Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2009/2/15/256676.html

Бегство навстречу смерти

Попытка иностранного грузового теплохода тайно покинуть Россию закончилась трагедией: 8 моряков погибли. Остальных спасли российские пограничники

15 февраля 2009, 18::41


Восемь моряков потерпевшего бедствие в Японском море грузового теплохода NewStar в ночь на воскресенье погибли при попытках поднять их на борт российского пограничного корабля. Еще восьмерых, включая капитана, удалось спасти. Как выяснилось, накануне теплоход без разрешения властей покинул порт Находка и пересек российскую границу. Правоохранительными органами проводится расследование причин инцидента. Спасательная операция в районе бедствия судна продолжается.

«Сухогруз NewStar, зарегистрированный под флагом Сьерра-Леоне (судовладелец – гонконгская кампании «Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД»), 12 февраля убыл из порта Находка, не получив разрешения на выход от пограничных органов, капитана порта и центра управления движением судов, и незаконно пересек государственную границу России», – отметила руководитель пресс-группы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю подполковник Наталья Рондалева, слова которой приводит РИА «Новости».

По ее словам, силы береговой охраны в ходе преследования, действуя в соответствии с ведомственными требованиями, положениями российского законодательства и нормами международного морского права, заставили судно-нарушитель остановиться и лечь на обратный курс. Выяснилось, что его экипаж состоит из 16 человек: шестеро граждане Индонезии, 10 человек граждане КНР. Капитан судна индонезиец.

«При возвращении в порт Находка в ночь на 15 февраля судно попало в сложные штормовые условия. Ветер достигал силы до 28 метров в секунду, высота волн – 6–7 метров. В этих экстремальных условиях капитан NewStar со ссылкой на выход из строя главного двигателя и поступление в трюм забортной воды принял решение эвакуировать экипаж судна», – уточнила собеседница, сообщает РИА «Новости».

Люди, одетые в спортивные костюмы, легкие болоньевые куртки и спасательные нагрудники спустились на два спасательных плота, один из которых не был оборудован верхним тентом, чего требует Конвенция ООН по спасению на море. В результате один из плотов сразу же наполнился ледяной водой, что могло привести к гибели от переохлаждения находящихся на нем людей.

«Принятое капитаном NewStar решение вызывает недоумение, так как он своими действиями подверг реальной смертельной опасности жизни членов команды. Хотя сухогруз, покинутый экипажем, до сих пор, уже более 14 часов, остается на плаву», – уточнила Рондалева.

В район действия прибыл морской буксир-спасатель «Лазурит» (порт приписки Владивосток. – Прим. ред.), имеющий на борту специальное приспособление – сетку для подъема людей из воды в штормовую погоду.

До его подхода пограничные корабли в результате поисково-спасательной операции подняли с одного плота, оборудованного по всем правилам, восемь членов экипажа. В основном это командный состав из числа индонезийцев, в том числе и капитан судна. Состояние спасенных удовлетворительное.

В районе бедствия продолжаются спасательные работы. Контролируется дрейф брошенного экипажем судна NewStar, которое представляет опасность для судоходства. «Компетентными органами по данному происшествию начато разбирательство», – сказала источник.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в конце января в Японском море безрезультатно завершилась спасательная операция по поискам российского экипажа рыболовецкой шхуны JI WON NO.1, которая вела незаконный лов рыбы.

25 декабря судно с 12 россиянами на борту потеряло связь и больше в эфир не выходило. Только этот факт и заставил закрутиться поисковую машину. «Никто – ни мы, ни корейцы, ни японцы – сигнала SOS не получал, – рассказал газете ВЗГЛЯД капитан – координатор Владивостокского бюро Владимир Антоненко. – Похоже, что судно попало в шторм и затонуло, а 12 находившихся на его борту россиян погибли».

На это указывает и тот факт, что 19 января японскими спасателями было найдено тело моряка в спасательном нагруднике с надписью JI WON NO.1 на груди. При себе у погибшего были четыре паспорта граждан Российской Федерации. Кроме того, в четверг в районе восточного побережья Хоккайдо было найдено еще одно тело без нагрудника, идентифицировать личность которого пока не представляется возможным, а 23 января в районе поисков был обнаружен спасательный жилет с JI WON NO.1.

«20-го и 21 января японцы совершали облет предполагаемого района ЧП на поисковых самолетах и прочесывали его на патрульных катерах. 22-го числа японцы сообщили, что целенаправленные поиски прекращают, однако корабли береговой охраны, оборудованные по последнему слову техники, будут осматривать район предполагаемой гибели JI WON NO.1 в штатном режиме, – рассказал Антоненко. – Сейчас по линии МИДа происходит обмен документами, позволяющими идентифицировать личности двух погибших моряков».

Между тем у JI WON NO.1 уже были технические неполадки. «19 сентября, во время моей вахты, с борта судна поступила информация о том, что у них проблемы с двигателем и судно потеряло ход, – рассказал Владимир Антоненко. – Однако тогда все окончилось благополучно».

Текст: Дмитрий Усов