Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
30 апреля 2009, 21:41 • Общество

Надежда Киева – «Булат»

Стоит ли России опасаться украинских танков

Надежда Киева – «Булат»
@ topgun.rin.ru

Tекст: Геннадий Нечаев

Правительство Украины приняло решение о закупке для своей армии 29 модернизированных танков Т-64БМ «Булат». Таким образом, премьер-министр страны Юлия Тимошенко выполнила обещание обеспечить танкостроителей твердым госзаказом. Последнее время на Украине всерьез рассчитывают сделать танкопром одним из важных источников экспортных поступлений. Военный эксперт газеты ВЗГЛЯД попытался разобраться, насколько опасна конкуренция соседей для российских танкопроизводителей.

Украинская армия получит 29 модернизированных танков Т-64БМ «Булат», сообщает РИА «Новости». Обновленные танки будут выпущены на одном из старейших танкостроительных предприятий на территории СНГ – Харьковском заводе им. Малышева. Рассматривается также вопрос о начале серийного производства танка «Оплот» на базе модернизированных Т-80. Как сообщают украинские СМИ, военные танками в целом довольны, хотя в российской прессе принципы активной защиты и характеристики новых украинских машин подвергаются жесткой критике.

64-ка» и машины на ее базе сегодня являются основной надеждой украинского танкопрома вместе с бронетранспортерами БТР-3 и БТР-4

Таким образом, премьер-министр страны Юлия Тимошенко выполнила обещание обеспечить танкостроителей твердым госзаказом, данное 17 марта во время визита в Харьков. По ее словам, в стабилизационном фонде госбюджета заложена рекордная за последние годы сумма на госзаказ для оборонных предприятий – 2 млрд 700 млн гривен (375 млн долларов). Часть этих денег достанется как раз харьковскому танковому заводу.

«Я не могу сказать, какая именно сумма, пока Министерство обороны вместе с заводом им. Малышева детально не просчитали эту цифру. Но это будет достаточная сумма, чтобы покрыть весь государственный заказ, и достаточный заказ, чтобы загрузить полностью завод имени Малышева», – сказала тогда Тимошенко.

Харьковский танковый завод им. Малышева – одно из старейших танкостроительных предприятий в СССР. Именно здесь перед войной в основном была разработана и запущена в серийное производство знаменитая «тридцатьчетверка». Здесь же в середине 1960-х был разработан танк, давший начало новому классу бронированных боевых машин – основным боевым танкам (ОБТ).

Основная особенность ОБТ – сочетание огневой мощи и бронезащиты тяжелого танка с массогабаритными характеристиками и подвижностью среднего. Первым в мире ОБТ стал «объект 432», поставленный в серийное производство в 1963 году. Любопытно, что под этим безликим названием танк эксплуатировался в войсках несколько лет, прежде чем постановлением правительства о принятии машины на вооружение от 2 декабря 1966 года ему был присвоен индекс Т-64.

Как и всякая радикально новая машина, танк доводился долго и упорно. Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка Т-34 в 1940–1941 годах. Так же, как и в 40-х, консервативные военные – особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых взглядах времен Великой Отечественной войны, – были настроены против принципиально нового танка, который, скажем прямо, не был свободен от «детских болезней».

В результате в 1980–1985 годах на вооружение были приняты вполне доведенные, совершенные боевые машины Т-64Б/БВ и Т-64Б-1/БВ-1, несколько отличающиеся по комплексу бронезащиты. Кроме того, «64-ка» послужила базой для создания многих современных российских ОБТ, таких как Т-80У/УД и частично – Т-90 (на танке установлена система управления оружием (СУО), башня и механизм заряжания, являющиеся прямым развитием аналогичных систем Т-64), а также украинского Т-84.

Судьба Т-64 в российской армии, как говорится, «не задалась». К моменту распада СССР был единственной страной в мире, где параллельно выпускались сразу несколько видов ОБТ. Харьков строил Т-64 и модификации Т-80 с газотурбинной силовой установкой, Омск выпускал дизельные модификации «80-ки» (которые вполне можно считать отдельным типом танка), а Нижний Тагил гнал серию Т-72.

Причем «64-ки» шли в основном в западные военные округа и группировки советских войск в Европе: считалось, что эти танки, обладающие более совершенной СУО, первыми вступят в противоборство с армиями НАТО. Т-72 рассматривался, скорее, как массовый «мобилизационный» танк, кроме того, он предназначался на экспорт. Т-80 с турбинами был рассчитан на особые климатические зоны, а его дизельные варианты, не уступавшие по возможностям СУО харьковским танкам, – для подстраховки последних: двухтактный дизель 5ТД/5ТДФ был весьма дорог и требовал высококвалифицированного обслуживания.

С распадом страны в условиях нарушения интеграционных связей содержать одновременно несколько типов танков (сюда еще необходимо включить машины типов Т-55 и Т-62, которые продолжают нести службу до сих пор, в частности – на Северном Кавказе) стало непозволительной роскошью. Украина начала активно избавляться от «иномарок» Т-72, распродавая их направо и налево, а российские «64-ки» частично пошли под автоген, некоторые из них дослуживают срок до износа в восточных округах в качестве учебных машин.

Таким образом, «64-ка» и машины на ее базе сегодня являются основной надеждой украинского танкопрома вместе с бронетранспортерами БТР-3 и БТР-4.

Танки Т-64БМ «Булат» (объект 447АМ-1) впервые были продемонстрированы в 1999 году на параде в Киеве в честь Дня независимости. В 2005 году появилось сообщение о принятии на вооружение 17 «Булатов», еще 10 танков поступили в 2008 году. По наиболее достоверным оценкам, сейчас в строю находится не более 50 танков этого типа, все – в составе 1-й гвардейской танковой бригады 8-го армейского корпуса Сухопутных войск ВС Украины.

Фактически «Булат» – это модернизированный до уровня танка Т-80УД «Береза» Т-64БВ/БВ-1. От «80-ки» позаимствована зенитно-пулеметная установка, осветитель инфракрасного прицела и система метеорологических сенсоров. Похоже, решена на нем и система динамической защиты. Кроме того, по крайней мере на части танков установлены форсированные двигатели 5ТДФМ мощностью 850 л. с.

Таким образом, танк «Булат», представляющий собой глубокую модернизацию базовой машины, ничего принципиально нового из себя не представляет: по бронированию он не превосходит российский Т-72Б(М) образца 1989 года или модернизированные Т-72БА (модернизации 2000 года), несколько превосходя последние по комплексу управления вооружением. Впрочем, Т-72БМ «Рогатка» превосходит «Булат» по всем статьям, не говоря уже о танке Т-72БУ, более известном как Т-90.

К сожалению, славное некогда предприятие сегодня фактически деградировало до уровня крупного танкоремонтного завода, хотя на его базе действует опытно-конструкторское бюро им. Кошкина, которое и разрабатывает новые образцы БТТ. Единственным крупным контрактом завода за последние годы стала поставка в Пакистан партии из 300 танков Т-84, начатая в 1996 году. Второй крупный успех – победа в прошлогоднем тендере на поставку ВС Таиланда БТР-3, причем тайские военные не скрывают, что основным критерием при выборе украинского изделия стала его невысокая цена.

В КБ им. Кошкина на базе Т-80УД «Береза» разработан и первый национальный украинский танк Т-84У «Оплот». Это довольно интересная машина, оснащенная системой встроенной активной защиты «Нож» и тепловизионным прицелом со сквозным каналом, позволяющим командиру танка не только вести наблюдение за полем боя, но и самостоятельно вести огонь. В настоящий момент она существует в виде нескольких опытных образцов, заметно отличающихся друг от друга. Это означает, что окончательный облик танка еще не выработан, и объект пока далек от стадии серийного образца. Тем не менее это не помешало министру промышленной политики Украины Владимиру Новицкому сделать 27 апреля заявление о том, что производство «Оплота» начнется уже в этом году. По словам министра, часть средств из 100 млн гривен (12,5 млн долл.), которые будут направлены в этом году Минобороны на Харьковский авиазавод имени Малышева, будет использована для производства танков «Оплот». Вместе с тем большая часть средств из этой суммы будет направлена на производство для Минобороны танков предыдущей модификации (тех самых 29 Т-64БМ2 «Булат». – Прим. ред.).

Кроме того, Новицкий сообщил, что 23 апреля правительство перечислило заводу имени Малышева 136 млн гривен из Стабфонда на финансовое оздоровление (уплата платежей в бюджет, ПФ, а также ликвидация задолженности по зарплате).

Как кажется, украинские власти наконец осознали, что в перспективе страна может остаться вообще без собственного танкостроения. Потребности ВС Украины в современных образцах БТТ не так велики, как у армии России, поэтому при стабильном финансировании программа модернизации 400 Т-64 в модель «Булат» вполне позволит заводу им. Малышева продержаться на плаву в течение как минимум еще 10 лет.

Проект модернизации Т-64 рассчитан всего на 10 лет и предусматривает создание около 400 Т-64БМ «Булат». Помогут и экспортные заказы: к украинским БТР, например, присматриваются не только развивающиеся страны, но и вполне респектабельные клиенты. Более того, на Украине всерьез рассчитывают сделать танкопром одним из важных источников экспортных поступлений.

Для России гораздо более важно, смогут ли харьковские танки составить конкуренцию продукции уральских предприятий на внешних рынках. Ответ не столь однозначен, как кажется. С технической точки зрения – однозначно не уступят: школа-то общая. Однако, когда речь идет о возможности производить танки массовой серией и в сжатые сроки по требованию инозаказчиков, тут преимущество полностью на нашей стороне: как уже отмечалось, производственные мощности харьковского завода в значительной степени деградировали.

..............