Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
14 сентября 2011, 17:12 • Общество

«Тысячи бочек – главная проблема»

Виктор Боярский: Тысячи бочек являются главной проблемой

«Тысячи бочек – главная проблема»
@ ec-arctic.ru

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

«Еще в 70-е годы прошлого века японцы предложили собрать все наши бочки. Ради металла, ведь металл, из которого они состоят, – ценная вещь. Но мы отказались», – рассказал газете ВЗГЛЯД известный путешественник, директор российского музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, комментируя принятие Россией программы по очистке арктических пространств.

В Москве в среду в преддверии II Арктического форума, который вскоре начнет работу в Архангельске, состоялась пресс-коференция, на которой глава МЧС и президент Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу заявил, что по результатам недавней экспедиции на Землю Франца-Иосифа правительство приняло специальную программу экологической очистки Арктики. «По результатам экспедиции была принята программа и выделены деньги на очистку арктической территории от экологических загрязнений», – цитирует его ИТАР-ТАСС.

Когда бочки проржавеют, горючее потечет. Это такая мина замедленного действия для экологии

По словам министра, программа обойдется стране в сумму, превышающую 140 млн долларов. Шойгу уточнил, что ее финансирование начинается в 2011 году, рассчитана она пока на три года.

Замглавы Росгидромета Валерий Дядюченко добавил, что только по линии его ведомства выделяется 120–140 млн долларов, ожидается, что в финансировании примет участие еще ряд организаций, таким образом, объем средств, скорее всего, вырастет. В целом же правительство планирует проводить уборку полярного региона не только в течение ближайших лет, а «до завершения всех работ, связанных с экологией».

Напомним, еще в июле премьер Владимир Путин объявил о начале программы по уборке страны. И начать он предложил именно с Арктики. Председатель правительства также поделился личными ощущениями от увиденных на севере свалок: «Вдоль всего Северного пути, наверное, до миллиона тонн отходов может быть. За горизонт бочки уходят, брошенные, вросшие в лед», – возмутился он.

В августе стартовала первая экспедиция по очистке Земли Франца-Иосифа. В рамках программы по очистке архипелага предполагалось использовать уникальные безопасные с экологической точки зрения технологии. А один из руководителей программы экологической реабилитации Арктики Анатолий Шевчук рассказывал, что проект по очистке даже одного этого архипелага является весьма затратным: только один вертолетный рейс на остров стоит около 1 млн рублей, а на разведывательную часть проекта и разработку программы по очистке Земли Франца-Иосифа из бюджета было выделено около 120 млн, сообщала «Российская газета».

О том, насколько серьезна проблема загрязнения Арктики, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать известного путешественника, директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского.

По мнению Виктора Боярского, основной проблемой Арктики являются тысячи брошенных бочек с горючим (фото: ИТАР-ТАСС)

По мнению Виктора Боярского, основной проблемой Арктики являются тысячи брошенных бочек с горючим (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: Виктор Ильич, насколько необходима «генеральная уборка» Арктики именно сегодня? Как будет осуществляться принятая правительством России программа по очистке этих территорий?

Виктор Боярский: Я, к сожалению, не был свидетелем начала этих работ на Земле Франца-Иосифа, потому что в этом году впервые пропустил летний сезон и не смог поехать на север. Но я слышал, что там уже началось приведение территории в порядок, в частности в районе бухты Тихая. Насколько «уборка» необходима Арктике сегодня? Она была необходима ей еще вчера.

Земля Франца-Иосифа – это, мягко говоря, очень малонаселенное место, где, кроме пограничных застав и нескольких скучающих полярников, сейчас никого нет. Но, естественно, данный факт не умаляет нашей ответственности за экологию региона.

ВЗГЛЯД: Тогда как и почему Арктика стала такой грязной? Чем она загрязнена?

В. Б.: Изначально – еще в советские времена, когда проходило активное освоение северных территорий, – сюда в огромных количествах завозились стройматериалы, техника, а главное, бочки с горючим, тысячи бочек – именно они и являются сейчас главной проблемой. В то время никто и не думал оттуда уходить и не задавался вопросом, как увезти бочки обратно. Весь этот мусор стал накапливаться...

ВЗГЛЯД: У вас богатый опыт полярных экспедиций. Исходя из того, что вы видели сами, расскажите, какие районы Арктики самые грязные?

В. Б.: В основном свалки образовались вокруг заброшенных полярных станций. Если говорить об архипелаге Земля Франца-Иосифа, могу сказать, что очень много мусора на острове Гофмана, где была перевалочная база генеральных грузов, на острове Грэмбелл, где раньше были база ВВС и аэродром стратегической авиации, на острове Хейса, где с 1950-х существовала полярная станция. А на Земле Александры построена совершенно новая погранзастава Нагурское по соседству со старой базой. И если на новой – чистота и порядок, то заброшенная база – это зрелище, мягко говоря, не для слабонервных.

Если говорить о загрязнении Арктики в целом, то другие большие свалки можно найти на Новой Земле, острове Большевиков в архипелаге Северная Земля, на Новосибирских островах в районе, где также когда-то располагались советские базы. Но там все-таки не так плохо, площадь загрязнения несравнима с площадью архипелагов.

На острове Врангеля сейчас все более-менее благополучно, там находится большой заповедник, я знаю, что там уже начали утилизировать бочки из-под горючего. А так мусор можно найти по всему побережью – наши порты Диксон, Тикси, Певек и т. д.

ВЗГЛЯД: Владимир Путин недавно сказал, что брошенные бочки там «уходят за горизонт». Вы видели такую картину?

В. Б.: Это скорее фигура речи, но там действительно можно встретить очень большие свалки, которые тянутся на несколько сот метров, особенно много мусора в районе выгрузки с кораблей бочек с горючим и техники на заброшенных станциях. Еще там осталось много строительного мусора. Мы же покидали многие станции в спешке. Конечно, это удручающее зрелище. Заброшенные базы идеально подошли бы для съемок «Сталкера».

ВЗГЛЯД: Насколько опасен этот мусор для экологии?

В. Б.: В принципе, топлива в бочках быть уже не должно, как правило, они уже пустые. Но кое-где топливо все-таки осталось, и, естественно, когда они проржавеют, горючее потечет. В частности, такие бочки остались на острове Грэмбелл и еще на некоторых других станциях. Это такая мина замедленного действия для экологии.

ВЗГЛЯД: Реально ли очистить эти территории целиком? Сколько это может стоить?

В. Б.: Если говорить о Земле Франца-Иосифа, то это обозримая работа. Не так далеко находится Шпицберген – это тот идеал, к которому мы должны стремиться.

Если на эти цели действительно будут выделены деньги и они дойдут до адресата – а вы знаете, как у нас бывает, – то, я думаю, задача по очистке Арктики вполне выполнима. Все зависит от политической воли и нормального финансирования. Сколько денег на это нужно, я не знаю, но не думаю, что это какие-то заоблачные суммы.

ВЗГЛЯД: И каким образом предполагается вывозить из Арктики эти тысячи бочек с горючим?

В. Б.: Технологии подобной работы известны. В июне, когда более-менее сойдет снег, подходит корабль и высаживается бригада. Они собирают бочки, складируют их, расплющивают, а в сентябре корабль снова подходит к этому месту и забирает весь мусор.

Еще в 70-е годы прошлого века японцы предложили собрать все наши бочки. Ради металла, ведь металл, из которого они состоят, – ценная вещь. Но мы отказались.

Недавно по телевизору я видел репортаж о строительстве дорог в Сибири, где рассказывалось о том, что прокладка 25 км дорог стоит 6 млрд рублей, то есть 1 км стоит порядка 250 млн рублей. Не знаю, насколько можно верить этим цифрам, но если миллионы выделяются на дороги в Сибири, наверное, можно выделить деньги и на очистку Арктики.

..............