Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
20 марта 2009, 17:23 • Общество

Российский разведчик напугал американцев

Российские разведчики посеяли панику в США

Российский разведчик напугал американцев
@ РИА Новости

Tекст: Геннадий Нечаев

Бурным негодованием встретили в пятницу зарубежные СМИ информацию о том, что самолеты-разведчики Ил-38 пролетели в 150 метрах от военных кораблей США, выполняющих задачи у берегов Северной Кореи. Однако представители ВМФ России заявляют, что российские самолеты на опасное расстояние к кораблям не приближались, хотя патрулирование в целях обеспечения безопасности в районе проводили: американские маневры происходят в 200 километрах от Владивостока.

В пятницу западные СМИ растиражировали сообщение о том, что российский самолет Ил-38 совершил пролет над авианосцем «Джон К. Стеннис» (John C. Stennis), выполняющим задачи в Японском море, в 80 морских милях от южнокорейского города Пхохан.

Западные партнеры отвыкли от простого факта: каждый выход в море АУГ сопровождается ответными действиями российской авиации

Сообщается, что инцидент произошел во вторник: два российских самолета, опознанные в коде НАТО как Bear, совершили облет флагмана авианосной ударной группы (АУГ) – корабля управления «Блю Ридж» (Blue Ridge). На перехват российских самолетов были подняты палубные истребители F-18.

Между тем представители ВМФ РФ выступили с опровержением этой информации.

«Летчики патрульной авиации Тихоокеанского флота выполняли задачи по обеспечению безопасности морской границы России в районе Японского моря, во время нахождения там американских кораблей. При этом никаких нарушений не было. На опасно близкое для безопасности самолетов и кораблей расстояние они не приближались, действуя строго в рамках международных правил», – цитирует РИА «Новости» слова источника в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ).

Авианосец USS John C. Stennis, бортовой номер CVN-74, является седьмым по счету кораблем класса «Честер У. Нимиц» (Chester W. Nimic). Корабль вошел в строй в марте 1995 года и на сегодня является одним из самых современных авианосцев ВМФ США. Корабль участвует в 12-дневных учениях американского флота у берегов Северной Кореи, которые наблюдатели связывают с предстоящими северокорейскими испытаниями баллистических ракет большой дальности. Напомним, что Соединенные Штаты пригрозили сбить северокорейскую ракету, если Вашингтону не понравятся параметры пуска носителя.

Первый запуск ракеты с дальностью полета 6,7 тыс. км был осуществлен в июле 2006 года. В тот раз она упала в море вскоре после запуска, однако теоретически ракета может поражать цели на территории США. Как сообщает газета «Санкэй Симбун» со ссылкой на анонимный источник в японском правительстве, старт должен состояться с 6-го по 8 апреля.

Северокорейский космодром Мусудан находится близ границы с КНР в провинции Кенсан-Пукто, примерно в 20 км от побережья Японского моря. При любых параметрах старта разгонный участок ракеты (предположительно, типа «Тэпудон-2») будет пролегать над морем, где она вполне может стать добычей американских противоракетных комплексов морского базирования Ageis. В том, что такой перехват возможен, сомнений практически нет: 21 февраля 2008 года ракета SM-3 была выпущена с эсминца USS Lake Erie (бортовой CG-70) и поразила находящийся на высоте 247 километров аварийный разведывательный спутник USA-193, двигающийся со скоростью 27,3 тыс. км/ч.

Впрочем, России нет никакого дела до ракетных амбиций Пхеньяна. Гораздо важнее то, что американские маневры происходят буквально в паре сотен километров от Владивостока, и что бы американцы ни делали у наших границ, присматривать за ними необходимо. Прежде, во времена СССР, такие взаимные облеты авианосных ударных групп были правилом.

В дембельских альбомах советских моряков можно найти сотни фотографий пары натовских «Фантомов», совершающих проход на уровне летной палубы «Баку» или «Минска». Не меньше подобных фото можно найти в Интернете с американской стороны. Между тем, как и любые полеты, они были связаны с колоссальным риском. В частности, в мае 1968 года после облета авианосца USS Exeter произошло крушение разведчика Ту-16.

Тем не менее тогда подобные визиты ни у кого удивления не вызывали, а если фотографии и появлялись в специализированных изданиях, то исключительно ради того, чтобы показать очередную модификацию самолета-визитера.

Ил-38 никогда не претендовал на роль «убийцы авианосцев» – это базовый патрульный самолет

В 1990-е такие полеты практически сошли на нет. С одной стороны, российские авианесущие крейсеры были пущены «на иголки», и американской стороне стало просто не за кем присматривать. С другой, полеты российской авиации, пожирающие сотни и тысячи (в случае массовости таких полетов) тонн высококачественного топлива, практически сошли на нет. Западные партнеры элементарно отвыкли от простого факта: каждый выход в море АУГ сопровождается ответными действиями российской авиации.

Тут необходимо небольшое отступление. Создание полноценного авианесущего корабля и палубных самолетов для него требует многолетнего опыта и колоссальных затрат, которые по карману только сверхдержаве. СССР, будучи сверхдержавой, смог усилиями всего Союза построить только один такой корабль – «Адмирал Кузнецов». Военная концепция СССР предусматривала другие способы нейтрализации АУГ противника: малозаметные подводные лодки-охотники и самолеты, вооруженные дальнобойными высокоточными ракетами.

Ил-38 никогда не претендовал на роль «убийцы авианосцев» – это базовый патрульный самолет, противолодочный и морской разведчик. Как и многие машины аналогичного назначения (например, американский P-3 Orion). Его предком был «курортный» авиалайнер Ил-18. Противокорабельные возможности Ил-38 крайне ограниченны: его основная задача – самостоятельный поиск и уничтожение подводных лодок. Кстати, лодки-охотники входят и в состав АУГ.

Иное дело, самолеты, опознанные наблюдателями как Bear. По классификации НАТО, к ним относятся как стратегические ракетоносцы Ту-95, так и дальние противолодочные самолеты Ту-142. «Медведи» сложно различимы внешне, тем более что основной российский «стратег» Ту-95МС является прямым потомком противокорабельного самолета. Оба бомбардировщика несут достаточно солидное вооружение, способное отправить на дно с одного попадания как минимум крейсер.

Очевидно, что старт носителей потенциально опасного оружия был отслежен американской разведкой со взлетной полосы – иначе американским адмиралам с их возможностями следует подать в отставку. Понятно, что пролет над авианосцем и подъем на перехват истребителей F-18 носит ритуальный характер: обе стороны отработали текущие учебные задания. В 1980-е годы текущий эпизод даже не попал бы в СМИ. Но на дворе – XXI век, и нашим партнерам придется привыкать к простой мысли. Россия вернулась в океаны и обязана присматривать за военной активностью иностранных флотов у своих границ.

..............