Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

10 июля 2006, 07:05 • Общество

Космический зонтик

Ученые разработали метод поиска инопланетной жизни

Космический зонтик
@ pparc.ac.uk

Tекст: Андрей Весна

Ученые из Университета Колорадо советуют NASA отправить в космос гигантский зонт, чтобы облегчить орбитальным телескопам поиск планет за пределами Солнечной системы. Зонт, то есть пластиковый диск диаметром 50 м, должен заслонять звезды, мешающие разглядеть свет более тусклых тел, расположенных по соседству с ними.

При этом автор изобретения отметил, что он, зонтик, в принципе может работать и в паре с орбитальным телескопом Джеймса Вебба (James Webb).

Это преемник телескопа Hubble. Со своим большим 6-метровым зеркалом, огромными экранами, гарантирующими глубокое охлаждение аппарата, и камерами со спектрографами, работающими как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне, этот аппарат должен вывести на новый уровень возможности астрономии.

По плану старт James Webb намечен на 2013 год и поместят его в точку Лагранжа L2 (в 1,5 млн. км от Земли). Инструмент и зонт будут разделять примерно 25 тыс. км, чтобы при «искусственном затмении» оказывалась заслонена только сама звезда.

Мощный телескоп должен находиться на огромном расстоянии от зонтика, но двигаться эта пара должна очень согласованно (собственно, согласование это – главный вызов для инженеров).

А для большей стабильности пару можно вывести в так называемую точку Лагранжа, где гравитационные силы сбалансированы и аппараты занимают стабильное положение по отношению к Земле и Солнцу.

«Принцип нашей «маргаритки» примерно такой же, как у ладошки, которой мы прикрываем солнце, когда смотрим в его сторону и хотим разглядеть какие-то детали в той стороне», – объясняет разработчик проекта профессор Вебстер Кэш принцип действия придуманного им устройства.

«Мы считаем, что наш проект полностью осуществим при помощи современных технологий и его реализация позволит нам непосредственно изучать планеты земного типа», – говорит ученый. В любом случае, все математические выкладки по проекту и в особенности по сложным оптическим схемам многотысячекилометровой системы выполнены университетом в полном объеме и опубликованы в выпуске журнала Nature за 6 июля. Кэш уже получил от NASA за свой проект премию 400 тыс. долларов.

Как правило, экзопланеты обнаруживают по гравитационным возмущениям, вносимым ими в движение звезд, однако этот метод не позволяет заметить слишком легкие тела.

В результате большинство известных планет за пределами Солнечной системы относят к газовым гигантам, по размерам превосходящим Нептун, а шансы обнаружить там жизнь минимальны. Оптический метод, как надеются астрономы, расширит списки экзопланет за счет объектов, напоминающих Землю.

Первая экзопланета была найдена 11 лет назад в 50 световых годах от Земли. Впоследствии их было открыто около 200, а NASA запланировало несколько специальных экспедиций для наблюдений за экзопланетами из космоса и поиска признаков жизни на них.

В феврале этого года астрономы из Института Карнеги подготовили список из 10 ближайших звезд, где следует искать жизнь. Список, представленный доктором Маргарет Тернбулл на заседании Американской ассоциации по продвижению науки, составлен на основе сведений о внесолнечных планетах.

Первую позицию в списке занимает Бета Гончих Псов – двойная звезда, удаленная от Солнца всего на 26 световых лет, вторую – звезда HD 10307, расположенная в полтора раза дальше. Кроме того, в списке фигурирует 51 Pegasus, где в 1995 году обнаружили первую «экзопланету». В списке преобладают объекты, близкие Солнцу по размерам и химическому составу.

Между тем ученым известно около 200 планет за пределами Солнечной системы, причем некоторые из них уже удалось наблюдать непосредственно (то есть зафиксировать исходящее от них инфракрасное излучение). Эти тела различны по размеру и составу, но среди них преобладают планеты-гиганты, близкие по свойствам Юпитеру или Сатурну, где появление биоматерии практически невозможно.

Сейчас поиском внеземных цивилизаций занимаются в основном добровольные участники распределенного проекта SETI@Home. «Разумные сигналы» ищут в записях радиотелескопа Aresibo, откуда ежедневно поступает 35 гигабайт данных. В свою очередь, космические миссии NASA по изучению экзопланет были отложены из-за изменений в бюджете космического агентства.