Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
27 марта 2008, 15:03 • Общество

Москвича осудили за контрафакт

Москвича осудили за контрафакт
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Ямницкая

Два года лишения свободы условно получил житель столицы, купивший и установивший за определенную плату нелегальное программное обеспечение. По России это, как минимум, второе громкое дело о нарушении авторского права ПО-разработчиков. В принципе, на месте москвича мог оказаться любой житель страны, где использование контрафактной продукции превратилось в привычку. Но закон есть закон, и оказалось, что у него довольно много сторонников.

Житель Москвы осужден за использование контрафактного программного обеспечения. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

Потребители хотят платить за программные продукты - и игры в том числе - если дать им такую возможность

По данным агентства, Сергея Соболева признали виновным в незаконном использовании объектов авторского права, хранении и перевозке контрафактных экземпляров в целях сбыта, совершенных в крупном размере, предусмотренных в статье 146 УК РФ.

Кроме того, Соболев был признан виновным в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации согласно части 1 статьи 272 УК РФ.

«Установлено, что в конце сентября 2007 года Сергей Соболев в торговом комплексе «Горбушка» приобрел в неустановленном павильоне компакт-диски с записанными на них нелицензионными копиями программных продуктов, принадлежащих корпорациям Microsoft и «Adobe Sistems Incjrporated», – сообщила пресс-служба.

Затем контрафактная продукция была установлена на компьютер в одном из кабинетов в государственном унитарном предприятии «Подводречстрой» за вознаграждение в 3 тысячи рублей. В результате Соболевым были нарушены авторские и смежные права корпораций, занимающихся разработкой программного обеспечения, на общую сумму 193 тысячи 585 рублей, сообщила пресс-служба ведомства.

В итоге незадачливый покупатель был приговорен судом к двум годам лишения свободы условно.

Напомним, что последнее громкое дело по вопросу нелегального ПО, связанное с использованием пиратских программ на школьных компьютерах в Пермском крае, не утихло до сих пор.

Директор школы и главный фигурант уголовного дела Александр Поносов, признанный виновным в преднамеренном использовании контрафакта, заявил, что отныне будет заниматься научной работой и популяризацией проекта по свободному распространению программного обеспечения в образовании.

Ранее эта инициатива была Минфином заблокирована: в министерстве Кудрина считали, что платить за лицензию должны регионы, а не федеральный бюджет. Теперь регионам дана фора до 2010 года, а разработчика софта для школ определит конкурс.

Однако во всех остальных сферах общества буква закона осталась неизменной.

«К уголовной ответственности за использование контрафактной продукции могут быть привлечены, как продавцы, так и покупатели – рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Михаил Кошкин. – В принципе, для государства более опасен сбыт нелегальной продукции. Но клиенты тоже должны понимать, что могут испортить свою биографию статьей за уголовное преступление».

По мнению Кошкина, выбирая между лицензионным и нелицензионным ПО, не стоит забывать и о тех, кто занимается разработкой этого продукта.

«Потребитель должен научиться не только уважать труд людей, но и относиться к ПО как к объекту собственности», – подчеркнул юрист.

Действительно, в России, где на каждом шагу продается практически любое программное обеспечение, сложно устоять перед соблазном, вложив свои средства в оригинальную продукцию, стоимость которой в несколько раз выше.

«Высокая стоимость коммерческого программного обеспечения (КПО) – стереотип, не имеющий под собой решительно никаких оснований», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД независимый IT-эксперт Леонид Ковалев.

Предпосылкой к нынешней ситуации стали «лихие 90-е годы», когда не существовало, с одной стороны, нормативно-правовой базы для данной области, и сети распространения и поддержки КПО – с другой стороны.

«Всё в целом привело к тому, что народ привык к условно-бесплатному ПО и считает это в порядке вещей, потому что никогда не жил по-другому», – рассказал он.

Но на рынке уже существуют потребители, которые готовы платить определенную цену за лицензионную продукцию.

«Потребители хотят платить за программные продукты – и игры в том числе – если дать им такую возможность, и рост продаж это подтверждает», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД директор по цифровой дистрибуции «Alawar Entertainment, Inc.» Валентин Мерзликин.

Тем потребителям, которые не хотят или не могут в силу ряда причин вложить деньги в дорогой продукт, отчаиваться не стоит. По словам Ковалева, в современном коммерческом мире существует не только движение за бесплатное программное обеспечение, но и «десятки тысяч энтузиастов, которые создают некоммерческие, но при этом вполне серьёзные продукты, составляющие конкуренцию традиционным».

«Фактически, для подавляющего большинства домашних задач, или даже нужд малого бизнеса можно найти некоммерческие аналоги программного обеспечения», – уверен эксперт.

При этом некоммерческое ПО охраняется законом об авторском праве в той же мере, что и коммерческое, а так же имеет собственные лицензионные соглашения с конечными пользователями. Поэтому термин «бесплатный» не означает, что пользователь вправе распоряжаться продуктом по своему усмотрению. Так, некоммерческое ПО или части его нельзя включать в состав коммерческих продуктов.

«Вообще, уважительное отношение к разработчикам и поставщикам – залог успешного развития отрасли и, в конечном итоге, повышения удобства и производительности труда конечных пользователей», – заключил эксперт.

Несмотря на это преследование и жестокое наказание конечных пользователей ПО эксперты рассматривают как не самый правильный шаг. По словам Мерзликина, правоохранительным органам стоило бы обратить свое внимание на «пиратские сайты, активно распространяющие нелицензионные программные продукты», а не наказывать отдельных пользователей, устраивая «показательные проверки, изымая домашние ПК».

..............