Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

31 марта 2007, 17:06 • Общество

Астрономы открыли планету

Астрономы открыли новую планету

Астрономы открыли планету
@ sky-map.org

Tекст: Геннадий Нечаев

Ученые Национальной обсерватории Японии и Токийского промышленного университета опубликовали вчера сообщение об открытии новой планеты, находящейся за пределами Солнечной системы. Небесное тело, размеры которого в 8 раз превышают размеры Юпитера, обращается вокруг звезды эпсилон Тельца, которая входит в состав рассеянного звездного скопления Гиады.

Эпсилон Тельца (ε Tauri, HD 28305, традиционные названия: Глаз быка, Аин (арабск.), Коронис (греч.)) превосходит Солнце по массе примерно в 3 раза, по объему – в 13 раз, а по яркости – в 155 и является оранжевым карликом спектрального класса К0.

130 световых лет от Земли

Если у гиганта есть крупные спутники, то, исходя из анализа его орбиты, они автоматически попадают в список объектов, на которых возможно существование жизни

Желтовато-оранжевые звезды класса К составляют большинство из видимых на небе невооруженным глазом. Аин входит в состав звездного скопления Гиады (группа звезд, расположенных в пространстве более-менее компактно и имеющих общее происхождение) и находится на сравнительно небольшом расстоянии от Солнца – всего 130 световых лет.

Кроме того, поскольку звезда находится в плоскости эклиптики (воображаемая плоскость, в которой лежат орбиты большинства планет Солнечной системы), то периодически наблюдаются затмения Аин Луной, реже – планетами и астероидами. Такие наблюдения дают немало полезной информации планетологам: так, кольца планет-гигантов (кроме Сатурна, они были известны еще Галилею) впервые были обнаружены при затмении Ураном одной из таких звезд.

Благодаря развитию космической астрономии планеты за пределами Солнечной системы (extrasolaris planet) в последнее время открывают едва ли не пачками, хотя лет 25 назад достоверно не было известно ни об одной. И сделано это открытие было самым обыкновенным способом, каким открывали планеты еще в XVIII веке, во времена сэра Уильяма Гершеля, первооткрывателя Урана, – путем математических вычислений.

Правда, наблюдательный инструмент японские астрономы использовали очень солидный – телескоп с диаметром зеркала 1,88 м. Но методика, оправдавшая себя за без малого два столетия, практически не изменилась.

Математика помогает астрономии

Иоганн Кеплер

Законы небесной механики, открытые на излете Средневековья великим астрономом Иоганном Кеплером, с потрясающей точностью (которая зависит лишь от погрешности измерений) позволяют вычислить траектории движения относительно друг друга тел, находящихся в свободном пространстве и связанных друг с другом силами тяготения.

Отклонения от найденной математически орбиты, скорее всего, означают, что в системе присутствует еще одно тело или тела. Собственно, таким образом – по возмущениям орбитального движения – и были открыты все планеты Солнечной системы, чьи орбиты лежат дальше орбиты Сатурна.

Однако с одиночными звездами ситуация обстоит несколько иначе. Для того чтобы определить параметры их собственного движения (например, относительно центра Галактики), требуются непрерывные наблюдения в течение тысяч лет, а для звезд, удаленных на десятки тысяч световых лет, – и миллионы. Не так обстоят дела со звездами, образующими пары, – таких в нашей Галактике много, если не большинство. Пары имеют общий центр масс, относительно которого светила и совершают свое движение (помимо движения относительно других звезд).

Элементы орбит для многих пар известны и даже используются для различных астрономических вычислений. Совсем хорошо, когда двойная звезда находится на небольшом расстоянии от Земли: тогда элементы ее орбиты могут быть вычислены довольно быстро, например путем сличения положения объекта на снимках, сделанных в разное время. Собственно, Аин и оказалась таким «идеальным» случаем.

Японскими учеными было замечено, что раз в 595 дней движение звезды отличается от теоретически предсказанного – звезда смещается под действием притяжения планеты-гиганта, получившей предварительное наименование eps Tauris b. Иных инструментальных подтверждений существования планеты пока не найдено, однако не приходится сомневаться: она существует.

Наверное, это открытие не привлекло бы внимание СМИ, если бы не два обстоятельства: оно сделано методами наземной астрономии (причем довольно консервативными, несмотря на сложность используемой инструментальной базы) и не американскими учеными, которые, благодаря относительно неплохому финансированию и приоритетному доступу к космическим обсерваториям, лидируют в области открытия экстрасолярных планет.

Кроме того, планета крупная и близкая – возможно, в будущем ученым удастся получить ее снимки. А если у гиганта есть крупные спутники, то, исходя из анализа его орбиты, они автоматически попадают в список объектов, на которых возможно существование жизни.