20 сентября, среда  |  Последнее обновление — 03:19  |  vz.ru
Разделы

Андрей Колесник: Мир помнит, Польша забывает

Свободолюбивый польский народ, всю свою историю очень трепетно относившийся к собственной независимости, стал марионеткой в руках глобальных сил. Тех самых сил, которые без колебаний пожертвуют им, если возникнет такая необходимость. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Алексей Мухин: Звезда Навального закатывается, не взойдя

Стареющая рок-звезда с обвисшими частями тела – жалкое зрелище. Может, кто-нибудь скажет это Навальному. Однако вокруг его проекта «кормится» такое значительное число деятелей, что и самый сильный голос разума не пробивается сквозь эту толпу. Подробности...

Сергей Худиев: Чьи уши торчат за «Христианским Государством»?

Чего еще захотят эти по непонятным поводам негодующие люди? Может, они, если не остановить их сейчас, вообще заставят всех молиться, поститься и слушать радио «Радонеж»? И тут на сцене появляются провокаторы. Подробности...
Обсуждение: 109 комментариев

    Памятник Калашникову открыли в Москве

    В Москве в День оружейника открыли памятник знаменитому советскому и российскому конструктору Михаилу Калашникову. В руках 7,5-метровой скульптуры главное детище оружейника – автомат АК-47
    Подробности...

    Как проходят учения «Запад-2017»

    Крупнейшие за последние годы совместные российско-белорусские учения «Запад-2017», так нервирующие некоторых наших зарубежных партнеров, уже отметились весьма эффектными элементами. Некоторые из них – в данном фоторепортаже
    Подробности...

    Определена «Мисс Америка – 2018»

    Впервые в истории конкурса «Мисс Америка» победительницей стала представительница Северной Дакоты. 23-летняя Кара Мунд является чемпионкой США, а шесть лет назад была отмечена Обамой за заслуги в сфере благотворительности. Местные СМИ и блогеры, однако, окрестили победительницу «толстушкой»
    Подробности...
    Обсуждение: 49 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Жертвами землетрясения в Мексике стали более 100 человек

        Главная тема


        Военные летчики высказали версии инцидента на полигоне

        «ослабление Евросоюза»


        Стремление Каталонии к независимости объяснили «рукой Кремля»

        у страха глаза велики


        Украина обнаружила «реальный масштаб» учений «Запад-2017»

        выступление в ООН


        Трамп придумал прозвище для лидера КНДР

        технологический прогресс


        Новейшие американские АПЛ оснастили джойстиками от видеоигр

        «ведут подготовку»


        Эстонский генерал рассказал о «российских планах» «военной операции» в Белоруссии

        Не говорите «последний»


        Швейцарский журналист получил «истинно русские» ответы от Лаврова

        «что это означает»


        Кремль отреагировал на маневр сената США в сфере договора о РСМД

        «Ярга» и «Призрак»


        Журналистка рассказала о серьезном просчете командования ЛНР, открывающем путь ВСУ

        «детище Второй мировой»


        Дмитрий Дробницкий: Резкие односторонние действия США ускорят распад ООН

        «Расхлебывать полвека спустя»


        Василий Стоякин: В советской трактовке это был «освободительный поход»

        Трагедия 2 мая


        Игорь Димитриев: Одесса снова стала самой горячей точкой на Украине

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к памятнику Михаилу Калашникову, установленному в Москве?

        «Уникальное явление»

        Заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» СГТУ рассказал газете ВЗГЛЯД о причинах «пляски» моста в Волгограде

        21 мая 2010, 21:50

        Текст: Роман Крецул

        Версия для печати

        Колебания волгоградского моста, амплитуда которых составляла до 40 сантиметров, вызвали удивление всей России. Эксперты сошлись во мнении, что виноват сильный ветер, а президент поручил провести комплексную проверку. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического университета Игорь Овчинников рассказал, насколько опасны такие явления и почему они стали возможными.

        – Игорь Георгиевич, осмотревшие мост эксперты сошлись на том, что причиной колебаний было аэродинамическое воздействие. Насколько вы согласны с такой версией?
        – Это новые мостовые конструкции, облегченные. Их начали строить лет 10 лет назад. Толщина стенки 12–14 миллиметров, ортотропная плита сверху. Раньше вес полезной нагрузки (транспорта, который ходит по мосту) составлял около 20%, а оставшиеся 80% – по сути, мост нес сам себя. В современных мостах получается примерно 50 на 50. Мосты стали легче, ветровая нагрузка для них стала опаснее.

        Висячие и вантовые мосты (в вантовых мостах высокие опоры – пилоны – соединяются с дорожным полотном прямолинейными стальными тросами – вантами – прим.) очень чувствительны к ветровым нагрузкам. Обычно, когда их проектируют, создают макеты и потом в аэродинамической трубе продувают, чтобы выяснить, как они будут реагировать на это воздействие.

        А к балочным мостам обычно относились спокойно – не было прецедентов, чтобы они от такой ветровой нагрузки себя плохо чувствовали.

        – И вот такой прецедент наблюдает в Сети вся Россия. Как это могло произойти?
        – Облегченная конструкция и неудачное стечение обстоятельств. Вчера волгоградцы мне говорили, там шквалистый ветер был, ветровое воздействие было раз в 5–6 больше нормативного. Но дело не только в том, какая скорость ветра, но и какая частота порыва, насколько это совпадает с резонансными характеристиками конструкции.

        Необычное сочетание обстоятельств, необычный вид воздействия. Это же нижний бьеф (часть реки, примыкающая к водоподпорному сооружению – прим.), находится ниже плотины на 17 километров. Возможно, там ветер дул с такой силой и с таким направлением, что мост подхватило, как крыло самолета. Кроме того, у самого моста течение своеобразное, условия таковы, что если ветер будет снизу, его легче поднять.

        – В целом как бы вы оценили качество проекта?
        – То, что мост перенес такого рода воздействие, говорит в пользу проектировщиков и строителей. Он обладает живучестью, не разрушился от такого воздействия, даже краска не отошла. А он довольно неприятно себя чувствовал, достаточно посмотреть на подборку видеокадров в Интернете.

        – Некоторые мостостроители признавались, что, увидев эти ролики, просто не поверили и думали, что это монтаж. У вас не было таких сомнений?

        Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического университета Игорь Овчинников (фото: sstu.ru)
        Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического университета Игорь Овчинников (фото: sstu.ru)

        Мне вчера позвонила моя ученица из Волгограда. Они поехали через этот мост, его перекрыли, и колебания она видела своими глазами, так что я знал о происходящем уже спустя несколько минут после того, как все началось. Потом позвонил мой товарищ, ректор волгоградского института, и говорит: «Я на набережной, тут такой шквал, чуть не сбросило порывом». А я знаю, что для облегченных мостов эта нагрузка чуть ли не основная.

        – А если бы это был навесной или вантовый мост, он бы не выдержал?
        – Его бы тогда проектировали с учетом ветровой нагрузки. А этот мост балочный, такие ветровые нагрузки для них не учитывались.

        #{photos=404192}

        – Может ли такое воздействие привести к износу конструкций?
        – Боже упаси! Мост новый, он только в октябре прошлого года был сдан. Это гибкий мост, на нем ездовое полотно из асфальтобетона, и никаких повреждений не обнаружено. Обычно при большой деформации может отлетать краска – этого нет. На опорах мост стоит нормально, проверили.

        – Сообщается, что будут проведены дополнительные испытания, как при сдаче нового моста. Будет ли в испытаниях что-то новое?
        – Наверное, его не испытывали на эти виды динамических нагружений. Здесь возникает проблема, как создать дополнительную аэродинамическую нагрузку. Раньше как испытывали? Загоняли колонну груженых песком автомобилей и замеряли прогибы перемещения и т. д.

        – А как будут моделировать ветровое воздействие?
        – Пока не знаю. Я бы субсидировал исследования, сделал бы макетик и прогонял. Для этого надо узнать у метеорологов характеристики ветровых потоков, смоделировать их воздействие.

        – Игорь Георгиевич, наверное, этот эпизод даст немало материала для научных исследований…
        – Это новое интересное явление, которое придется изучать. Приведу пример. 10 лет назад в Лондоне построили пешеходный мост через Темзу новой конструкции (мост Миллениум – прим.). Это висячий мост, но его пилоны были разведены, чтобы они не были выше шпиля Петропавловского собора. Его открыли, пустили на него большую толпу людей, и мост неожиданно начал плясать. Мост закрыли и начали исследовать – запускали колонны людей по одному, по два, по три. А раньше пешеходные мосты на динамическую нагрузку не испытывали. Появилось новое направление в мостостроении.

        Уникальное явление, которое мы наблюдаем в Волгограде, обязательно надо будет изучать. Сейчас общая тенденция – облегчение мостовых конструкций, поэтому такие эффекты вполне возможны в будущем. От висячих и вантовых мостов мы ожидали такие эффекты, поэтому с ними боролись, а в балочных – это необычно.

        – Какие практические выводы, можно ожидать, будут сделаны?
        – Может быть, придется более корректно учитывать ветровые нагрузки, может, придется моделировать эти нагрузки.

        Здесь есть еще одна проблема. В 2002 году у нас принят 184-й федеральный закон «О техническом регулировании», по которому нам надо принять большинство нормативных документов. Наши нормы были разработаны лет 30 назад, а то и больше. Сейчас надо принимать новые технические регламенты. Мост в Волгограде был построен в октябре прошлого года, а первый регламент по безопасности сооружений был принят в декабре. Сейчас еще надо разрабатывать тьму подобных документов.



         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............