Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

26 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
7 июля 2011, 22:21 • Общество

«90-е годы частично возвратились»

Асад Кулиев: События в Сагре произошли случайно

«90-е годы частично возвратились»
@ ura.ru

Tекст: Роман Крецул

«Если бы там была национальная окраска, я первым кричал бы. Потому что я сам боюсь – вдруг на меня нападут», – заявил газете ВЗГЛЯД президент общества «Урал – Азербайджан» Асад Кулиев, комментируя события в уральской деревне Сагра. По его мнению, конфликт имеет совсем иную подоплеку.

В четверг председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин прибыл в Екатеринбург для личного контроля над расследованием обстоятельств столкновения в деревне Сагра, в результате которого погиб человек.

Есть предположение, что люди, которые поехали, были оплачены или им были обещаны деньги

На совещании Бастрыкин потребовал установить всех «лиц, прибывших в поселок для разбирательств, которые фактически спровоцировали массовую драку».

Председатель СК также побывал в самой Сагре, где осмотрел место происшествия и встретился с местными жителями.

По сообщениям СМИ, одной из сторон в конфликте были уроженцы Азербайджана. Газета ВЗГЛЯД обратилась к президенту общества «Урал – Азербайджан» Асаду Кулиеву с просьбой прокомментировать эту информацию.

ВЗГЛЯД: Асад Муртузович, следственные органы утверждают сейчас, что национальной подоплеки в этом деле нет. Каково ваше мнение на этот счет?

Асад Кулиев исключает национальную подоплеку дела(фото:  ura.ru)

Асад Кулиев исключает национальную подоплеку дела (фото: ura.ru)

А. К.: Мое мнение точно такое же. И это мое мнение со 2 июля: уже на следующий день после этих событий я сразу высказал, что здесь национальной окраски нет. Нечего эту идею бередить, ни в коем случае нельзя этого делать. И здесь надо искать другие недоработки, недооценку проблем, которые существуют. Потому что Сагра могла случиться в любой точке России, поверьте мне.

Если бы там была национальная окраска, я первым кричал бы. Потому что я сам боюсь, вдруг на меня нападут. Я же сам в деревне живу, среди людей, и я знаю отношение людей к себе: уважительное, почетное отношение. Я никогда не чувствовал себя в чем-то ущемленным. И когда говорят такие вещи, это страшно слушать.

ВЗГЛЯД: Что же тогда, по-вашему, лежит в корне этого конфликта? Какие недоработки вы имели в виду?

А. К.: Корни конфликта заключаются в материальной сфере. Люди, которые туда поехали, – их же оплатили, собственно говоря, как услугу. Если бы это были разумные, воспитанные люди, знающие требования закона, они никогда не поехали бы туда.

ВЗГЛЯД: Много ли членов вашей диаспоры участвовали в этих событиях?

А. К.: Среди тех, кто туда поехал, азербайджанцы были в меньшинстве. Там компот был. Там были разные национальности, в том числе лица славянской внешности.

Начнем с того, кто погиб, скончался от тяжелых ранений на пороге больницы. Он гражданин Грузии. Это наш азербайджанец, мы от него не отказываемся. Но он не является членом общины хотя бы на том основании, что он даже не является гражданином Российской Федерации. Поэтому тянуть туда общину за уши было бы неправомерно.

Есть предположение, что люди, которые поехали, были оплачены или им были обещаны деньги. О троих я имею конкретную информацию, что они были безработные, у них не было денег в кармане. Поехали, чтобы заработать. Напугать поехали.

ВЗГЛЯД: Вы общались с кем-то из них?

А. К.: Они уже исчезли из города и из области. Я общался с теми, кто их знал, видел. По их словам, никто ничего подобного не обсуждал до дня совершения этого преступления. То есть это дело случайное, но это случайное имеет закономерную основу, базу. А она заключается в том, что приезжие в основном вынуждены общаться с представителями криминального бизнеса. Они ищут легкие пути для легализации, для того чтобы где-то пристроиться, получить заработную плату. Официально трудоустроиться-то невозможно! Соответственно, они ищут подобные вещи, так называемые ямы. И угождают в эту яму. Эта проблема связана, во-первых, с мигрантами в целом, а во-вторых, с экономическим уровнем жизни низов, этого нельзя отрицать.

#{image=533402}ВЗГЛЯД: Как выглядит картина событий со слов тех, с кем вам довелось пообщаться?

А. К.: «Стрелка» была забита накануне. Они назначили друг другу встречу. И те, и другие начали подготовку. Нападавшая сторона опаздывала, а те начали употреблять спиртные напитки, отмечать день рождения какого-то своего друга (местные жители настаивают, что никто из них в тот день не пил – прим. ВЗГЛЯД). И внезапно местные жители возникли на опушке леса и ждали тех, кто ехал. Без особого диалога, без ничего началась пальба. И те, и эти были вооружены, кто чем, я не знаю, я не являюсь свидетелем.

ВЗГЛЯД: Председатель СК Александр Бастрыкин заявил, что лица, «прибывшие в поселок для разбирательств, фактически спровоцировали массовую драку»...

А. К.: Ему виднее, там же работают следователи. Мое дело не предположить, а изложить в том порядке, как есть. Бастрыкин – профессионал, ему надо верить.

ВЗГЛЯД: Какова, на ваш взгляд, роль правоохранительных органов в этой ситуации?

А. К.: Правоохранительные органы в последнее время парализованы. Все ждут аттестации. У них совершенно другая проблема в голове: «Сегодня иду на работу, а завтра без работы». Это тоже сказалось, видимо.

#{image=533408}90-е годы частично возвратились. Последние полгода идет реформа МВД, и правоохранительные органы немного ослабили свою работу.

ВЗГЛЯД: Выше вы говорили о том, что исключаете какую-либо национальную подоплеку дела, на этой же версии настаивает следствие. Однако значительное число граждан не разделяют это мнение, возможно, у них на это есть какие-то причины?

А. К.: Ксенофобские настроения всегда имеют политическую привлекательность. С этим и связано. Это своего рода терроризм – террор же переводится как страх.

Есть федеральные законы, которые регламентируют существование общин, национальных диаспор в виде общественных организаций. Там четко написаны требования закона: изучение языка, традиций, культуры, кружки, школы и так далее, то есть это связано с развитием национального самосознания. Но, к сожалению, этот закон никто не соблюдает. Не создается терпимая, благоприятная обстановка для гостей, назовем их «приезжими», чтобы они чувствовали, что попали в культурное общество, где не позволено нарушать правила, законы, традиции, обычаи. К сожалению, внимания к этому нет.

#{interviewsociety}Вообще, говоря о национальных отношениях, ни в коем случае нельзя забывать, что эта сфера очень горючая. Расслабляться нельзя, особенно властям. Видите, что произошло, – а как все это преподносится, сейчас байкеры поедут, уже майки подготовлены со специальными надписями «Россия для русских». Все это глупости.

Тут кто-то пиарится, кто-то что-то пишет. Но самое главное – все пишущие и говорящие небезучастны, они хотят эту проблему поднять, чтобы на нее обратили внимание и принимали те меры, которые положены.

ВЗГЛЯД: Местные жители заявляют, что цыган Красноперов торговал наркотиками. У вас нет таких данных?

А. К.: Этот вопрос лучше задать руководителю фонда «Город без наркотиков» Жене Ройзману, у нас с ним хорошие отношения. Если было такое, то Красноперов должен быть наказан в установленном законом порядке, это не обсуждается. Докажите вину и арестуйте. Иначе можно к любому подойти и сказать: «Ты здесь не должен жить, потому что ты вроде бы хорошо живешь, значит, чем-то торгуешь или что-то делаешь незаконное».

Если есть какие-то проблемы, участковый должен был все решить. Говорят, якобы не было никаких заявлений. Ну хорошо, а где ваши уши и глаза?

ВЗГЛЯД: Вы верите заявлениям милицейского руководства, что из деревни в милицию в последнее время не поступало никаких заявлений?

А. К.: Не верю. Заявления не принимали, чтобы статистику не портить.

ВЗГЛЯД: То есть вы не исключаете, что Красноперов занимался чем-то не вполне законным, а органы этого «не замечали»?

#{image=533412} А. К.: Дыма без огня не бывает. Все равно что-то было, что-то он допустил, что привело к этому взрыву. Я сам живу среди людей, жил в Венгрии, на Украине, в Самаре, в Перми – я знаю отношение людей к тем, кто себя ведет вызывающе, невоспитанным образом, не уважает культуру. Особенно в деревне, где все на виду.

Видимо, какой-то повод Красноперов дал. Какой – не знаю, пусть этим занимается следствие.

ВЗГЛЯД: Если представить, что версия о связи Красноперова с наркобизнесом верна, тогда действия тех, кто поехал на «стрелку» за него, могут быть объяснены не просто тем, что он дал им денежное вознаграждение. Как вы рассматриваете эту версию?

А. К.: Погибший – гражданин Грузии. У него короткий срок пребывания в России. За короткий срок внедриться в эту среду невозможно. Даже одного года недостаточно, чтобы туда внедриться. Для этого надо с товаром приехать из той страны, откуда едешь.

ВЗГЛЯД: Выше вы говорили, что непрошеные гости ехали напугать жителей деревни. Однако сами жители Сагры убеждены, что их ехали убивать...

А. К.: При таком раскладе если бы на мою улицу въехала такая группа машин, я тоже подумал бы: а что со мной будет? У страха глаза велики. Людей я понимаю. Мирные люди, под Екатеринбургом, в разгар лета, как гром среди ясного неба. Это, конечно, шокирует.

Трудно сказать, с какой целью они туда поехали. Меня проблема занимает больше, чем мотив их деяний. Сам мотив может быть гнусным, непонятным, даже неизвестным. Но факт остается фактом: раз в этом походе участвовали представители различных наций, это говорит о том, что либо это все было спонтанно, либо планировались какие-то действия, цель которых не совпала с конечным результатом.

ВЗГЛЯД: Что, на ваш взгляд, следует делать властям, чтобы решить проблемы, о которых вы говорили?

А. К.: С развитием общества – позволю себе громкие слова – меняются задачи перед властями, особенно перед местными органами власти, начиная от губернатора и ниже. Соответственно, под эти задачи нужны новые люди, не всегда молодые.

В Свердловской области в любой системе отсутствует аналитическая работа. Да, у нас хорошие ученые, академия наук, где решают национальные задачи теоретического характера такого уровня, что весь мир может позавидовать. А когда дело касается практики, ни одного специалиста почему-то не видно.

ВЗГЛЯД: Можете представить себя в ситуации, в какой оказались жители деревни? Что, по вашему мнению, следует делать в таком случае людям?

А. К.: Если подобное возникает, это есть что? Это есть правонарушение. И есть соответствующие органы, которые уполномочены принять меры, противостоять этому.

ВЗГЛЯД: То есть вы бы позвонили в полицию. Вы считаете, это обезопасило бы?

А. К.: Если они первого числа не отреагировали, это не означает, что они сегодня не отреагировали бы. Уже отреагируют. Это тоже учеба.

И дело не в количестве полицейских. Я сам живу в деревне, и у нас один участковый на четыре деревни. Он раз в неделю появляется, и у него столько информации, когда мы общаемся – он все знает. Все зависит от качества работы, добросовестности. Я лично своему участковому позвоню, если подобное случится, и уверен – он безучастным не останется.

В свердловской милиции уже идут изменения. Бородин (Михаил Бородин, начальник ГУВД области – прим. ВЗГЛЯД) действительно активно ведет работу, опытнейший, честнейший человек. Одиозные кадры убираются. К сожалению, работа только началась, но что поделаешь – реформа.

Уверен, что ситуация изменится к лучшему. Люди успокоятся, время все это вылечит. Но жаль, что случилась человеческая трагедия – погиб человек, вина которого не доказана.

..............