Взгляд
27 мая, пятница  |  Последнее обновление — 02:11  |  vz.ru
Разделы

Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный красноармеец Сухов. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Как импортозаместить западное кино

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Возникают вопросы: каковы были принципы планирования киноиндустрии, на которую никто с некоторых пор денег не жалел? Закладывалось ли априорное лидирующее положение в прокате за иностранными фильмами? Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Получит ли Польша Западную Украину

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Предоставив полякам права, равные правам граждан Украины, ЗЕкоманда отказывается от части суверенитета. Уже привычно, что «Нэзалэжна» находится под патронатом США, стала сателлитом Великобритании, а теперь движется к тому, чтобы стать полуколонией Польши. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия открыла гумкоридор для иностранных судов в портах Украины

    Главная тема


    Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

    «петушиная риторика»


    Медведев назвал требования Зеленского «категоричными до идиотизма»

    «должны держаться вместе»


    Токаев назвал Россию азиатской страной и процитировал Сталина

    «они не спровоцируют меня»


    Патриарх Варфоломей призвал русских монахов на Афоне «сидеть смирно»

    Видео

    пошлины на импорт


    Польша напрасно пугает покупателей российской нефти

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    общественное мнение


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

    Два в одном

    Испытания межконтинентальных баллистических ракет прошли успешно
       23 декабря 2011, 21:28
    Фото: severnyflot.ru
    Текст: Денис Коваленко

    Атомная подлодка «Юрий Долгорукий» произвела залповый пуск баллистических ракет «Булава». Полет прошел в штатном режиме, и боевые блоки ракет прибыли на полигон в установленном порядке. Это первый залповый пуск данного типа МБР, знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота.

    В пятницу атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный залповый испытательный пуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, сообщает «Интерфакс».

    По словам военных, залповый пуск «Булавы» – знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота

    «Пуск двух ракет «Булава» осуществлен из подводного положения со штатного носителя – АПЛ четвертого поколения «Юрий Долгорукий» – в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса», – сказал агентству официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков.

    По его словам, «полет прошел в штатном режиме, боевые блоки ракет в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля».

    Экипаж АПК под командованием капитана первого ранга Владимира Ширина в четвертый раз за полгода успешно проводит испытательные пуски межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», традиционно демонстрируя отличную боевую выучку, отметил представитель Минобороны.

    «Булаву» проверили «Бегемотом»

    Залповый пуск – достаточно редкое явление в ВМФ. Первая операция «Бегемот» была проведена 20 декабря 1969 года с борта К-140 проекта 667А типа «Навага» – первой полноценной советской стратегической субмарины. Во время учений с ее борта был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом. Стоит заметить, что полный боекомплект, однако, выпущен не был – лодки данного проекта были способны нести 12 баллистических ракет.

    Однако это было сделано при следующих подобных испытаниях. Последний раз подобная стрельба проводилась в августе 1991 года из акватории Белого моря атомным подводным крейсером 667 БДРМ типа «Дельфин», носящим имя «Новомосковск». К ее проведению моряки и конструкторы готовились два года.

    В ходе пуска основной российский стратегический ракетоносец всего за полторы минуты выпустил полный боекомплект из 16 баллистических ракет РСМ-54 «Скиф» по полигону Кура на Камчатке. В назначенное время ракеты поразили намеченные цели. Стрельба проводилась с глубины 55 м (штатная глубина нахождения атомного подводного крейсера во время несения боевого дежурства в океане) прямо на ходу корабля при волнении моря 6–7 баллов. Это был единственный подобный запуск в истории мирового военного флота.

    #{weapon}Залповый пуск можно считать единственной по настоящему полноценной формой испытаний запуска ракет морского базирования, ведь именно таким образом они предназначены для запуска в боевых условиях. Это, в отличие от одиночного пуска, особая операция, требующая специальной выучки и квалификации экипажа. Опасность представляет тот факт, что во время стрельбы в лодку поступает забортная вода, заполняя шахты, из которых выходят стартующие ракеты. МБР «Скиф» весит 40 тонн. То есть за полторы минуты корабль принял в себя 640 тонн воды. Из-за этого он проваливается на 50 метров в глубину. Экипажу стоило большого мастерства не только компенсировать это «падение», но и не дать лодке накрениться на нос или корму, из-за чего пуски последующих ракет были бы невозможны.

    По состоянию на июнь 2011 года, эта стрельба АПЛ «Новомосковск» остаётся непревзойдённым военно-техническим мировым рекордом. Максимальный залп американской АПЛ «Огайо» – 4 ракеты «Трайдент-2».

    Треснувший щит

    Стратегические ракетоносцы 667-го проекта с индексом БДРМ (Delta-IV в терминологии НАТО) начали разрабатывать в 1975 году. В состав ВМФ головной корабль вошел в 1985 году. С того момента было построено еще шесть АПЛ, которые стали основой морской составляющей российских ядерных сил сдерживания. Ближайший аналог российской субмарины 667-го проекта – американская АПЛ класса «Огайо».

    «Дельфины» получились одними из самых удачных российских атомных стратегических субмарин. В 167-метровом корпусе конструкторы сумели разместить 16 новейших на тот момент межконтинентальных баллистических ракет РСМ-54 «Скиф». Все они поместились в «горбу» за ходовой рубкой.

    На каждой из них было установлено по четыре ядерные боеголовки индивидуального наведения. Всего же на кораблях этого проекта было размещено 368 ядерных блоков. Так что одного залпа стратегических ракетоносцев было бы достаточно, чтобы стереть с лица земли целую страну или даже материк.

    Однако в 2004 году во время стратегической командно-штабной тренировки стратегических сил сдерживания сразу два корабля этого класса на глазах у тогдашнего президента Владимира Путина не смогли произвести пуск баллистических ракет морского базирования. К этому моменту на флоте уже должны были быть лодки 955-го проекта, но из-за проблем с разработкой новой твердотопливной ракеты «Булава» сроки сдачи кораблей постоянно переносились. Россия попала в ситуацию, когда один из важнейших компонентов стратегического ядерного щита оказался недееспособен.

    Именно тогда и было принято решение о срочной модернизации подводных лодок 667-го проекта. Из ассигнуемых на перевооружение армии в 2004 году 4,9 трлн рублей 25% было направлено на обновление и модернизацию корабельного состава ВМФ. Все шесть кораблей 667-го проекта были поставлены в цеха Северодвинского машиностроительного предприятия, где прошли серьезную модернизацию оборудования и систем вооружения.

    Лодки получили новые гидроакустические станции, системы пожаротушения, гребные винты. Но самое главное, на корабли поставили обновленный вариант ракеты «Скиф» – «Синева». В отличие от предшественницы, на ней применили новую систему наведения, увеличили количество выводимых ядерных блоков до шести штук. В октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008» в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полета в 11547 километров и упала в экваториальной части Тихого океана. С такой дальностью, к слову, превышающей дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» – 11000 километров, российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

    #{smallinfographicleft=500883}В этом году разработчики РСМ-54 «Синева» из уральского Миасса еще раз модернизировали свою ракету, предложив морякам новую, получившую название «Лайнер». Успешный испытательный пуск этой машины был проведен 29 сентября с борта стратегического атомного подводного ракетоносца «Тула» в Баренцевом море.

    По данным КБ Макеева, ракета «Лайнер» по энергомассовому совершенству превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению (четыре блока среднего класса мощности) не уступает четырехблочному (в условиях СНВ-3) американскому «Трайденту-2».

    Ракета «Лайнер» может нести в 1,5–2 раза больше боевых блоков малого класса мощности, чем ракета «Булава», которая может оснащаться шестью такими блоками. Помимо этого, «Лайнер» может быть оснащен смешанной комплектацией боевых блоков разного класса мощности. Благодаря этой ракете гарантируется реальная возможность существования северо-западной группировки подводных лодок проекта 667 БДРМ до 2025–2030 годов.

    Топливное противостояние

    Разработчики жидкостной ракеты «Лайнер» специально подчеркивают ее превосходство над твердотопливной «Булавой» и «Трайдентом». Это не только извечный спор ракетостроительных КБ о том, какими должны быть ракеты. Но и конкретные боевые характеристики.

    Пуск двух ракет «Булава» осуществлен в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса

    Жидкостные ракетные двигатели превосходят своих твердотопливных коллег по массогабаритным и энергетическим характеристикам. При меньшем размере они способны доставить к цели значительно большую боевую нагрузку. Собственно, эволюция «Скифа» в «Синеву» и «Лайнер» это демонстрирует. Твердотопливная «Булава» при весе 36,8 тонны забрасывает 1150 кг боевой нагрузки на максимальную дальность в 9 300 км. «Лайнер» при весе 40 тонн  доставит к цели на расстояние в 11547 километров 2,8 тонны боевой нагрузки.

    Однако у жидкостных двигателей есть один существенный недостаток – это главные компоненты топлива – агрессивные химические вещества амил и гептил. Они крайне токсичны и при попадании в легкие человека быстро приводят к летальному исходу. Подобные случаи на первых типах советских баллистических ракет были весьма частыми, так как их заправляли топливом непосредственно перед стартом.

    К авариям приводили и повреждения самих корпусов ракет при транспортировке или погрузке в ракетные шахты лодок. Были случаи, когда ракеты «текли» сами по себе. Решить проблему удалось только на ракетах РСМ-54 «Скиф», которые стали заправлять топливом прямо на заводе-изготовителе по так называемой «ампулизированной технологии». В результате они стали менее опасными для человека в повседневной эксплуатации.

    В этом ключе твердотопливные ракеты всегда выглядели более перспективными. Твердое топливо не горит в огне. Твердотопливную ракету можно ронять, простреливать из автоматического оружия – ей все равно. Без специального запала процесс горения двигателя не начнется. В отличие от «жидкостных» твердотопливные ракеты поставлялись на флот в транспортно-пусковом контейнере. Вместе с ним ракету помещали внутрь корабля. Из него она и стартовала с помощью порохового аккумулятора, который выбрасывал ее на высоту в 20–30 метров над кораблем, и только после этого включался стартовый двигатель ракеты. Контейнер обеспечивал не только удобство хранения ракеты, но и не требовал технического облуживания машины на весь срок ее эксплуатации.

    Однако самым главным недостатком твердого топлива до сих пор остается соотношение массогабаритных характеристик двигателя к забрасываемому ракетой весу. Например, твердотопливная морская баллистическая ракета РСМ-52, способная забросить на 9 тыс. километров 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, весила 100 тонн. Для этих ракет были созданы самые большие из атомных подводных лодок в мире – 941-го проекта типа «Акула», прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота» за «Красным Октябрем».

    #{interviewsociety}Таких ракет на корабле было 20 штук. Корабли получились настолько огромными, что даже попали в Книгу рекордов Гиннесса. На верхней палубе субмарины спокойно разворачивался КамАЗ. От циклопических «Акул» Военно-морской флот отказался. Было решено, что таких огромных кораблей нам больше не нужно. В итоге для АПЛ типа «Борей» стали создавать «маленькую» как по размеру, так и по боевым характеристикам ракету «Булава».

    Неизбежность обновления

    Залповый пуск «Булавы» – знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота. В настоящее время из 27 стратегических субмарин, имевшихся у России, в строю остается всего 12 кораблей.

    Лодки типа «Борей» сменят на боевом дежурстве сразу два типа подводных крейсеров 2-го поколения 667БДР проекта типа «Кальмар» (дислоцированы на Тихоокеанском флоте) и лодок 3-го поколения 667БДРМ проекта типа «Дельфин» (дислоцированы на Северном флоте).

    На этих кораблях сосредоточена треть нашего ядерного арсенала – 576 ядерных боеголовок. И если «Дельфины» еще относительно молоды, то «Кальмары» находятся на предельных сроках эксплуатации. Именно их, в первую очередь, и предполагается заменить «Бореями». Под их дислокацию уже модернизировали военно-морскую базу в Велючинске на Камчатке.

    Крейсер «Юрий Долгорукий» – головной корабль в серии атомных подводных субмарин нового поколения. Это первый полностью российский крейсер – с новыми системами, электроникой, современной ракетой. Общая стоимость проекта оценивается в 23 млрд рублей. Из них 9 млрд – это расходы на НИОКР, 14 млрд – само строительство лодки.

    Сейчас из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия выведен второй крейсер – «Александр Невский». Его сдача запланирована на 2011 год, но из-за проблем с финансированием Гособоронзаказа, она, скорее всего, состоится только в 2012-м. На стапелях завода стоит третья лодка – «Владимир Мономах». По планам ее ждут в 2012 году. Решается вопрос с закладкой четвертого корпуса, получившего имя «Святитель Николай».

    Всего в госпрограмме вооружений прописано строительство не менее восьми кораблей этого проекта. Каждый из них будет нести 20 («Юрий Долгорукий» – 12) ракет «Булава» с не менее чем десятью ядерными боеголовками индивидуального наведения.

    До последнего времени именно с ракетой были связаны главные опасения военных. Половина из 15 ее испытательных пусков закончилась неудачно. В оправдание главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов жаловался на отсутствие в стране 50 видов критических для производства ракеты материалов и банальное несоблюдение смежниками технологии при изготовлении комплектующих. Благодаря усилиям Минобороны ситуацию удалось исправить. Последние пуски «Булавы» прошли безукоризненно, что и позволило выйти на ее залповые испытания.

    Теперь, как считают эксперты, главной проблемой станет строительство следующих лодок 955-го проекта. Каждая из них – из-за отсутствия в стране необходимого количества специальной лодочной стали – собирается из оставшихся на «Севмаше» готовых секций от других проектов атомных крейсеров. То есть при внешнем сходстве каждая из четырех заложенных лодок фактически делается по собственному проекту. Из-за этого, собственно, и возникли проблемы между Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией в оценках стоимости каждого корабля и тем, какой из них считать головным. На основании этого должна быть зафиксирована конечная цена партии кораблей.

    Несмотря на эти разногласия, военные очень ждут новых лодок. Ведь их появление не только закроет разрыв между атомными подводными кораблями 2-го и 4-го поколений, но и выведет морскую составляющую стратегических ядерных сил на качественно иной уровень.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •