Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
14 октября 2007, 16:07 • Общество

Разведчики летят на Запад

Российский самолет-разведчик продадут на Запад

Разведчики летят на Запад
@ svavia.ru

Tекст: Геннадий Нечаев

По сообщению агентства «Интерфакс», российские авиастроители ведут переговоры с неназванной западной компанией относительно возможности восстановления серийного производства высотных самолетов М-55 «Геофизика». Сообщается, что такие самолеты западная компания собирается использовать для ретрансляции телекоммуникационных сигналов.

Несмотря на то что М-55 включен в программу развития российской авиации до 2015 года, к августу 1997-го на Смоленском авиационном заводе выпущено всего четыре серийных экземпляра самолета, два из которых находятся в летном состоянии, а два – без двигателей и авионики – законсервированы в ожидании финансирования.

Одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км

Идея использования самолетов для ретрансляции радиосигналов (прежде всего – телевизионных) на большое расстояние появилась в 40-х годах прошлого века.

Радиоволны диапазонов УКВ и ДМВ, в которых осуществлялось вещание, распространяются, подобно свету, на расстояние прямой видимости. Чтобы обеспечить передачу «картинки» из одного города в другой, необходимо расширить радиогоризонт, максимально подняв антенну над Землей. Тогда, в отсутствие спутников связи, эта задача могла быть решена только с использованием авиации: самолетов, вертолетов или дирижаблей.

Первые подобные опыты были проведены в США в конце 1940-х и дали положительные результаты. А уже в середине 1950-х при НИИ Гражданского воздушного флота существовал специальный авиаотряд самолетов-ретрансляторов, обеспечивавший возможность прямых телетрансляций важных событий (демонстрации, парады, футбольные матчи) из Москвы, Миска, Киева и Ленинграда.

С появлением специальных космических аппаратов идея утратила актуальность, по крайней мере в гражданском приложении; военные используют самолеты-ретрансляторы до сих пор, в России это Ан-12РТ, Ан-26РТ и вертолет Ми-9. Между тем иногда использование самолетов для обеспечения бесперебойной связи оказывается экономически выгодным, а в некоторых случаях – единственно возможным выходом. В мире есть немало мест, где использование спутниковых каналов нецелесообразно, а иногда и просто невозможно.

Например, в зонах стихийных бедствий, особенно если наземная инфраструктура линий связи разрушена, а доставка мобильных станций связи затруднена. Конечно, спутниковые телефоны и модемы будут работать, но для передачи больших объемов данных они не годятся. В таких случаях способен помочь самолет, оснащенный соответствующей аппаратурой. Причем желательно, чтобы он был максимально высотным.

Тут есть прямая экономическая выгода: одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом (или принять сигналы) площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км. При этом желательно, чтобы ретранслятор имел по возможности большую грузоподъемность: аппаратура связи весит немало.

По обоим показателям М-55 идеально подходит на эту роль. Самолет создавался в ОКБ генерального конструктора В.Мясищева в рамках темы «34» с 1967 года как советский эквивалент американского высотного разведчика Lockheed U-2/TR-1. Одновременно КБ ставилась и иная задача: борьба с высотными аэростатами-разведчиками.

Последние с 50-х годов прошлого века доставляли немало неприятностей Советскому Союзу: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на территорию страны и достаточно успешно осуществляли свои шпионские миссии.

Необходимость размещения на борту самолета оружия заставила конструкторов искать пути повышения весовой отдачи новой машины (отношение веса самолета к полезной нагрузке). Во многом это требование обусловило выбор для высотного самолета оригинальной двухфюзеляжной конструкции – легкой и прочной, которая не так часто применяется на серийных самолетах.

Когда же требование борьбы с аэростатами-шпионами было снято (соответственно, был демонтирован тяжелый комплекс вооружения), самолет получил солидный запас грузоподъемности – 1,5–2,5 тонны (в зависимости от высоты и дальности полета) плюс свободные объемы для размещения дополнительной нагрузки.

К концу 1978 года первый летный экземпляр прототипа «Геофизики» – М-17 «Стратосфера» был наконец закончен на сборке и выкачен на заводской аэродром, а предсерийная машина, оснащенная, в отличии от «Стратосферы», двумя двигателями, впервые поднялась в небо в 1983 году.

Несмотря на солидный возраст, М-55 нисколько не устарел как в роли разведчика, так и в роли самолета экологического мониторинга, в каковой М-17 и М-55 неоднократно привлекались к полетам в рамках различных международных программ.

Более того, по комплексу летных характеристик (потолок, грузоподъемность) машина заметно превосходит американский аналог – высотный разведчик TR-1. До сих пор российские ВВС остро нуждаются в машине такого класса. Возможно, гражданские заказы позволят вывести перспективную программу из многолетнего ступора.

..............