Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
11 февраля 2009, 21:58 • Общество

«Все погребено под завалами»

При сносе храма сломался ковш экскаватора

«Все погребено под завалами»
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Роман Крецул

В среду в Москве снесено здание, ставшее причиной противостояния местной православной общественности и чиновников: по мнению последних, оно являлось тепловым пунктом – так говорится в документах. Верующие же утверждают: здесь был храм, построенный еще в Первую мировую войну. В пресс-службе Московской патриархии уверены, что власти действовали адекватно. Высшие церковные власти пока хранят молчание. «После первого удара по кресту ковш экскаватора сломался, рабочим пришлось искать замену», – рассказала газете ВЗГЛЯД представитель общины.

Утром 11 февраля жители дома 36 по улице Новаторов могли наблюдать события, которые, казалось, уже стали историей: было уничтожено здание, в котором проводились православные богослужения. Без каких-либо объяснений, без предъявления документов охрана выставила оцепление, а подоспевшая тяжелая техника начала свою будничную работу. Первыми ударами был сбит установленный на крыше крест. Через час все было кончено – строение с находившимися внутри алтарем и иконостасом превратилось в груду развалин.

Если земля будет передана РПЦ, клуб православных меценатов, как заявляют его представители, восстановит храм в течение одного дня

Храм Преображения Господня имел несколько необычную историю. По официальным документам, снесенное накануне здание числилось как центральный тепловой пункт, но старожилы рассказывают, что изначально это был храм, построенный, предположительно, в 1914 году.

«Я живу в этом дворе с 1964 года, на тот момент здесь находилась детская музыкальная школа, – рассказывает газете ВЗГЛЯД местный житель Александр Карелин, – но соседи, которые помнили довоенные времена, говорили: здесь был храм. На это же указывали элементы архитектуры, все говорило в пользу того, что изначально это было церковное здание».

Решение использовать здание для богослужений было, что называется, инициативой снизу. В 2005 году местная православная общественность своими силами оборудовала под храмовые нужды уже не функционировавшее к тому времени помещение ТЦП, занесли иконы, начали богослужения. По словам представителей общины, начинание было благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, был назначен настоятель – отец Роман. Трудности возникли, когда верующие начали искать в архивах документы на здание – за несколько лет поисков никаких указаний на то, что это был храм, обнаружено не было.

«К сожалению, никаких официальных бумаг мы не нашли, – сказала газете ВЗГЛЯД активист общины верующих Татьяна Мазко. – Не исключено, что документы могли быть скрыты, могли быть уничтожены, ведь прошло немало времени, и однозначно ответить на вопрос, что с ними могло случиться, вряд ли представляется возможным. Но у нас есть нотариально заверенные свидетельские показания пожилых жителей нашего района о том, что это здание действительно было построено как храм. Мы собрали пять тысяч подписей граждан в пользу передачи строения Русской православной церкви, но это не возымело большого влияния на чиновников».

У последних, как показало дальнейшее развитие событий, на эту постройку и территорию были другие планы: предполагалось, что на этом месте будет подземная стоянка, а в последнее время появилась официальная информация, что на территории будет также оборудована спортивная площадка.

«Летом 2005 года состоялась беседа настоятеля храма отца Романа с местными властями, – рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент Института национальной стратегии, староста инициативной группы граждан, борющихся за восстановление храма, Виктор Милитарев. – Священнику предложили обмен: за отказ от притязаний на это здание общине выделят два гектара земли под строительство храма неподалеку. На том и порешили. На улице Челомея был возведен деревянный храм преподобного Иосифа Волоцкого, планируется строительство большого каменного храма во имя Преображения Господня, под ним планируется постройка гаража на тысячу машиномест, а рядом – шестиэтажное офисное здание для того, чтобы сдавать его в аренду, и здание постоянно действующей православной выставки.

С этого момента отец Роман переменил свое мнение и теперь утверждает, что храма здесь действительно не было. Однако часть его прихожан отказались последовать за ним и продолжали собираться на молебны рядом со строением на Новаторов. Дело в том, что вскоре после достигнутых договоренностей здание на улице Новаторов было закрыто и опечатано. Почти четыре года верующие собирались на службы на площадке перед закрытым храмом, при этом не переставали ходить по инстанциям и отстаивать здание. Обходились уже без настоятеля – на службы приглашали священников из разных храмов», – сказал Милитарев.

Нам не позволили даже зайти внутрь и вынести образа, – говорит Татьяна Мазко, – все погребено под завалами

Провести молебен планировали и 11 февраля, но собравшимся прихожанам осталось только наблюдать за завершением сноса здания. Распоряжения рабочим давал глава управы Обручева Олег Волков, заявивший, впрочем, что решение о сносе принимал не он. О том, кто взял на себя эту ответственность, в префектуре Юго-Западного округа Москвы газете ВЗГЛЯД не сообщили. По словам пресс-секретаря префекта ЮЗАО Елены Никифоровой, план реконструкции района, в котором в числе прочего предусмотрен снос здания ЦТП, был подписан в 1998 году.

«Это плановые работы, они проводятся в рамках общей реконструкции, – сказала газете ВЗГЛЯД Елена Никифорова. – Что касается здания ЦТП, то никаких документов, подтверждающих, что здесь был храм, обнаружено не было. По нашим данным, оно было построено в 1964 году. Тем не менее, мы не оставили без внимания общину верующих, под строительство храма был выделен земельный участок в радиусе 600 метров».

В пресс-службе Московской патриархии Русской православной церкви газете ВЗГЛЯД сообщили, что придерживаются того же мнения: местные власти действовали правильно, пошли навстречу верующим, выделив под строительство храма землю, а несогласие общины лишено веских оснований, поскольку статус храма документально не подтвержден.

Впрочем, по мнению Виктора Милитарева, об официальной позиции РПЦ говорить пока рано.

«Насколько я знаю, информация о произошедшем уже доведена до святейшего патриарха Кирилла, сейчас мы ожидаем его реакции. Кстати говоря, Алексий II поддерживал общину, у меня сохранились его письма к городским властям с просьбой передать здание Русской православной церкви, – говорит Милитарев. – Что касается позиции чиновников, то она проста: нет документов – нет храма. По моей информации, решение о сносе было принято именно сейчас, потому что некоторые люди из окружения мэра Юрия Лужкова были недовольны его недавней договоренностью с патриархом Кириллом о строительстве в Москве храмов шаговой доступности. В патриархии, по имеющимся у меня данным, тоже есть люди, заинтересованные в таком развитии ситуации в пику патриарху».

Впрочем, для православной общины, оставшейся уже не только без настоятеля, но и без своего храма, важнее всего другое: как вообще можно обращать в руины здание, пусть даже проходящее по документам как ЦТП, если внутри находятся иконы.

«Нам не позволили даже зайти внутрь и вынести образа, – говорит Татьяна Мазко, – все погребено под завалами. Но Бог поругаем не бывает: после первого удара по кресту ковш экскаватора сломался, рабочим пришлось искать замену».

«Я живу здесь пять лет, – сказала газете ВЗГЛЯД член общины Алла Соломатина. – И уже привыкла постоянно ходить на службу, жить в соответствии с тем, что заповедано верой. Когда у тебя во дворе находится храм и ты ежедневно его видишь, это не может не отражаться на мыслях, сама жизнь становится другой. Теперь у нас перед окнами груда развалин».

Впрочем, по мнению Виктора Милитарева, это ненадолго: несмотря на то что некоторые представители патриархии уже заявили о поддержке действий муниципальных властей, он уверен, что мнение высших церковных иерархов еще будет услышано. При этом, добавил Милитарев, в случае, если земля будет передана Русской православной церкви, клуб православных меценатов, как заявляют его представители, восстановит храм в течение одного дня.

..............