Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

17 февраля 2011, 16:55 • Общество

Криминальная орбита

Генпрокуратура нашла нарушения при запуске спутников ГЛОНАСС

Криминальная орбита
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алексей Барановский

Надзорное ведомство выявило нарушения в деятельности Роскосмоса в ходе проверок, начатых по факту падения спутников ГЛОНАСС в декабре прошлого года. Прокуроры подтвердили, что роковое решение о небезопасном запуске единолично принял уже уволенный замруководителя агентства Виктор Ремишевский. Ожидается, что по материалам проверок СК возбудит уголовное дело.

Генеральная прокуратура РФ по поручению президента России провела проверку соблюдения законодательства при осуществлении запуска с космодрома Байконур 5 декабря 2010 года ракеты-носителя «Протон-М» с космическими аппаратами «Глонасс-М», а также модифицированного разгонного блока, используемого впервые, сообщается в четверг на сайте ведомства.

Генпрокуратура направила материалы в Следственный комитет РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по выявленным нарушениям

Запуск ракеты космического назначения, напоминают прокуроры, завершился выведением орбитального блока на нерасчетную орбиту, в результате чего он упал в акваторию Тихого океана. Три спутника «Глонасс-М» оказались утрачены. В ходе проверки следователями выявлены нарушения в деятельности Федерального космического агентства.

Установлено, что при осуществлении данного запуска были допущены нарушения порядка создания, производства и эксплуатации космических комплексов. В частности, было принято решение об использовании в составе ракетно-космического комплекса (РКК) изделий новой разработки с ограниченным объемом испытаний.

Генпрокуратура выявила, что заместителем руководителя Федерального космического агентства Виктором Ремишевским 18 октября 2010 года было утверждено решение о порядке проведения комплексных испытаний разгонного блока, которым в нарушение существующих требований часть объема наземной экспериментальной отработки перенесена на этап летных испытаний, а штатную заправку разгонного блока разрешено проводить без дополнительной отработки эксплуатационной документации.

«Разрешение указанных вопросов относится к компетенции совета главных конструкторов. Однако данное решение не рассматривалось указанным советом и не согласовывалось с головными научно-исследовательскими институтами, осуществлявшими экспертное сопровождение разработки, создания и испытаний нового разгонного блока», – подчеркивает Генпрокуратура.

«Кроме того, 5 декабря 2010 года утверждено совместное решение Государственной комиссии по проведению летных испытаний средств выведения космических аппаратов и Государственной комиссии по проведению летных испытаний космических систем и комплексов двойного назначения о готовности ракеты-носителя и разгонного блока к проведению заправки и пуску.

При этом указанное решение было принято без окончательных заключений головных НИИ о технической готовности к летным испытаниям разгонного блока и в отсутствие итогового отчета о результатах его испытаний. Из принявших названное решение 32 членов государственных комиссий лишь восемь утверждены в установленном порядке соответствующими распоряжениями правительства РФ», – добавляют в надзорном ведомстве.

«В результате совершения должностными лицами Федерального космического агентства действий, явно выходящих за пределы их полномочий, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства», – приходят к выводу следователи. По итогам проведенной работы Генеральная прокуратура направила материалы проверки в Следственный комитет РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокуратурой нарушений уголовного законодательства.

Отметим, что имя Виктора Ремишевского всплывало в прессе и ранее. Как напоминает газета «Аргументы недели», «один из разработчиков ГЛОНАСС – подчиненное Роскосмосу ОАО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева». Из него еще в 2008 году исчезли 500 млн рублей, выделенных из бюджета на изготовление спутников. Подведомственная Роскосмосу компания положила деньги в банк, и тот немедленно обанкротился.

Вдобавок выяснилось: рухнувшие спутники ГЛОНАСС застрахованы никому не известной фирмой ООО «Страховой центр «Спутник». По странному совпадению конторой руководит сын бывшего замруководителя Роскосмоса Александра Медведчикова. Замом у него работает сын еще одного бывшего замруководителя ведомства – Виктора Ремишевского. В общем, когда все всплыло, полетели головы».

Расплачиваться за потерю трех спутников ГЛОНАСС, упавших в океан при неудачном запуске, тогда пришлось Виктору Ремишевскому и вице-президенту РКК «Энергия» Вячеславу Филину, который в Роскосмосе был одним из последних проектировщиков советской школы (он один из разработчиков космического корабля «Буран» – прим.). В конце декабря прошлого года Кремль официально объявил об их отставке. Главе Роскосмоса Анатолию Перминову тогда был вынесен выговор.

Вместе с тем в самом Роскосмосе не видят нарушения российского законодательства в том, что компанию «Спутник», застраховавшую запуск трех спутников «Глонасс-М», возглавляют сыновья заместителей главы космического агентства. Однако в ведомстве опровергли информацию о том, что страховой центр близок к руководству Роскосмоса, отмечает журнал «Финанс».

«По данным Роскосмоса, на самом деле страховой центр «Спутник», занимающийся страховыми рисками в космосе (таких компаний в стране несколько), находится в другом здании, никак не связанном с ведомством. В том же здании вместе со «Спутником» находится один из офисов «Военно-страховой компании», также занимающейся страхованием космической деятельности. Никакого прямого отношения эти организации к Роскосмосу не имеют».

Что интересно, совладельцем страховой компании «Спутник» является Елена Перминова. Однако, по заявлению космических чиновников, она не родственница руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, а просто однофамилица. Как бы то ни было, страховой полис аварийного старта ГЛОНАСС 5 декабря стоил 3,5 млн долларов, что не покрывает и 5% от реальной стоимости утраченных спутников.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре прошлого года Федеральное космическое агентство (Роскосмос) потеряло сразу три спутника, запущенных в рамках формирования системы ГЛОНАСС. Ракета-носитель «Протон» стартовала с Байконура. Три спутника  должны были заработать примерно через полтора месяца, с их вводом в эксплуатацию формирование глобальной навигационной системы было бы завершено.

После запуска генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич отрапортовал об успешном старте. Однако вскоре выяснилось, что разгонный блок ДМ-3, выводивший спутники на околоземную орбиту, после отделения от ракеты-носителя при включении собственных двигателей отработал импульс больше расчетного, из-за чего спутники были выведены на более высокую нерасчетную орбиту.

В итоге все три спутника упали в несудоходном районе Тихого океана примерно в 1500 км от Гавайских островов. Позднее источник уточнил, что проблема не связана с работой разгонного блока, а причиной утраты аппаратов стало то, что ракета-носитель уклонилась от курса на восемь градусов.

Свое недовольство произошедшим впоследствии высказал президент Дмитрий Медведев, поручивший прокуратуре провести расследование того, куда тратились выделенные из бюджета на создание спутников средства, и наказать виновных в аварии.