Взгляд
13 августа, четверг  |  Последнее обновление — 14:47  |  vz.ru
Разделы

Пора научиться отличать мультики от реальной жизни

Марина Ахмедова, Журналист, писатель
Лидер протеста бежал из страны, бросив свой возбужденный до протеста электорат. И если смотреть на ситуацию прямо, то мы видим тупой трусливый побег. Но человечество такая история не устраивает. А вот если «бежала, когда ей угрожали расправой над детьми» – это уже красиво. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Грозит ли русскому языку реформа орфографии

Игорь Караулов, поэт, публицист
Государство прежде всего должно само не портить язык. Например, избавить нас от многочисленных аббревиатур, которые оно внедряет. Много лет на наших школах висят вывески типа «ГБОУ СОШ» и «ГБОУ ДОД». Чему могут научить в этих уродливых гбоудодах? Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

На Ближнем Востоке началась ливанская часть большой игры

Юрий Мавашев, востоковед, директор Центра изучения новой Турции
Предложение о помощи от Франции и МВФ оказалось совсем небескорыстным протягиванием руки стране, пострадавшей от техногенной катастрофы. Активизировалась и Турция, которая не хочет допустить усиления Парижа вблизи своих границ. В чем заинтересована Россия? Подробности...

Белоруссию после выборов охватили массовые беспорядки

В воскресенье после закрытия избирательных участков на выборах президента Белоруссии в центре Минска и других городах страны вспыхнули массовые беспорядки с участием тысяч граждан республики, несогласных с итогами голосования
Подробности...

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ
Подробности...

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Работники БелАЗа на митинге выдвинули требования властям

    Главная тема


    Стал понятен «хитрый план Путина» в Белоруссии

    американское вмешательство


    Помпео призвал провести новые выборы в Белоруссии

    политическое оружие


    Сенатор: США отнимают у Лукашенко «нефтяную конфетку»

    «строительство демократии»


    В Польше предложили наказать Россию за события в Белоруссии

    Видео

    протесты в белоруссии


    Запад прощает Лукашенко больше, чем Януковичу

    гибель подлодки


    «Курск» хранит загадки спустя 20 лет после катастрофы

    внешние рынки


    Российское мясо распробовали за рубежом

    соперница Лукашенко


    «Слабая женщина» слила белорусский Майдан

    ЕГЭ по английскому


    Сергей Мардан: Иностранный язык должны учить только те, кому он реально нужен

    День ВВС


    Тимур Шерзад: Три сюрприза русских авиаторов

    Выборы в Белоруссии


    Геворг Мирзаян: Почему Россия вынуждена признать победу Лукашенко

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    В России зарегистрировали первую в мире вакцину от коронавируса. Вы будете делать себе эту прививку?

    Профсоюз для уважаемых людей

    Есть распространенное мнение, что автомобилисты у нас народ нервный    15 февраля 2007, 21:27
    Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД
    Текст: Сергей Ильин

    Отечественные автовладельцы любят жаловаться на то, что они являются едва ли не самой притесняемой группой населения страны. Нельзя сказать, что их претензии беспочвенны, однако в этом вопросе есть целый ряд нюансов. Связанных не в последнюю очередь с тем, как ведут себя на дорогах сами автолюбители. Так или иначе, но в социальном плане они представляет собой весьма активную (и при этом многочисленную) прослойку населения. И этот фактор может сыграть определенную роль в наступающем электоральном сезоне.

    Года три назад автору довелось посетить Киев, где он был приятно удивлен вежливостью тамошних водителей: не успеешь поставить ногу на «зебру», как все машины дружно начинают тормозить, сколь бы плотным ни был трафик. Для Москвы, да, пожалуй, и России в целом, – явление, мягко говоря, необычное.

    Нервные людиНемного истории

    Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось

    Есть распространенное мнение, что автомобилисты у нас народ нервный. Так это или нет – вопрос философский, но факт остается фактом: джентльменское поведение на дорогах в России пока редкость. Скажем, в умении особенно эффектно забрызгать несчастного «голосующего на обочине» – тут мы, надо полагать, тоже впереди планеты всей. Да, дороги у нас убираются совершенно омерзительно, но вот эта самая удаль «половчее забрызгать» – это наше, родное.

    Слышу возмущенные крики читателей: «Это не мы!» Очень хорошо, приятно иметь дело с воспитанными, интеллигентными людьми. Скажите, пожалуйста, а взятки гаишникам (или как там они сейчас называются) – это тоже не вы даете?.. То есть вот никогда-никогда?..

    На то обычно возражают, что-де гаишники у нас коррумпированные. С этим не поспоришь: берут, подлецы, и похоже, что это уже не то что не исключение, а самая натуральная система. Но штука в том, что берут все же в основном за реальные нарушения. Подчеркиваю, именно реальные: за всякую ерунду типа огнетушителя или просроченных лекарств в аптечке приставать к водителям сейчас немодно. Зачем, когда кругом нарушителей полно?..

    А теперь скажу страшную крамолу. Если бы все гаишники как один вдруг перевоспитались и завязали со взятками, думаете, было бы российским водителям счастье?.. Ох, сомневаюсь... При строгом соблюдении отечественного законодательства (заметим, не то чтобы особо сурового) наши автолюбители натурально взвыли бы максимум на второй день. Не верите?.. Пообщайтесь с теми, кто пробовал водить машину во время краткого пребывания, к примеру, в Америке. Там и штрафы поразорительней, да и за решетку можно угодить достаточно легко. Причем один из самых простых способов – предложить взятку тамошнему стражу дорог: американцы к этому как-то не привыкли.

    Правовой нигилизм и его последствия

    Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется
    Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется

    Впрочем, я обещал сделать весьма смелое утверждение, а пока говорю вещи банальные и достаточно известные. Что ж, извольте получить небанальное. Автомобилисты среди всех крупных групп российского общества характеризуются наибольшей долей взяткодателей. То есть можно найти и более «взяткодающие» прослойки – к примеру, бизнесмены, имеющие дело с таможенными органами. Однако такие прослойки достаточно малочисленны: тех же «внешторговцев», мягко говоря, не безумно много. А вот число личных автомобилей в России уже исчисляется десятками миллионов, и похвастаться тем, что ни разу в жизни не давали взятку гаишнику, могут лишь очень немногие. Так что тезис наших «автомобильных защитников» (таких как Вячеслав Лысаков, Леонид Ольшанский или Виктор Похмелкин) о чрезвычайной коррумпированности отечественных автоинспекторов в любом случае грешит односторонностью: почвой для коррупции являются все же именно автомобилисты.

    При этом важно понимать, что развитая коррупция является лишь одним из индикаторов правового нигилизма. Правила нарушают все кому не лень. Может быть, не с такой беспримерной наглостью, как новые русские (вспомним хотя бы громкое дело г-жи Гличьян, «на ровном месте» осуществившей наезд на автоинспектора), но по мелочам – пожалуй что и большинство.

    Тут можно возразить, что к законам у нас в стране пренебрежительно относятся все – и об этом еще Щедрин писал аж полтора века назад. Вот только далеко не у всех под рукой при этом «средство повышенной опасности» – а это сильно меняет ситуацию. Высокая аварийность – бич отечественного автомобилизма, и сваливать тут все на низкое качество российского автопрома – изрядное лукавство.

    Скажите, а когда пьяные за руль садятся – тут тоже производители ТАЗов виноваты?.. Нет, понятно, что «на Руси веселие есть пити», вот только в случае нетрезвого автомобилиста веселье слишком часто оборачивается горем. Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется. Лучше бы на общемировом фоне «ракетами и в области балета» выделяться, мне кажется.

    Люди с высокой самооценкой объединяются

    Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось: «кто с машиной, тот и царь дороги». Тем более что автовладельцы, как правило, характеризуются превышающим средний по стране уровнем доходов и образования. «Социально активная» группа, представители которой очень строго следят за соблюдением своих прав и весьма болезненно реагируют на их ущемление. Об обязанностях… впрочем, см. выше.

    Неудивительно, что появление «самовыдвигающихся» лидеров встречает в среде автомобилистов одобрение: эта среда, вообще говоря, весьма склонна к социальной самоорганизации. Люди с высокой самооценкой считают вполне естественным, что и их права подлежат защите (что до обязанностей… ах, ну да…). Как вариант – в форме своего рода профессионального союза. Или, если угодно, своеобразного лобби.

    Все это на первый взгляд действительно вполне логично. Более того, некоторые совместные действия автомобилистов можно назвать бесспорно полезными для общества.

    Немного смущает еще вот что. Как некий институт гражданского общества объединение автомобилистов выглядит, со всеми приведенными оговорками, вполне привлекательно.

    Но вот когда наблюдаются очевидные элементы политизированности – тут ощущения, честно говоря, уже несколько иные. А ведь чтобы далеко не ходить, та же долгоиграющая акция «Нет – мигалкам!» – это все же именно политика. Что с учетом начала электорального сезона выглядит по меньшей мере уже не столь благородно. Особенно с учетом того, что «народные защитники автомобилистов» уже сейчас часто вступают в альянсы с публичными политиками. Не хочется произносить слово «популизм», но чем-то подобным от подобных симбиозов действительно зачастую отдает.

    А так – ну что, гильдия как гильдия. Автомобилисты беспокоятся за свои права и встают на их защиту. От кого?.. Впрочем, это уже совсем философский вопрос…

    P.S.: Автор статьи не водит машину и, соответственно, личным автотранспортом в собственности не располагает.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •