Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
25 марта 2009, 11:33 • Общество

Страна разгружает тюрьмы

Верховный суд снизит число арестов

Страна разгружает тюрьмы
@ РИА Новости

Tекст: Дмитрий Усов

Верховный суд России готовит специальный документ, который заставит судей активнее применять меры пресечения в виде подписки о невыезде, залога или поручительства вместо заключения под стражу. Решение, которое стало плодом четырехлетних усилий членов Общественной палаты, главного судебного органа страны и ФСИН, призвано сократить число подозреваемых в нетяжких преступлениях, содержащихся в СИЗО.

Верховный суд РФ решил снизить количество арестов в стране и намерен разработать специальное постановление, которое подробно распишет, когда гражданина необходимо брать под стражу, а когда лучше ограничиться домашним арестом или вовсе отпустить его под залог, пишет «Российская газета».

Я сожалею, что Верховному суду приходится проводить пленум по этому вопросу, поскольку в законе все написано

«Сейчас готовится постановление пленума Верховного суда, которое обобщит судебную практику по избранию меры пресечения, – приводит издание слова пресс-секретаря Верховного суда РФ Павла Одинцова. – В документе будут изложены объяснения, в каких случаях следует использовать меру пресечения в виде ареста, а в каких нет. Судьям будут предложены четкие критерии для применения различных мер пресечения».

Сейчас, согласно статистике, если органы прокуратуры ходатайствуют перед судьей о заключении подозреваемого под стражу, это требование практически всегда удовлетворяется. Так, по данным судебного департамента при Верховном суде, в прошлом году суды удовлетворяли девять из десяти ходатайств об аресте. Всего же были взяты под стражу более 200 тысяч человек. А продлевали срок содержания под стражей и вовсе в 98% случаев.

Отдельно в новом документе высшая судебная инстанция пропишет случаи, когда человека можно оставить на свободе за деньги. Подобная мера в России вообще до сих пор применялась редко. Последним громким случаем, когда подозреваемого отпустили под залог в 50 млн рублей, стал прецедент со смертельно больным экс-топ-менеджером ЮКОСа Василием Алексаняном. Между тем глава Верховного суда России Вячеслав Лебедев не раз призывал судей чаще назначать залог обвиняемым и подсудимым. По его словам, это вполне цивилизованная норма, не надо стесняться ее применять.

Теперь Верховный суд собирается разработать рекомендации и по суммам залога. Единых тарифов не будет, так как сумма, с одной стороны, должна быть ощутимой для человека, чтобы не он так легко мог с ней расстаться. С другой, нельзя делать залог неподъемным – он просто потеряет смысл.

Напомним, по действующему Уголовно-процессуальному кодексу РФ любая мера пресечения в отношении подозреваемого должна применяться в исключительных случаях. То есть даже если речь идет о подписке о невыезде, следствие должно четко обосновать, почему ему необходима эта бумага. А для ареста человека правоохранительные органы должны доказать, что он может скрыться или надавить на свидетелей. Также в законе прописано, что взять под стражу можно подозреваемого, чья личность не установлена.

«Комиссия, которую я возглавляю в Общественной палате уже четыре года, говорит о том, что надо прислушаться к кодексу. И слава Богу, что мы нашли наконец понимание в Верховном суде и в Федеральной службе исполнения наказаний», – прокомментировал нынешнее решение Верховного суда газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена.

По его словам, тема избрания меры пресечения для российской судебной системы очень актуальна, поскольку сейчас в колониях содержатся порядка 900 тысяч человек.

«Это достаточно серьезная цифра, но если мы посмотрим на категорию преступлений, то окажется, что в большинстве случаев за проступки небольшой тяжести, где статья предусматривает лишение свободы до двух лет, суды назначают меру пресечения в виде заключения под стражу», – говорит адвокат.

При этом Кучерена подчеркнул, что в отечественной судебной практике существуют прецеденты, когда подозреваемого заключают под стражу, а потом суд выносит оправдательный приговор.

Адвокат еще раз подтвердил, что мера пресечения в виде заключения под стражу должна применяться только в исключительных случаях.

«Я сожалею, что Верховному суду приходится проводить пленум по этому вопросу, поскольку в законе все написано. Другое дело, что только таким образом у нас сложилась судебная практика», – резюмирует эксперт.

..............