1 февраля, среда  |  Последнее обновление — 15:07  |  vz.ru

Почему России стоит доверять Ирану

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Иран не является непосредственным участником конфликта России и стран Запада, но выступает на стороне Москвы. Искренность иранского отношения к России имеет под собой серьезные национальные интересы. Подробности...

Западная демократия – враг демократии

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Демократия важна. Но она уже не вызывает того безропотного доверия, которое вызывала в 1990-е и нулевые годы XX века и большую часть десятых годов XXI века. Самые демократичные, как считается, страны далеко не так демократичны, как многие привыкли думать. Подробности...

Творческую среду нужно перемешать и взболтать

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Когда деятели искусства мыслят себя элитой, избранными, у них неизбежно возникает разлад со своей страной, их ценности начинают расходиться с ценностями народа. Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

НОВОСТЬ ЧАСА: Российские войска за сутки уничтожили около 300 украинских военных

Зеленский принес архитекторов своего президентства в жертву США

эскалация конфликта

Названы основные риски при передаче Украине дальнобойных боеприпасов к РСЗО HIMARS

«радость Нуланд»

В США возмутились лжи администрации Байдена о диверсии против «Северных потоков»

фейки о российской армии

Вассерман предложил заменить Невзорову уголовный срок принудительным лечением

членство в НАТО

Эрдоган отводит от финнов и шведов большую беду

прогноз МВФ

Российская экономика резко поднялась в глазах Запада

переговоры 1992 года

Как Ельцин пытался убедить США в опасности украинского национализма

«масштабное воздействие»

«Российские агенты» приводят в трепет Финляндию

причастность к нападению

Украина опасно рассердила Иран

нити управления

Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

наши люди

Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

часть ядра

Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

Хотели бы вы сменить профессию?

Темная сторона веса

Ученые силой мысли раздули Вселенную
    Общая масса Вселенной, возможно, на 10–20% меньше, чем считалось до сих пор
       11 ноября 2007, 15:53
    Фото: Getty Images
    Текст: Геннадий Нечаев

Проблема так называемой скрытой, или «темной», массы Вселенной приобрела новый аспект благодаря гипотезе, выдвинутой астрофизиками из Алабамского университета в Хантсвилле (University of Alabama, Huntsville (UAH). Основываясь на наблюдениях, выполненных несколькими орбитальными телескопами, они пришли к выводу, что источником мягкого рентгеновского изучения, исходящего из центра галактик, могут служить не массивные холодные атомы, а гораздо более легкие и многочисленные электроны. А значит, ученые «потеряли» пятую часть Вселенной.

Если предположение астрофизиков из Алабамского университета верно, общая масса Вселенной, возможно, на 10–20% меньше, чем считалось до сих пор.

Недавнее открытие «Великого ничто» – пустой области во Вселенной – косвенно свидетельствует о существовании «темной материи

Результаты исследования были впервые опубликованы 20 октября в Astrophysical Journal доктором Максом Бонаменте (UAH), Юккой Неваляйненном (обсерватория Хельсинки) и Ричардом Лиу (UAH).

Согласно гипотезе, легкие релятивистские (движущиеся с околосветовыми скоростями) электроны сталкиваются с фотонами реликтового (оставшегося от Большого взрыва) излучения.

Последние благодаря полученной энергии переходят из микроволновой области в рентгеновскую. Причем характеристики спектра этого излучения в деталях отличаются от характеристик излучения, испускаемого свободными атомами. Несмотря на разницу в свойствах инструментов, эти отличия устойчиво фиксируются всеми космическими обсерваториями.

«Мы так и не смогли обнаружить линии излучения межзвездного газа в наблюдаемом спектре. Если бы это был межзвездный газ, мы непременно нашли бы и линии эмиссии», – говорит доктор Ричарда Лиу из UAH.

Из смелой гипотезы следует несколько интересных выводов. Первый из них напрямую относится к проблеме скрытой массы. Массы галактик меньше, чем думали, но они все равно не распадаются и не схлопываются.

Что держит эти гигантские структуры в относительном равновесии – пока неясно, но из теории следует предположение о некоей субстанции, поддерживающей равновесие своим давлением на материальные объекты.

Такое предположение принимается научным сообществом крайне неохотно, так как возвращает науку к теории всемирного эфира, отвергнутой большинством ученых в 40–50-х годах прошлого века после ряда экспериментов, не подтвердивших его существование.

Второй вывод еще более радикален: скрытого вещества во Вселенной вовсе не существует. По мнению некоторых исследователей, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что никто его до сих пор так и не увидел. Они полагают, что все разговоры о «темной материи» возникли лишь для того, чтобы объяснить, как галактики держатся вместе.

Еще в 1930-е годы швейцарский астроном Цвикки указал, что светящегося вещества в скоплениях галактик в десятки раз меньше, чем нужно, чтобы сила его тяготения удерживала галактики вместе. Для объяснения парадокса предположили, что существует невидимое гравитирующее вещество, которое называют теперь «темной материей».

Хотя «темной материи» должно быть намного больше, чем обычного вещества, ее природа до сих пор остается невыясненной, хотя считается, что недавнее открытие «Великого ничто» – пустой области во Вселенной – косвенно свидетельствует о ее существовании.

Скрытая масса (англ. dark matter) (в космологии и астрофизике также «темная материя», «темное вещество», «темная энергия») – общее название совокупности астрономических объектов, недоступных прямым наблюдениям современными средствами астрономии (то есть не испускающих электромагнитное излучение достаточной для наблюдений интенсивности), но наблюдаемых косвенно по гравитационным эффектам, оказываемым на наблюдаемые объекты.

Общая трудность познания скрытой массы состоит из двух проблем. Первая – астрофизическая: противоречие наблюдаемой массы гравитационно связанных объектов и их систем, таких как галактики и их скопления, с их наблюдаемыми параметрами, которые определяются гравитационными эффектами.

Вторая – космологическая: противоречие наблюдаемых космологических параметров и полученной по астрофизическим данным средней плотности Вселенной.

Наиболее подходящими кандидатами для объяснения всей совокупности данных считались гипотетические очень слабо взаимодействующие частицы (например, сверхлегкие аксионы или, наоборот, массивные WIMP – Weakly Interacting Massive Particles, такие как нейтралино).

Подобные частицы неплохо вписываются в теорию, но обнаружить их пока не удалось. По разным причинам они являются нерелятивистскими в настоящую эпоху (то есть являются кандидатами в Cold Dark Matter, CDM), что нужно для объяснения образования галактик и их скоплений. Однако теория, использующая такие частицы, столкнулась с рядом трудностей.

Так, например, расчеты дают слишком большое число облаков CDM в массивных гало галактик, раз в 10–50 больше допустимого. Если бы эти расчеты оказались верны, то галактики просто схлопнулись бы в гигантские черные дыры. Возможно, новая гипотеза со временем поможет устранить это противоречие.