Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

15 сентября 2006, 21:58 • Общество

Необычная планета

Ученые обнаружили в космосе необычную планету

Необычная планета
@ space.com

Tекст: Владимир Степанов

Американские астрономы обнаружили необычную планету, получившую название CHXR 73 B. По своей массе она в 12 раз превосходит Юпитер и находится от родительской звезды на расстоянии 31,3 млрд километров – в 200 раз дальше, чем Земля от Солнца. Необычность заключается в том, что такие гиганты должны формироваться гораздо ближе к звезде.

Группа астрономов из университета штата Пенсильвания в США под руководством доктора Кевина Лумана при помощи орбитального телескопа «Хаббл» обнаружила необычную планету, которая не укладывается в рамки принятых сегодня представлений о формировании этих небесных тел, сообщает Space.com.

Открытый учеными объект вращается вокруг красного карлика CHXR 73 на расстоянии в 500 световых лет от Солнечной системы. Он получил название CHXR 73 B. Объект массой в 12 масс Юпитера находится от родительской звезды на расстоянии 31,3 млрд километров – в 200 раз дальше, чем Земля от Солнца.

Объект с такой массой, по принятым терминологическим представлениям, буквально балансирует на границе между звездой и планетой. Согласно теории, если масса тела превышает 12 масс Юпитера, то в нем уже может зажечься «ядерная печь» синтеза дейтерия и лития, то есть объект станет самосветящимся (звездой). Если же масса объекта менее 10 юпитерианских масс, то эта планета-гигант навсегда обречена светить отраженным светом своего солнца.

Согласно существующим теориям, протопланетные диски красных карликов имеют диаметр не более 16 млрд километров. Дальше указанного расстояния уже недостаточно материала, чтобы создать планету. Более того, теоретические модели говорят о том, что гигантские планеты с массами, как у Юпитера и больше, формируются на расстояниях не более 5 млрд километров от родительской звезды. Таким образом, CHXR 73 B, вероятно, сформировался не из газопылевого диска звезды, а самостоятельно из скоплений межзвездного газа – так, как формируются звезды и коричневые карлики.

С другой стороны, если это коричневый карлик (которые также относятся к звездам, а не к планетам), под вопросом остается теория образования самих планет, так как масса объекта все же говорит о том, что его следует отнести к классу планет. Но планеты не могут формироваться на столь большом расстоянии от звезды! Возникает неразрешимая пока дилемма: планета или звезда? А может, новый класс объектов?

Сейчас астрономы предложили еще один способ решения этой проблемы. Надо попытаться обнаружить протопланетный диск около самой маленькой на данный момент «звезды». Если такой диск будет найден, то принадлежность CHXR 73B к классу звезд будет доказана. Но для подобных исследований нужны более чувствительные инструменты. Поэтому ученые возлагают большие надежды на новый космический телескоп «Джеймс Вебб», который будет запущен на орбиту в 2013 году.