Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2008/4/10/158741.html

Американские самолеты опасны

Десятки тысяч пассажиров скопились в аэропортах США в ожидании вылетов из-за отмены рейсов небезопасных самолетов

10 апреля 2008, 17::31


Транспортный кризис вызван тем, что один из крупнейших внутренних авиаперевозчиков – American Airlines – отменил более 1000 авиарейсов, выполнявшихся самолетами типа MD-80, а они составляют более трети флота среднемагистральных авиалайнеров. Свое решение компания объясняет необходимостью экстренной проверки технического состояния авиалайнеров. Положение усугубляется тем, что аналогичные инспекции проводят авиакомпании Southwest, Delta и United Airlines.

Самые большие скопления пассажиров отмечаются на крупнейших авиаузлах – в международном аэропорту им. Кеннеди в Далласе, чикагском О’Хара и нью-йоркском Ла Гардия. Таким образом, воздушное движение парализовано практически по всей стране. Ожидается, что в результате отмены рейсов пострадают около 100 тыс. пассажиров.

Красный свет полетам лайнеров Macdonnell Douglas (MDD) MD-80 дала выпущенная две недели назад директива Федерального управления гражданской авиации (FAA), требующая произвести внеочередную инспекцию электропроводки самолетов.

Из-за особенностей американской бюрократии бюллетень с распоряжением поступил к авиаперевозчикам спустя почти полмесяца и всем одновременно, что вызвало фактически транспортный коллапс на внутриамериканских маршрутах.

«Мы продолжаем проверки всех самолетов, чтобы полностью соответствовать требованиям директивы. Мы надеемся вернуться к нормальному расписанию полетов как можно скорее», – приводит ВВС слова президента American Airlines Джерарда Эрпи.

Между тем полеты MD-80 могут приостановиться на неопределенное время. В четверг в сенате США пройдет очередной раунд консультаций по вопросам авиационной безопасности, который и примет окончательное решение о судьбе флота лайнеров производства Macdonnell Douglas. До того большинство самолетов MD-80 будут прикованы к земле.

Как сообщается, причиной стоп-приказа оказались трещины в обшивке «дугласов» авиакомпании Southwest, которые не были своевременно выявлены, поскольку перевозчики США из экономии средств неоправданно растягивают промежутки между регламентными работами. Причем подобные масштабные скандалы, когда авиаперевозчики, опасаясь убытков, пренебрегают безопасностью пассажиров, возникают тогда, когда цена на авиационное топливо ползет вверх вслед за ценами на нефть.

Чаще всего под угрозой оказывается жизнь пассажиров на самых напряженных внутренних рейсах, где самолеты эксплуатируются с интенсивностью маршрутных такси. Именно на них экономят в первую очередь. Причем часто это оказываются самолеты производства MDD, которые выполняют в Америке роль таких маршруток.

Так, 8 лет назад потерпел катастрофу лайнер MD-83 авиакомпании Alaska. Пилоты двух рейсовых самолетов, оказавшихся поблизости, были свидетелями того, как потерявший управление борт 261, направлявшийся в Лос-Анджелес, пикируя с большой высоты, рухнул в Тихий океан недалеко от калифорнийского побережья. Все 88 пассажиров и члены экипажа погибли. FAA тогда немедленно приостановило все полеты лайнеров производства компании MDD по всей стране.

Расследование установило, что причиной катастрофы стал винтовой домкрат механизма управления стабилизатором, что вызвало полную потерю управляемости самолетом с последующим опрокидыванием и пикированием. Когда узел был обнаружен на месте крушения, выяснилось, что трущиеся механические части были полностью лишены какой-либо смазки: как жидкой, так и консистентной, что привело к разрушению домкрата. Позднее отсутствие смазки обнаружилось еще на 6 самолетах «Аляски» из 30.

В ходе расследования выяснилось, что в погоне за прибылью компания грубо пренебрегла фирменным мануалом по самолету, который предписывает выполнять смазку этого узла через каждые 500–700 летных часов. Однако из экономии авиаперевозчик установил период между регламентными работами на самолете в 2500 летных часов, в 5 раз превысив требования производителя! За это время смазка полностью высохла, что и привело к катастрофе.

Очевидно, что схожая ситуация имеет место и теперь, несмотря на принятые меры, обязывающие эксплуатантов неукоснительно соблюдать регламент обслуживания авиатехники.

Как сообщают американские издания, трещины в обшивке лайнера Southwest были обнаружены совершенно случайно: во время обработки антиобледенительной жидкостью перед полетом их заметил бдительный оператор установки. FAA немедленно отдало приказ о проведении осмотра на всех самолетах данного типа. Одновременно поступило распоряжение устранить несоответствия в схеме электрооборудования самолетов, возникшие из-за оснащения их дополнительным оборудованием, не предусмотренным производителем (вероятно, речь о разного рода дополнительных мультимедийных и сервисных системах, установленных в салоне).

Собственно, проблемы с электропроводкой выяснились достаточно давно, однако устранялись они ни шатко ни валко. Это и привело к коллапсу авиационных перевозок в США.

Текст: Геннадий Нечаев