Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
22 июня 2008, 12:00 • Общество

Россия готова вооружить Бразилию

Россия готова вооружить Бразилию
@ avia-su.ru

Tекст: Геннадий Нечаев

Бразилия объявила о размораживании тендера на закупку многоцелевых истребителей нового поколения. Согласно программе F-X2, на вооружение ВВС страны предполагается принять 36 таких самолетов с последующим увеличением их численности до 120 машин. Обязательными условиями конкурса, в котором участвуют российские, французские, шведские и американские компании, являются передача части технологий и 100-процентная реинвестиция прибылей в бразильскую экономику.

По сообщениям бразильской прессы, в конкурсе примут участие ОАО «Компания «Сухой» с истребителем Су-35, концерн Eurofighter с истребителем EF-2000 Typhoon, а также самолеты Boeing F/A-18E/F, Dassault Rafale и Saab Gripen NG производства США, Франции и Швеции. В перспективе один из перечисленных выше истребителей придет на смену штурмовикам AMX совместного производства Италии и Бразилии, а также истребителям Northrop F-5BR и Dassault Mirage 2000C, состоящим на вооружении местных ВВС.

Су-35 является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными

Напомним вкратце предысторию вопроса. Бразилия, имеющая развитую авиапромышленность, до недавнего времени обладала сверхзвуковыми боевыми самолетами только легкого класса: американскими F-5, поступившими на вооружение в начале 1970-х и французскими Mirage IIIBR, которые в основном решали задачи по защите воздушного пространства страны.

Ударная авиация бразильских ВВС (Forca Aerea Brasileira, FAB) представлена исключительно самолетами собственного производства: реактивными штурмовиками Embraer/Alenia AMX Scorpion и турбовинтовыми Embraer Tucano/Super Tucano.

До начала ХХ века эти силы считались достаточными и адекватными существующим военным угрозам, поскольку Бразилия – огромная страна, основные промышленные центры которой находятся вне радиуса действия ВВС любого соседнего государства.

Но в последние годы положение стало меняться: многие страны региона обзавелись современными истребителями со сравнительно большим радиусом действия или средствами дозаправки самолетов в полете – расстояния теперь не являются гарантированной защитой от воздушных атак.

Кроме того, в результате модернизации вооруженных сил, которые сейчас проводят государства Латинской Америки, дальности и огневой мощи легких машин для нанесения ударов по современным, хорошо защищенным военным объектам, расположенным, как правило, в глубине вражеской территории, уже не хватает. Кроме того, начал сказываться фактор морального старения авиатехники.

В изменившихся условиях в 2001 году FAB с разрешения правительства объявили тендер на закупку многофункциональных самолетов, способных, с одной стороны, противостоять самому современному воздушному противнику, а с другой, – выполнять функцию «длинной руки», обеспечивая и возможность нанесения авиаударов на большую глубину, ии длительное патрулирование весьма протяженных сухопутных и морских границ страны.

Кстати, состав участников первого конкурса был совершенно таким же, единственное что, бразильцам предлагались машины иных модификаций, например, компания «Сухой» выставила для участия истребители Су-30МК.

Однако для страны с оборонным бюджетом в 3,5 млрд долларов такая программа оказалась неподъемной. В 2003 году сроки тендера были увеличены, а в феврале 2004-го он был закрыт.

Вместо закупки новых самолетов бразильцы решили с помощью израильской фирмы Elbit модернизировать имеющиеся на вооружении американские истребители F-5BR по стандарту F-5EM (нужно заметить, программа развивается ни шатко ни валко: на сегодня FAB переданы 23 модернизированных самолета – половина из имеющихся).

На замену совершенно ветхим Mirage III в той же Франции были закуплены 12 подержанных, но более современных Mirage 2000C (производства середины 1980-х годов) по сходной цене в 50 млн долларов. Такие самолеты французы сейчас заменяют более современными истребителями Rafale.

Первые «Миражи-2000» поступили в страну в 2006 году. Не являясь в полной мере многофункциональными, французские самолеты неплохо показали себя как в истребительной, так и в ударной роли (последнее подтвердил боевой опыт индийских летчиков, сражавшихся на них в ходе нескольких локальных конфликтов с Пакистаном), однако местные военные понимают, что это временный выход.

Программа модернизации FAB была реанимирована президентом Лула да Силва в феврале 2008-го. Это стало возможно благодаря увеличению военного бюджета на следующий год почти вдвое – до 5,5 млрд долларов.

Как заявил Силва в мае, новая доктрина национальной безопасности страны предусматривает необходимость поддержания, как минимум, паритета, а по возможности и разумного превосходства в области вооружений с соседями. «Мы должны преодолеть последствия технологической деградации и отсутствия разумного стратегического планирования последних двух десятилетий», - уверен бразильский лидер.

Местные эксперты полагают, что такая щедрость бразильских законодателей, «подкинувших деньжат» военным, также объясняется напряженностью, возникшей в последнее время между Венесуэлой и Боливией – последняя поставляет Бразилии до 80% потребляемого страной природного газа.

При этом одна из старейших бразильских газет O Estado de Sao Paulo воспринимает угрозу венесуэльских Су-30 в случае возникновения в регионе военного конфликта достаточно серьезно: «Почему он (Чавес – Прим.) не захотел купить чисто оборонительные самолеты МиГ-29, а приобрел Су-30, обладающие огромным радиусом действия?». Общий смысл заметки таков: стране нужны такие же самолеты – и побольше!

Перед началом нового конкурса крупнейшая в стране консервативная газета O Globo составила собственный рейтинг фаворитов и аутсайдеров тендера.

По мнению экспертов, наименьшими шансами обладают европейский «Тайфун» и американский F-18: первый из за непомерно высокой цены, второй – из за нежелания американцев передавать кому-либо лицензии и технологии, что является немаловажным фактором в конкурсе.

Чуть лучше выглядит позиция шведского Grippen – аналогичные самолеты стали недавно поступать на вооружение Южноафриканских ВВС, где получили высокую оценку (особенно лестно южноафриканцы отзываются о качестве шведского сервисного обслуживания), а с этой страной Бразилия имеет тесные связи в области военно-технического сотрудничества. Однако самолет не является «лицензионно чистым» - в его конструкции применено достаточно много американских технологий, что также может сделать невозможным производства ряда важнейших узлов и агрегатов в стране.

Газета полагает, что лучшим вариантом для страны была бы закупка самолетов во Франции, учитывая опыт эксплуатации в стране французской авиатехники. Местные военные имели возможность познакомиться с Dassault Rafale поближе во время визита в Сан-Паулу авианосца Foch, истребительное авиакрыло которого оснащено палубным вариантом этого самолета. Бразильцы не ожидают каких-либо политических осложнений с передачей критически важных лицензий – большинство технологий «Рафаля» имеют французское происхождение, а у страны достаточно политической воли, чтобы противостоять возможному давлению США.

Су-35 рассматривается отдельно. Издание отмечает, что эта машина является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными. При этом эксперты издания, кажется, не понимают разницы между тем Су-35, что предлагался на первый конкурс, и тем, что предлагается теперь. В 2001 году под этим обозначением скрывалась не более, чем модификация Су-30МК, тогда как сейчас это совершенно иной самолет, имеющий с предшественником не очень много общего, но ведущего преемственность от семейства истребителей Су-27/Су-30.

Как отмечает издание, опыт передачи технологий производства машин этого типа уже есть – ими располагает Индия. По мнению экспертов FAB, устроит и цена машины. Единственное, что останавливает бразильцев от выбора в пользу российского самолета – это отсутствие опыта работы с нашими предприятиями и пресловутое качество российской авионики.

Местные аналитики полагают, что лучшим вариантом было бы привлечение Индии как полноправного партнера к процессу производства современных истребителей в Латинской Америке. Эта страна имеет опыт как освоения российских технологий, так и сотрудничества с израильскими компаниями (в частности, той же Elbit, с которой сотрудничают и бразильцы) по интеграции их оборудования с российскими системами. Как считает O Globo, такой трехсторонний альянс способен в перспективе значительно потеснить на рынках авиапроизводителей из США и других западных стран, а также будет способствовать ускорению и удешевлению работ по истребителю пятого поколения за счет объединения научно-технических и производственных потенциалов нескольких стран.

..............