2 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 23:56  |  vz.ru

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...

Тревожность – это новая нормальность

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Ощущения тревожности настоящего и тревожности будущего, вероятно, знакомы каждому жителю современной России. Но есть и не совсем очевидный аспект тревоги, связанный с прошлым. Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Киево-Печерскую лавру перерегистрировали на Православную церковь Украины

«Понимаю, что в России не пропаду». Как на Дальнем Востоке устроились беженцы из Мариуполя

новые алгоритмы

Российские военные научили автоматику ПВО сбивать ракеты HIMARS

«малороссийские президентики»

Медведев: Нынешние украинские власти открыто стали врагами Христа

женщина в противогазе

Вандалы срезали с фасада здания в Гостомеле граффити Бэнкси

Канье Уэст

Трамписты дотроллились до гитлеризма

государственное регулирование

Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

советские боеприпасы

Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

захват церкви

Православных украинцев отправят в подполье

глава Еврокомиссии

Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

состояние общества

Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

гражданская мантра

Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

напряжение в Центральной Азии

Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Вы верите в будущее российского автопрома?

Ожерелье из космоса

Ученые раскрыли тайну ожерелья Тутанхамона
    Гробница Тутанхамона
       4 июля 2006, 23:35
    Фото: zhurnal.lib.ru
    Текст: Андрей Весна

Древняя египетская цивилизация продолжает преподносить сюрпризы. Знаменитое ожерелье фараона Тутанхамона оказалось создано из минералов, образовавшихся при катаклизме планетарного масштаба. Центральный камень украшения из желто-зеленого стекла появился от удара о планету огромного метеорита примерно 30 млн. лет назад.

Вырезанный в виде священного навозного жука – скарабея кусочек вулканического стекла желто-зеленого цвета, как показало новое исследование, сформировался при падении на Землю метеорита. Полученные учеными данные были недавно представлены на симпозиуме геофизиков в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Символ плодородия скарабей – центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон Тутанхамон, правивший в 1333–1323 гг. до н. э., и которое обнаружил знаменитый археолог Говард Картер при раскопках его гробницы в Долине царей близ современного Луксора.

Химический анализ скарабея был выполнен итальянскими геологами еще в 1999 году. Тогда они решили, что скарабей исполнен из природного вулканического стекла пустынного происхождения. Такое стекло имеется только в Большом Песчаном озере на востоке Сахары, в 800 км от Каира, содержание кварца в нем – 98%, что делает данное стекло самым чистым известным вулканическим стеклом в мире.

«Я думаю, египетский мастер, заполучив стекло, обработал материал с помощью резца или какого-то царапающего скребка», – прикидывает в интервью Discovery специалист в области динамической физики Сандийской национальной лаборатории в Нью-Мексико Марк Бослоу, руководивший последним исследованием скарабея.

«Когда стекло ломается, – продолжает он, – получаются куски с острыми краями, которые часто использовали для инструментов. Но стекло красиво и само по себе, часто оно интересного цвета, так что ремесленник, вполне возможно, взял свой старый, послуживший инструмент, а осколок предпочел превратить в скарабея».

Теперь большинство ученых сходятся во мнении, что вулканическое стекло Большого Песчаного озера, также известное как стекло Ливийской пустыни, сформировалось при участии высоких температур, возникших при падении метеорита.

Бослоу создал компьютерную модель того, как все могло случиться. По его оценкам, астероид диаметром почти 119 м около 30 млн. лет назад рассыпался на куски в атмосфере Земли, куда влетел со скоростью почти 20 тыс. м/сек.

При этом выделилось больше энергии, чем при ядерном взрыве. Температура получившегося огненного шара равнялась температуре поверхности Солнца. «Подобно паяльной лампе, жар сплавил песок и песчаник в тонкие слои, которые, охладившись, и образовали вулканическое стекло» – так, считает Бослоу, развивались события дальше.

По словам Бослоу, есть и косвенные свидетельства, поддерживающие гипотезу огненного шара. Так, в той же самой пустыне зарегистрированы так называемые ударные минералы. Ударно-метаморфогенные минералы – это полезные ископаемые (например кварц), получившие существенные изменения структуры за счет деформации под высоким давлением. Такие образования могут возникнуть внезапно как последствие сферической ударной волны.

Директор Center for Remote Sensing при Бостонском университете Фарук эль-Баз ранее относился к теориям Бослоу критически. Ведь «если стекло метеоритного происхождения, должен быть и кратер того же возраста», говорил он. Однако в марте именно эль-Баз собственной персоной наткнулся на гигантскую двойную воронку в Сахаре.

Площадь обнаруженного кратера – самого крупного в Сахаре – примерно равна территории Каира. С тех пор эль-Баз настаивает на том, что лишь внеземное воздействие могло привести к образованию подобного кратера и, возможно, формированию залежей вулканического стекла в пустыне.

Его версия несколько разнится с теорией Бослоу и предполагает, что астероид столкнулся с Землей, а не «переродился» предварительно в огненный шар.

Но Бослоу стоит на своем: «Недавно найденный кратер расположен в сотне километров от слоя вулканического стекла. Почему?» Группа ученых во главе с Бослоу в настоящее время продолжает изучать вулканическое пустынное стекло в надежде определить, следы каких газов оно хранит. Тогда, возможно, все же удалось бы прояснить события многомиллионной давности и решить загадку стекла.