Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
13 августа 2009, 17:50 • Общество

«Всей правды мы никогда не узнаем»

Михаил Войтенко: Всей правды мы никогда не узнаем

«Всей правды мы никогда не узнаем»
@ odin.tc

Tекст: Роман Крецул

В четверг появилась информация о том, что отправленный на поиски исчезнувшего сухогруза Arctic Sea сторожевик «Ладный» преследует похожее на него судно, но Минобороны РФ не подтвердило это. Ранее сообщалось, что похожее судно зашло в испанский порт, однако и эта информация официально была опровергнута. Главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко рассказал газете ВЗГЛЯД о ходе поисков и трудностях, с которыми приходится сталкиваться.

– Михаил, каковы шансы военных обнаружить судно в Атлантике?
– Вся надежда на спутниковые системы обнаружения. Сами корабли мало что могут найти. У подводных лодок еще меньше возможностей для поиска. У сторожевика «Ладный», по крайней мере, есть вертолет, у субмарин же нет ничего, кроме перископов. Многое ли они могут увидеть в океане?

В этой истории все стороны вели себя не так, как принято в подобных ситуациях

– За чей счет проходит столь масштабная поисковая операция?
– Естественно, за счет России. Пока не могу сказать точно, из бюджета какого ведомства выделяются средства на поиски.

– Ранее сообщалось, что даже приблизительное местонахождение назвать довольно затруднительно
– Да, это одна из основных проблем. Необходимо выбирать наиболее предпочтительный район и делать на него ставку. Всю Атлантику военные вряд ли в состоянии переплыть.

– Ранее вы не исключали и худшего варианта: что судно могло затонуть. В этом случае есть вероятность того, что его вовсе не найдут?
– Надо искать либо судно, либо останки. Бесследно затонуть оно не могло. Когда в начале лета в Атлантику упал Airbus, следов было очень много. В случае с судном их было бы еще больше.

Михаил Войтенко обращает внимание на многочисленные загадки этой истории
Михаил Войтенко обращает внимание на многочисленные загадки этой истории

– Насколько обширны районы, которые не охватываются системами наблюдения?
– Почти весь океан. Эти районы, однако, могут просматриваться со спутников, большим подспорьем в ходе операции также является авиация, так что я не стал бы говорить, что искать судно по всему океану можно было бы бесконечно долго.

– Что касается версий исчезновения, какая вам представляется наиболее вероятной?
– Я придерживаюсь того варианта, который назвал изначально: это произошло из-за груза, который находится на борту. Кто за этим стоит и почему, не знаю, и, по моему мнению, всей правды мы никогда не узнаем.

– С чем могло быть связано то, что судовладелец заявил о пропаже судна не сразу, а спустя довольно продолжительное время?
– Это одна из многочисленных загадок этой истории. Все стороны вели себя не так, как принято в подобных ситуациях.

– После появления информации о заходе похожего по параметрам судна в один из испанских портов, местные власти поспешили заявить, что сухогруз Arctic Sea в территориальные воды не заходил. Каковы ваши предположения, может ли это судно являться пропавшим сухогрузом?
– Пока рано говорить наверняка, эту информацию проверяет военное ведомство, думаю, уже в ближайшее время будет объявлено, насколько эти сообщения соответствуют действительности.

Между тем директор компании-оператора судна Solchart Arkhangelsk Ltd Николай Карпенков в четверг заявил, что слухи о некоем таинственном грузе на борту являются «бредом»: «Судно досматривали таможенные органы на выходе из Калининграда после ремонта и с грузом пиломатериалов в Финляндии и ничего предосудительного не нашли», – цитирует Карпенко ИТАР-ТАСС.

Как писала газета ВЗГЛЯД, сухогруз перестал выходить на связь и исчез с радаров 28 июля, а 4 августа не прибыл в порт назначения рейса.

Хронологически картина выглядит следующим образом. 29 июля судно прошло Ла-Манш, в тот день был зафиксирован радиообмен с английской береговой охраной. 30 июля поступил последний сигнал AIS (система позиционирования), судно находилось в западной части Бискайского залива.

31 июля судовладелец заявил шведским властям, что 24 июля у берегов Швеции на судно было совершено нападение.

Во время прохода в Балтийском море между островами Эланд и Готланд к судну подплыли неизвестные люди на надувной лодке. Они представились на ломаном английском как полицейские офицеры, занимающиеся борьбой с наркотрафиком. Восемь «силовиков» находились на борту с обыском 12 часов. Они связали команду, выбив одному из моряков зубы.

Это произошло из-за груза, который находится на борту. Кто за этим стоит и почему, не знаю, и по-моему, всей правды мы никогда не узнаем

В результате нападения было повреждено телекоммуникационное оборудование судна; видимо, из-за этого сообщение о нападении поступило шведским властям с запозданием.

По словам судовладельца, последний сеанс связи у него с судном был 1 августа. Тем не менее больше недели после этого он уверял, что ситуация под контролем, и только 11 августа обратился за помощью к властям.

Последний визуальный контакт с сухогрузом произошел 2 августа, когда его видел пилот португальского самолета, осуществлявший патрулирование района Атлантического океана на широте города Порту.

На Мальте, где работает штаб по координации поисков, заявили, что сухогруз не проходил Гибралтарский пролив и, судя по всему, дрейфует в Атлантическом океане.

Эксперты сходятся в одном: версия о том, что имело место обычное нападение пиратов, представляется маловероятной.

В среду Дмитрий Медведев поручил «принять меры по обнаружению» и, в случае необходимости, освобождению сухогруза министру обороны России Анатолию Сердюкову.

Военные практически сразу отчитались, что «в настоящее время к поиску привлечены корабли и суда ВМФ России, находящиеся в Атлантике, задействованы все средства обнаружения, включая космические. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота, который 12 августа прошел пролив Гибралтар и следует установленным курсом». Кроме «Ладного», в группе поиска задействованы три больших десантных корабля, скорее всего, это «Азов», «Ямал» и «Новочеркасск». Также неофициально появлялась информация о том, что на поиски пропавшего судна направлены две российские атомные подлодки.

Сухогруз Arctic Sea был построен в 1991 году. Судно принадлежит компании Solchart, в настоящее время ходит под флагом Мальты. Экипаж состоит из 15 человек, все они россияне из Архангельска. Судно выполняло рейс из финского порта Якобстад в алжирский Бейджайя с грузом леса. Стоимость груза оценивается почти в 2 млн долларов.

..............