Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

11 ноября 2007, 12:47 • Общество

Не Солнечная система

В созвездии Рак обнаружена планета с водой

Не Солнечная система
@ Getty Images

Tекст: Геннадий Нечаев

Число известных экстрасолярных (находящихся вне Солнечной системы) планет постоянно растет: в настоящий момент их открыто более 250. Благодаря заатмосферным обсерваториям и успехам в компьютерном анализе полученных изображений сообщениями об обнаружении очередной внесолнечной планеты никого теперь не удивишь. Тем не менее астрономам из Университета Беркли (University of California) удалось произвести маленькую сенсацию.

Все отрытые до сих пор системы имеют не более четырех планет, обращающихся вокруг центрального светила. Система планет 55 Cancri как нельзя больше походит на Солнечную систему из всех ранее открытых.

Планетарная система 55 Рака (55 Cancri) демонстрирует поразительное сходство с Солнечной

Открытие было совершено после 19 лет наблюдений и представляет собой отчет группы California and Carnegie Planet Search, которая в этом году празднует 20-ю годовщину своих первых попыток поиска экстрасолнечных планет.

«Эта система весьма интересна, поскольку там есть гигантская планета с орбитой радиусом 5,5 астрономических единиц (то есть расстояний от Земли до Солнца) и четыре планеты поменьше, радиусы орбит которых не превышают 0,8 а.е. В промежутке же может, в принципе, таиться и планета размером с Землю», – поясняет профессор Университета Беркли Джеффри Марси, директор Center for Integrative Planetary Science.

«Мы знаем теперь, что наше Солнце и семейство планет не являются чем-то необычным ни в галактике, ни тем более во Вселенной», – говорит ученый.

Любопытно, что планетарная система 55 Рака (55 Cancri) демонстрирует поразительное сходство с Солнечной. По своей массе и возрасту центральное светило напоминает Солнце.

Звезда 55 Рака, одна из ближайших к Солнцу звезд (находится на расстоянии 41 светового года), была известна как обладатель планет с марта 1996 года.

Это была всего лишь четвертая известная землянам звезда с экзопланетой. Вторую и наиболее удаленную планету этой же системы нашли в 2002 году.

Свеженайденная пятая планета довольно велика – она весит приблизительно в 2 раза меньше Сатурна, или по крайней мере 45 земных масс, и обращается по орбите радиусом 0,785 а.е. за 260,8 суток.

Однако у 55 Рака есть и одна особенность, которой нет у Солнечной системы. Планеты в той системе разделены на две условные группы – внутренние и внешние.

Внутренние расположены относительно близко к звезде, внешние – на заметном удалении. По словам специалистов, расчеты показывают, что в 55 Canсri находятся 8 планет, поровну внутренних и внешних.

Несмотря на это, специалисты не говорят об обнаруженной системе как о полной идентичности Солнечной системы. Дело в том, что в 55 Cancri обнаруженные планеты практически все соответствуют размеру Нептуна или чуть превышают его.

Новая планета, обнаруженная в 55 Cancri, находится в так называемой обитаемой зоне, то есть на том расстоянии, где тепло от звезды уже не слишком горячо, чтобы превратить планету в выжженную пустыню, но и не слишком далеко, чтобы планета превратилась в ледяной шар.

Кроме того, первичный анализ новой планеты показывает, что на ней может находиться вода в жидком виде. Учитывая размеры звезды, обитаемая зона в 55 Рака составляет от 1,1 до 2 млн км от звезды.

Поэтому астрономы не исключают, что у нее есть спутники, на которых может существовать вода, а возможно, и жизнь. «Там немного теплее, чем на Земле, но не слишком», – объясняет астроном из Университета Аризоны Джонатан Лунин. «Если вокруг этой планеты есть луны с каменистой поверхностью, то там в принципе могут быть водные реки и озера», – говорит Джеффри Марси. Он добавляет, что для удержания воды такие спутники должны иметь значительную массу.

Как уже отмечалось, специалисты не исключают и того факта, что в 55 Рака могут находиться и планеты размером с Землю, имеющие твердую поверхность. Однако технологии, позволяющие обнаружить такие небесные тела, появятся в распоряжении человечества лишь в течение ближайших двух десятилетий.