Алексей Чеснаков Алексей Чеснаков До мирных переговоров по Украине осталось два шага

Сейчас начинается этап торга. Украина всеми силами пытается заманить Россию на второй «саммит мира». Отсюда разговоры о возможных территориальных уступках, о готовности вести диалог. Не исключены новые демонстративные шаги.

5 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Зачем российские спортсмены едут на Олимпиаду

Насквозь прогнивший МОК максимально мерзопакостен, как и отношение комитета к российским и белорусским спортсменам. Особенно мерзок поиск «крамолы» в их социальных сетях – и отказ от участия в Играх на этом основании. Впрочем, Олимпиада – дело скоротечное.

20 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Путь Запада перестает быть путем прогресса

Обновления базовых ценностей грозят западному миру куда более серьезными сбоями, чем тот, который был вызван обновлением программы CrowdStrike. И нам стоит порадоваться, что мы успели отказаться от этих обновлений. Это даже не вопрос национальной гордости и стремления к самобытности. Это вопрос самосохранения.

4 комментария
17 апреля 2007, 21:20 • Общество

ФСБ наведет порядок в небе

ФСБ обнаружила 3 тысячи нелегальных самолетов

ФСБ наведет порядок в небе
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Российские власти обратили внимание на угрозу, которую представляют незарегистрированные летательные аппараты. Как заявил сегодня директор ФСБ Николай Патрушев, по данным Ространснадзора и правоохранительных органов, в нашей стране обнаружено более 2 тысяч 800 нелегальных воздушных судов. По мнению директора ФСБ, такие самолеты и вертолеты становятся причиной тяжелых летных происшествий.

«Уполномоченные органы по контролю и надзору в сфере транспорта не располагают в полной мере сведениями о владельцах воздушных судов, фактическом количестве и состоянии авиационной техники, а также возможности доступа к ней посторонних лиц», – сказал сегодня Патрушев на заседании Национального антитеррористического комитета.

Выявлено множество фактов нарушения использования воздушного транспорта Российской Федерации, бесконтрольных полетов на предельно малых высотах, в том числе над закрытыми административно-территориальными образованиями и объектами повышенной опасности.

«Террористические акты с использованием воздушных судов наглядно продемонстрировали необходимость принятия на государственном уровне дополнительных мер для исключения возможности использования объектов гражданской авиации в качестве средств терроризма», – сказал Патрушев.

Как дорогие иномарки

Найдутся Кулибины, которые отрегулируют двигатель самолета так, что он станет поглощать хоть самогон

Вероятно, что поводом к такому выступлению Патрушева дал случай, произошедший 11 апреля, когда на подмосковном аэродроме Крючково (Истринский р-н), где расположен аэроклуб «Филин» (сам аэродром с августа 2006 года по 2009 год арендуется Калужским летным училищем), органами МВД были обнаружены 19 американских легких вертолетов производства Bell и Robinson.

Подобные «стрекозы» весьма распространены на Западе как спортивные, сельскохозяйственные машины, для полетов на охоту-рыбалку или к романтическим местечкам на пикник (впрочем, более полезных применений подобной легкой техники, которая в нашей стране не производится, – несть числа).

Ничего плохого в закупках зарубежной авиатехники нет, но к «Робинсонам» и «Беллам» появились претензии у таможенных структур. Пока ведется следствие, подробности этой истории не разглашаются (по крайней мере, в Таможенном комитете ФТС РФ прокомментировать этот вопрос журналисту ВЗГЛЯД отказались, ссылаясь в т.ч. и на эту причину), но по данным МВД, машины ввозились через страны Прибалтики по фиктивным документам с многократно заниженной таможенной стоимостью. Причем заказчика партии вертолетов еще предстоит установить. Похоже, что речь идет примерно о той же схеме, по которой растаможивались в свое время дорогие иномарки.

Самолет за пол-литра

Еще один способ обзавестись нелегальным «ковром-самолетом» для полетов за картошкой или к теще в соседнюю область – это купить в аэроклубе списанный учебный Як-52
Еще один способ обзавестись нелегальным «ковром-самолетом» для полетов за картошкой или к теще в соседнюю область – это купить в аэроклубе списанный учебный Як-52

Впрочем, существуют и иные схемы поступления в страну подержанной авиатехники, которая выводится из-под прямой юрисдикции Госавианадзора. Чаще всего речь идет о списанных на Западе летательных аппаратах, которые после косметического ремонта регистрируют где-нибудь в оффшорах или в странах, где к требования к авиационной безопасности пониже, чем в России.

Это помогает не только уйти от уплаты налогов (к примеру, поставив самолет на учет в российский авиареестр, его хозяин вынужден платить имущественный налог), но и обслуживать его не по нормам, принятым в РФ, а в соответствии с заграничными, гораздо более мягкими. Так, разбившаяся 19 ноября Cessna-208 имела «порт приписки» на острове Аруба в Карибском море и принадлежала оффшорной компании.

Еще один способ обзавестись нелегальным «ковром-самолетом» для полетов за картошкой или к теще в соседнюю область – это купить в аэроклубе списанный учебный Як-52 (один из основных самолетов первоначального обучения в СССР) по цене металлолома. В 90-е годы, во время развала всего и вся, в том числе и аэроклубов ДОСААФ, такую операцию можно было (при наличии соответствующих связей) провернуть буквально за пару ящиков «жидкой валюты».

Теперь цена этой в общем-то очень надежной и неприхотливой машины в «убитом» состоянии составляет 20–30 тыс. долларов, ремонт на авиапредприятии частным порядком обойдется еще в 100 тыс. Ставить или не ставить после этого самолет на госрегистрацию – дело владельца. А взлетать и садиться такая машина может на любую более-менее ровную площадку достаточной длины. При этом в полете на предельно малой высоте (что особенно опасно для пилотов со слабой или утраченной подготовкой) не привлечет внимания ПВО, особенно во внутренних районах страны, вдали от промышленных центров.

«Кулибинский пепелац»

При этом для удешевления эксплуатации найдутся Кулибины, которые отрегулируют двигатель самолета так, что он станет поглощать хоть самогон вместо положенного высокосортного бензина должной очистки (слава богу, речь пока идет о машинах с поршневым мотором, хотя, наверняка, на наших необъятных просторах найдутся и «левые» реактивные самолеты).

Летать-то такой самолет будет, да вот ресурс движка на суррогатном топливе никто не предскажет. И «обрезать» мотор может где угодно – хорошо если над чистым полем. Кроме того, «быстрые разумом Невтоны», обильно родящиеся на российской почве, и сами строят себе крылья.

Это, конечно, замечательно – такими самодельщиками были поначалу и Яковлев, и Антонов, и многие из великих – даже Королев. Но самолетостроение – дело тонкое.

Согласно существующим нормативам, летающая самоделка должна, как и любой другой летательный аппарат, пройти цикл государственных испытаний, почти как промышленное изделие. Если во времена СССР такие испытания были хотя бы теоретически доступны рядовому самодельщику из деревни Гадюкино, то теперь эта процедура стоит очень больших денег.

Вот и тарахтят в небе самодельные «Змеи Горынычи» с движками, переделанными из тракторного «пускача». Если добавить к этому многочисленные самодельные планеры и мотодельтапланы и просто дельтапланы, незарегистрированные термические аэростаты и прочие вертолеты, полученные легким движением руки из бензопилы «Дружба» (по меньшей мере один такой демонстрируется в Музее криминалистики МВД – несколько ушлых зеков пытались удрать на нем с лесоповала) – картина получается неприглядная.

Поэтому специалисты уже лет двадцать в один голос твердят: для того чтобы привести ситуацию в порядок, вместо ужесточения запретительных мер необходимо принять федеральный закон о малой авиации. Этот нормативный акт должен определить правила постановки на учет и порядок обеспечения полетов.

..............