Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
30 сентября 2007, 10:00 • Общество

Учеба на ошибках

В школьных учебниках нашли множество грубых ошибок

Учеба на ошибках
@ GettyImages

Tекст: Константин Куц, Франкфурт-на-Майне

Шокирующими называют немецкие эксперты результаты исследования школьных учебников: тексты слишком сложны, противоречивы, а порой ошибочны. Из 17 гимназических пособий по биологии и истории, проверенных независимыми экспертами из журнала Warentest, лишь одно получило оценку «хорошо». Издатели указывают, что учебники допущены к продаже Министерством образования, и жалуются на слишком частые изменения учебных планов.

В пищевой цепочке, представленной в одном немецком учебнике по биологии, сова оказалась выше лисицы. На возражение, что лисицами эти хищные птицы не питаются, составители говорят, что хотели таким образом подчеркнуть, что у сов нет естественных врагов. «Специальные знания, собранные в учебнике, могут вызывать неверные толкования», – объясняет издатель учебника Петер Шелл.

Каждая из 16 немецких земель имеет право на собственный способ изложения прописных истин

Однако то, насколько часто «неправильные толкования» встречаются в немецких школьных пособиях, шокировало специалистов из авторитетного журнала Warentest. Изучив 10 гимназических учебников по биологии, независимые эксперты обнаружили упущения в среднем на каждой пятой странице.

Например, описание эксперимента со спиртом не снабжено предупреждением о мерах безопасности, а также неверно описаны функции печени и желчного пузыря.

Семь учебников по истории оказались не лучше. Так, уход в отставку гэдээровского лидера Эриха Хонеккера «перенесен» на месяц позже; историческая пресс-конференция в день падения Берлинской стены редуцирована до «бессвязного сообщения»; а история Евросоюза сведена к описанию германо-французских отношений.

По мнению независимых экспертов, оставляет желать лучшего и дидактика: учебные статьи составлены слишком наукообразно, а напечатаны слишком мелким шрифтом.

«Это удар по нашим детям», – негодует газета Express в Кельне. «Иногда на внесение изменений у нас остается всего несколько месяцев», – жалуется Вольф-Рюдигер Фельдманн, глава издательства Cornelsen, на слишком частое изменение учебных планов. По его словам, учебники будут проверены. Впрочем, критика экспертов уже сейчас названа им субъективной.

«Подробное изложение темы – это задача учителя», – говорит Петер Шелл из издательства Westermann и указывает на то, что спорные учебники были одобрены Министерством образования. По его мнению, в ошибках виноват федеральный принцип германской образовательной системы: каждая из 16 немецких земель имеет право на собственный способ изложения прописных истин.

В итоге только по истории в Германии выпускается около 600 учебников, а учебных программ существует около 3 тысяч. Иногда одна и та же книга выходит в 30 «региональных» версиях. Усложнение производственного процесса привело к тому, что 80% немецкого рынка учебных пособий поделено между тремя крупными издательствами: Klett, Cornelsen и Westermann.

Между тем за последние 15 лет государственные дотации на школьные учебники сокращены вполовину. В прошлом году на каждого школьника пришлось 20 евро.

Противники единого учебника говорят об опасности «монополизации». В Министерстве образования Гессена, например, считают, что конкурс между издательствами положительно сказывается на качестве школьных пособий.

Земельные министерства образования пока сдержанно оценивают выводы журнала Warentest, говоря, что их справедливость еще предстоит проверить.

Германский союз учителей-филологов объясняет ошибки дефицитом времени и денег. Иногда издательствам приходится готовить учебники на основе еще сырых учебных планов.

С неожиданным заявлением выступил Юрген Цёлльнер, берлинский сенатор по вопросам образования. Он дал понять, что искажения фактов даже необходимы учебным пособиям: учителя могут сами отыскать ошибку и «продуктивно использовать это в учебном процессе».

..............