Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
17 сентября 2009, 22:15 • Общество

ПРО 2.0: перезагрузка

Чем именно США заменят систему ПРО в Европе

ПРО 2.0: перезагрузка
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

Заявления США об отказе от размещения системы ПРО в Европе сопровождались заверениями в том, что от самой идеологии ПРО Соединенные Штаты отказываться не собираются. Стационарные ракеты-перехватчики в Польше и мощный радар в Чехии будут заменены иными, более гибкими инструментами противодействия ракетной угрозе. Газета ВЗГЛЯД попыталась выяснить, как именно будет выглядеть предлагаемая американцами альтернатива ПРО в Европе.

В качестве альтернативы «полевой» ПРО США будут развивать универсальную систему эшелонированной обороны, сообщает Reuters, ссылаясь на слова официального представителя Пентагона Джеффа Морелла. По словам представителя американского военного командования, изменения концепции связаны, прежде всего, с особенностями ракетной программы Ирана.

Разведданные показывают, что Иран сосредоточился на создании ракет малой и средней дальности вместо межконтинентальных ракет

По словам представителя американского оборонного ведомства, разведданные показывают, что Иран сосредоточился на создании ракет малой и средней дальности вместо межконтинентальных ракет, и с учетом этого фактора планы по ракетной обороне были пересмотрены.

«Мы провели значительную корректировку и доработку нашей системы ПРО в Европе, которая теперь будет лучше защищать наши силы, развернутые в Европе, и наших союзников от иранских ракет ближнего и среднего радиуса действия», − заявил он. При этом представитель военного ведомства США подчеркнул, что «улучшение этой системы не имеет никакого отношения к России и прямое − к Ирану».

Джефф Морелл также сообщил, что перемены только частичны, поскольку в США пришли к выводу, что Иран менее сфокусирован на использовании ракет дальнего радиуса действия, на которые изначально была ориентирована американская система ПРО в Европе. «В то время как росла иранская угроза, наши технологии развивались», − сказал он.

Действительно, согласно выводам многих экспертных организаций, включая Стокгольмский институт стратегических исследований, Иран в настоящее время сосредоточен на совершенствовании технологий ракет средней и меньшей дальности, в области которых уже отчасти достиг уровня начала 80-х годов прошлого века. Одновременно, частично располагая компонентами, необходимыми для создания ракет большой дальности, производить серийные образцы со степенью надежности, достаточной для боевого применения, страна не способна и не будет способна в течение как минимум ближайших 15 лет.

Это обусловлено низкой надежностью систем управления полетом, двигателей, представляющих собой запредельно форсированные варианты советских образцов периода 1960-х годов, отсутствием мощностей по производству современного ракетного топлива и современных конструкционных материалов, которые приходится добывать за рубежом. Можно сказать, что Тегеран владеет лишь общими принципами проектирования МБР, но для качественного скачка ему недостает материальной базы.

Между тем, ракеты меньшей и средней дальности − конструктивно более простые, чем МБР, даже уровня прошлого века − представляют собой серьезную силу, особенно в рамках региона. Причем средства перехвата таких ракет значительно запаздывают по сравнению с прогрессом ракетных технологий. Так, относительно надежная система перехвата ракет Р-17 (Scud), созданных в середине 1950-х годов, была доведена до боеспособного состояния лишь в начале 1990-х: речь об американском ЗРК Patriot первого−второго поколений. «Пэтриоты» нашли ограниченное применение во время войны в Заливе, защищая Израиль от ударов иракских «Скадов».

#{weapon}

Они добились как минимум трех попаданий, однако если бы Саддам решился на массовый залп, не ограничившись пуском 14 ракет, Израилю пришлось бы несладко. Резюмируя вышеизложенное: ракету вроде «Кассама» может сварганить в подпольной мастерской полуграмотный палестинский слесарь из куска газовой трубы, однако для ее перехвата Израиль вынужден разрабатывать высокотехнологичные лазерные системы и закупать в США системы THAAD, тратя на это многие миллиарды.

Как кажется, в Тегеране освоили новый тренд, занявшись совершенствованием более актуального класса вооружений. Во-первых, в рамках региона такое оружие будет стратегическим. Во-вторых, в отличие от ракет большой дальности, такое оружие проще представить как чисто оборонительное. В-третьих, ракета дальностью 2500–3500 км способна «достать» многих американских союзников не только на Ближнем Востоке, но и в Европе, включая и непосредственно ряд американских военных объектов. И, наконец, полученный при этом опыт пригодится при проектировании более «дальнобойных» систем.

Однако перехват МБР и, например, оперативно-тактической ракеты (ОТР) − существенно различные задачи, поскольку сильно различаются характеристики цели. Более того, в случае ракет меньшей и средней дальности можно говорить о нескольких группах целей, каждая из которых обладает специфическими характеристиками, тогда как характеристики межконтинентальных баллистических ракет вне зависимости от их типа или страны происхождения в некотором смысле одинаковы.

Таким образом, перед США встает задача − вместо отражения атаки МБР с известными характеристиками (для чего достаточно одного типа ракет-перехватчиков – прим. ред.) обеспечить отражение атаки одновременно несколькими типами ракет с различными характеристиками. Одним типом противоракет на данном этапе не обойтись.

Для решения задачи систему ПРО необходимо эшелонировать, то есть разделить средства поражения на эшелоны по параметрам рубежа перехвата и типа целей. Собственно, в этом и заключается смысл рассматриваемой концепции, получившей обозначение «универсальной эшелонированной обороны» (layered versatile adaptive system, LVAS).

Естественно, о ее окончательном техническом облике говорить пока преждевременно, но попытаемся предположить. Несомненно, одним из ключевых элементов LVAS станут корабли (преимущественно эсминцы), оснащенные системой управления ракетным вооружением Aegis («Иджис», «Эгида») и ракетными комплексами Standard Missile SM-3 последних производственных серий. Об этом прямо заявил в четверг на пресс-конференции в Вашингтоне заместитель председателя объединенного комитета начальников штабов Джеймс Картрайт.

Корабли, размещенные в регионе Средиземноморья и в Персидском заливе, благодаря мощным радарам с дальностью действия до 500 км, смогут компенсировать отсутствие в Европе наземного радара предупреждения о ракетных пусках. Благодаря системе передачи данных, корабль, оснащенный «Иджисом», из района Персидского залива передаст сведения о пуске всем аналогичным кораблям, и все они будут готовы к стрельбе одновременно.

Новыми ракетами можно прикрыть союзников США в Европе и, естественно, их собственную территорию

«На данном этапе должно быть полностью завершено развертывание зенитных комплексов «Пэтриот», а также начато развертывание систем SM-3. Эти системы в настоящее время стоят на вооружении ВС США, состоялось восемь успешных пусков этих ракет, и, как вы знаете, они используются для перехвата спутников. Эти системы мы уже начали размещать на Средиземноморье и будем продолжать размещать», − сказал Дж. Картрайт.

Комплекс Patriot третьего поколения РАС-3 станет вторым ключевым элементом системы. Если SM-3 предназначены для перехвата ракет на разгонном и полетном участке траектории, то «Пэтриоты» должны будут бить их в основном на подлете, на удалении 80–100 км от прикрываемого объекта.

Третьим эшелоном, обеспечивающим непосредственное, локальное прикрытие защищаемого объекта, возможно, станет система ПРО поля боя THAAD, производство которой начинается в США. «Все это должно быть завершено в 2011 году», − подчеркнул Дж. Картрайт.

Однако этим США не ограничатся. На втором этапе, который должен завершиться в 2015 году, предполагается модернизация ракет SM-3, которые соответственно будут носить обозначение SM-3А и SM-3B, сказал генерал. Он отметил, что с принятием на вооружение этих систем и новейших датчиков зона перехвата ракет будет увеличена в три раза, сообщают информационные агентства со ссылкой на заместителя главы ОКНШ.

Как сообщил Картрайт на пресс-конференции, в 2018 году планируется создать ракету SM-3 block-2. «Это система, которая будет размещена на кораблях Военно-морских сил США и как минимум в трех различных регионах», − сказал он. Можно лишь предположить, что это будет Средиземное море, район Персидского залива и, вероятно, Северная Европа.

По его словам, эти ракеты «позволят прикрывать Европу от ракет малой и средней дальности». «Это очень серьезный компонент, и мы продолжим эти усилия», − заверил Дж. Картрайт.

Он сообщил, что последняя часть системы ПРО США − ракета наземного базирования с очень мощным двигателем, которая будет создана к 2020 году. «Она позволит перехватывать баллистические ракеты, которые теоретически могут быть выпущены из Ирана», − сказал Дж. Картрайт, добавив, что «у этих ракет будет очень серьезная дальность».

«Ими можно прикрыть наших союзников в Европе и, естественно, нашу собственную территорию», − сказал генерал. Заметим, что о создании аналогичного комплекса с «очень серьезной дальностью» − С-500 − объявлено и в нашей стране.

Из всего этого следует один любопытный вывод на грани конспирологии. Действительно, десяток противоракет в Польше вряд ли смогли бы воспрепятствовать массированному пуску российских МБР. Тем не менее наша страна дала понять, что в случае, если такие ракеты будут размещены, Россия выйдет из договора о ракетах меньшей и средней дальности: информация о крылатой ракете Р-500 для комплекса «Искандер-М» с дальностью полета предположительно более 500 км появилась в СМИ явно неспроста. Кажется, в США опасаются не столько иранских ракет, сколько еще не созданных российских.

..............