30 ноября, среда  |  Последнее обновление — 22:30  |  vz.ru

Зеленский испортил отношение поляков к Украине

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Негативное отношение к беженцам с Украины распространено в Польше во всех социальных и возрастных группах, больших и малых городах и без различия пола. А в середине ноября социологи признали, что существуют опросы, подтверждающие «настолько плохое» отношение поляков к украинцам, что их боятся опубликовать. Подробности...

На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Учитывая, что украинской пропагандой рулят специалисты из США, у потока видео с казнями может быть и другая причина. Не исключено, что Вашингтон готовится «слить» очередного своего союзника. Подробности...

Американские шпионы запрещают китайских

Игорь Мальцев
Кейс Huawei – это не просто эпизод торговой войны, это и есть сама война за разведданные и тотальный контроль населения. И американцы считают, что только они могут это делать. Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля

На Камчатке началось извержение вулкана Шивелуч

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки, стал чрезвычайно активным. Это говорит о подготовке к мощному извержению, уверены вулканологи и сейсмологи. Ученые рекомендуют не приближаться к вулкану на расстояние ближе 15 километров

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Газпром отверг требования по иску Uniper

Европа придумала новый способ украсть активы России

военный сценарий

США готовы применить военную силу для недопущения появления у Ирана ядерного оружия

«пробный шар»

Глава СВР Нарышкин заявил о подготовке Польшей референдума о присоединении Львовской области Украины

сюрприз под елкой

Ретейлеры назвали самые популярные новогодние подарки для россиян

уровень жизни

Польскую экономику настиг худший сценарий

бывший ссср

Три причины для создания тройственного газового союза

F-16 ВВС Украины

Военных летчиков Украины готовят к встрече с неизвестными самолетами

неэффективное оружие

Почему натовская ПВО бессильна против российских ракет

буряты и чеченцы

Украинские фейки вынудили папу римского оскорбить народы России

хит о релокации

Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

волна негатива

Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

всплеск ненависти

Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

Насколько надежным союзником России является Казахстан?

Ожерелье из космоса

Ученые раскрыли тайну ожерелья Тутанхамона
    Гробница Тутанхамона
       4 июля 2006, 23:35
    Фото: zhurnal.lib.ru
    Текст: Андрей Весна

Древняя египетская цивилизация продолжает преподносить сюрпризы. Знаменитое ожерелье фараона Тутанхамона оказалось создано из минералов, образовавшихся при катаклизме планетарного масштаба. Центральный камень украшения из желто-зеленого стекла появился от удара о планету огромного метеорита примерно 30 млн. лет назад.

Вырезанный в виде священного навозного жука – скарабея кусочек вулканического стекла желто-зеленого цвета, как показало новое исследование, сформировался при падении на Землю метеорита. Полученные учеными данные были недавно представлены на симпозиуме геофизиков в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Символ плодородия скарабей – центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон Тутанхамон, правивший в 1333–1323 гг. до н. э., и которое обнаружил знаменитый археолог Говард Картер при раскопках его гробницы в Долине царей близ современного Луксора.

Химический анализ скарабея был выполнен итальянскими геологами еще в 1999 году. Тогда они решили, что скарабей исполнен из природного вулканического стекла пустынного происхождения. Такое стекло имеется только в Большом Песчаном озере на востоке Сахары, в 800 км от Каира, содержание кварца в нем – 98%, что делает данное стекло самым чистым известным вулканическим стеклом в мире.

«Я думаю, египетский мастер, заполучив стекло, обработал материал с помощью резца или какого-то царапающего скребка», – прикидывает в интервью Discovery специалист в области динамической физики Сандийской национальной лаборатории в Нью-Мексико Марк Бослоу, руководивший последним исследованием скарабея.

«Когда стекло ломается, – продолжает он, – получаются куски с острыми краями, которые часто использовали для инструментов. Но стекло красиво и само по себе, часто оно интересного цвета, так что ремесленник, вполне возможно, взял свой старый, послуживший инструмент, а осколок предпочел превратить в скарабея».

Теперь большинство ученых сходятся во мнении, что вулканическое стекло Большого Песчаного озера, также известное как стекло Ливийской пустыни, сформировалось при участии высоких температур, возникших при падении метеорита.

Бослоу создал компьютерную модель того, как все могло случиться. По его оценкам, астероид диаметром почти 119 м около 30 млн. лет назад рассыпался на куски в атмосфере Земли, куда влетел со скоростью почти 20 тыс. м/сек.

При этом выделилось больше энергии, чем при ядерном взрыве. Температура получившегося огненного шара равнялась температуре поверхности Солнца. «Подобно паяльной лампе, жар сплавил песок и песчаник в тонкие слои, которые, охладившись, и образовали вулканическое стекло» – так, считает Бослоу, развивались события дальше.

По словам Бослоу, есть и косвенные свидетельства, поддерживающие гипотезу огненного шара. Так, в той же самой пустыне зарегистрированы так называемые ударные минералы. Ударно-метаморфогенные минералы – это полезные ископаемые (например кварц), получившие существенные изменения структуры за счет деформации под высоким давлением. Такие образования могут возникнуть внезапно как последствие сферической ударной волны.

Директор Center for Remote Sensing при Бостонском университете Фарук эль-Баз ранее относился к теориям Бослоу критически. Ведь «если стекло метеоритного происхождения, должен быть и кратер того же возраста», говорил он. Однако в марте именно эль-Баз собственной персоной наткнулся на гигантскую двойную воронку в Сахаре.

Площадь обнаруженного кратера – самого крупного в Сахаре – примерно равна территории Каира. С тех пор эль-Баз настаивает на том, что лишь внеземное воздействие могло привести к образованию подобного кратера и, возможно, формированию залежей вулканического стекла в пустыне.

Его версия несколько разнится с теорией Бослоу и предполагает, что астероид столкнулся с Землей, а не «переродился» предварительно в огненный шар.

Но Бослоу стоит на своем: «Недавно найденный кратер расположен в сотне километров от слоя вулканического стекла. Почему?» Группа ученых во главе с Бослоу в настоящее время продолжает изучать вулканическое пустынное стекло в надежде определить, следы каких газов оно хранит. Тогда, возможно, все же удалось бы прояснить события многомиллионной давности и решить загадку стекла.