принадлежности и должен был включить ее в 400 км от границ СНГ. Примечательно, что мишень «Рейс» подобной аппаратуры не имела.

Отвечая же в ходе судебных слушаний на вопросы представителя истца, эксперты не исключили, что источник поражения самолета мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности, представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолета» и его внешней оболочкой.

Во вторник, по прошествии восьми месяцев, суд окончательно объявил, что не нашел вины украинских военных в трагедии почти 10-летней давности над Черным морем.

«Мы выиграли это дело. Суд объявил резолютивную часть – в иске отказано полностью», – радостно сообщил журналистам адвокат минобороны Украины Андрей Козлов.

Отметим, именно этот адвокат среди прочих представлял интересы правительства, минобороны и госказначейства еще на самых первых судебных слушаниях в 2003 году, когда инициативная группа родственников погибших членов экипажа и пассажиров пыталась отсудить у Украины моральную и материальную компенсацию за смерть своих близких.

Поэтому радость Андрея Козлова объяснима: выигран еще один этап этого длительного судебного марафона. Вот только вопрос, что же произошло 4 октября 2001 года, остается, если верить в непричастность украинских военных, открытым.

Напомним, самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив –Новосибирск, взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море. Причина трагедии еще не была известна, когда президент России Владимир Путин предположил, что совершен теракт. Эту версию категорически отвергли представители таможенной службы аэропорта Бен-Гурион в Израиле, утверждавшие, что все пассажиры, которые поднялись на борт самолета Ту-154, прошли жесточайший таможенный контроль, и ни один человек просто не смог бы пронести в самолет взрывчатку: и без того традиционно строжайшие меры безопасности были усилены израильскими властями после трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября того же 2001 года.

#{ussr}В то же время представители компании «Сибирь» отмечали, что погибший Ту-154 находился в хорошем техническом состоянии: в эксплуатации с 1991 года, общий налет – 16703 часа, дата последнего капитального ремонта – декабрь 1999 года, налет после капитального ремонта – 3518 часов. Версию технических неполадок на борту самолета в компании называли маловероятной. Хотя специалисты и высказывали предположения о возможном взрыве одного из трех двигателей лайнера, к которому могло привести механическое разрушение элементов двигателя. Опытные летчики сразу вспомнили несколько подобных трагедий на бомбардировщиках Ту-22 в 60–70-е годы. Однако чтобы такое происходило с пассажирскими Ту, никто припомнить не мог.

Не менее экзотической казалась поначалу и еще одна версия: совпадение трагедии с крупномасштабными учениями вооруженных сил Украины в Крыму, на которых, в частности, осуществлялись боевые пуски ракет ЗРК С-200.

Первые же предположения, что пассажирский самолет сбит по ошибке одной из этих ракет, украинская сторона поначалу с возмущением отвергла. Однако через несколько дней Пентагон подтвердил, что его средствами спутникового слежения зафиксированы пуски ракет именно в районе гибели самолета. Затем министр обороны России объявил, что президент Путин не удовлетворен данными украинской стороны, и затребовал более детальную информацию.

Постепенно основной оказалась именно эта, «ракетная версия» гибели Ту-154. Финальную точку, казалось, поставил МАК.

Обследовав обломки, эксперты пришли к выводу, что в полете лайнер получил «множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты». Помимо этого, в МАК проанализировали магнитофонные записи выходов на связь экипажа Ту-154. В 9 ч 45 мин 17 секунд зафиксирована фраза: «Куда попала?»

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими ПВО в ходе учения в Крыму – украинские военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью.

Украинская сторона устами главы специальной госкомиссии по расследованию трагедии, секретаря Совбеза Евгения Марчука официально признала «ракетную» версию.

Вкратце она звучала так: во время запуска ракета комплекса С-200В «захватила» не одну цель (военный беспилотник «Рейс»), а еще и шедшие своими курсами пассажирские самолеты. Достигнув 5 тысяч метров, ракета просканировала воздушное пространство, на удалении 240 км обнаружила злосчастный лайнер «Сибири», перепрограммировалась на него и сбила, ложно приняв за «Рейс».

Примерно тогда же прозвучало и печально известное невнятное заявление президента Украины Леонида Кучмы: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Однако в октябре 2004 года Генеральная прокуратура закрыла ранее возбужденное уголовное дело в связи с отсутствием в действиях чиновников Минобороны состава преступления. По версии следствия, к катастрофе привело роковое стечение обстоятельств. И спустя некоторое время Украина, не дожидаясь результатов расследования, добровольно выплатила семьям погибших моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего. Такая добровольная выплата на языке юристов не предполагает обязательного признания государством своей вины. Это, скорее, жест доброй воли и сочувствия.

В ноябре 2007 года руководитель Фонда помощи семьям погибших пассажиров Борис Калиновский заявил, что родные погибших намерены отказаться от материальных претензий к Украине. Однако, по его словам, у них есть один вопрос: «Кто виноват и кто понесет ответственность за трагедию».

В январе 2008 года Печерский районный суд Киева отказался удовлетворить иск семей российских граждан, погибших в катастрофе Ту-154.

Среди тех украинских военных, кто реально мог поплатиться за инцидент над Черным морем, называли многих. Список возглавляли министр обороны генерал армии Александр Кузьмук, начальник Генштаба Владимир Шкидченко, главком ПВО генерал-полковник Владимир Ткачев, его зам по боевой подготовке – руководитель стрельб генерал-лейтенант Дьяков, командир корпуса Калинюк, генерал Наконечный. Назывались и люди из числа потенциальных «стрелочников» – командиры дивизиона и взвода, командир и оператор боевого расчета ЗРК С-200В. Однако вспыхнувшие было страсти вокруг установления мало-мальски причастных к трагедии лиц понемногу улеглись, события стали забываться.

В итоге суд пришел к тому, что полностью пересмотрел причины трагедии. В кулуарах же украинского политического бомонда запущена новая версия: трагедия над Черным морем – одно из звеньев сложной операции спецслужб, целью которых было привести к власти на Украине Виктора Ющенко.

..............