Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
25 марта 2006, 17:00 • Общество

Наступление деловых журналов

Наступление деловых журналов

Наступление деловых журналов
@ imedia.ru

Tекст: Александр Молчанов

В марте в Москве начали выходить два новых деловых журнала – еженедельный SmartMoney и ежемесячный РБК. Оба эти события – нерядовые, хотя новые издания в России появляются достаточно часто, и деловые в том числе. Интриги добавило то, что SmartMoney выпускает ИД Independent Media, издающий газету «Ведомости», а в учредителях РБК значится одноименное информационное агентство.

Конкуренция на рынке деловых журналов обостряется. Например, в конце прошлого года Издательский дом Родионова запустил еженедельник Business Week. В феврале нынешнего начало выходить приложение «D’» к «Эксперту». Первое позиционируется как издание для бизнесменов, второе – как пособие по инвестированию для обычных обывателей, у которых завелся небольшой излишек денег. А ведь еще есть большое количество специализированных изданий формата B2B, которые тоже кто-то издает, покупает, читает. Словом, рынок деловых изданий – не из самых заброшенных.

Где водятся умные деньги

Вряд ли издатели подгадывали сроки, чтобы одновременно выйти на рынок. Однако добрых чувств конкуренты друг к другу не испытывают

И вот сразу два новых проекта. SmartMoney – совместный проект учредителей газеты «Ведомости», британской корпорации Pearson Plc., издающей газету Financial Times, американской компании Dow Jones & Company, выпускающей The Wall Street Journal, и ИД Independent Media Sanoma Magazines. РБК – ежемесячный деловой журнал, в учредителях которого значится «РБК-Медиа».

Вряд ли издатели подгадывали сроки, чтобы одновременно выйти на рынок. Однако добрых чувств конкуренты, мягко говоря, друг к другу не испытывают. Более того, «Ведомости» судятся с РБК по поводу незаконного цитирования материалов газеты. А РБК в свою очередь на каждом углу объявляет о планах купить «Ведомости».

О сложных отношениях между конкурентами говорит хотя бы такая история. На днях в Интернете появился сайт www.smart-money.ru, с которого посетители автоматически переадресовывались на сайт журнала РБК. Возможно, РБК здесь даже и ни при чем. Например, сам Бершидский в своем интернет-дневнике предположил, что это «ловкач-сквоттер, который уже пытался продать нашим издателям указанный домен». Но сама ситуация весьма показательна.

Для Independent Media это уже далеко не первый «глянцевый» проект. В ИД входят такие издания, как Cosmopolitan, Men’s Health, FHM, Seasons, Esquire и другие. РБК, напротив, впервые заглянул на глянцевую территорию. Неудивительно, что результаты столь различны.

Начнем со SmartMoney, тем более что ждали их давно. О начале работы над проектом было объявлено чуть меньше года назад. Тогда вундеркинд от издательского бизнеса Леонид Бершидский, запустивший в России «Ведомости» и «Форбс», вернулся в IMedia из «Огонька», который перезапускал при большом стечении сочувствующей и злобствующей публики. Предполагалось, что он будет выпускать русский Economist. Однако договориться с владельцами бренда не удалось, и Бершидскому оставалось только сделать вид, что он на самом деле лишь хотел перепечатывать время от времени материалы из Economist, а выпускать он планировал SmartMoney («Умные деньги»).

Леонид Бершидский (фото: kinnet.ru)
Леонид Бершидский (фото: kinnet.ru)

Бренд SmartMoney принадлежит компаниям Dow Jones и Hearst. Оригинальное американское издание посвящено частным инвестициям. Но в России пока, к сожалению, не так много жизнерадостных старичков и старушек, которые между путешествиями и просмотром телесериалов с азартом следят за курсом своих акций. Русские «умные деньги» водятся в других местах. Как правило, в бизнесе. А для бизнесменов самое интересное – как этих самых «умных денег» заработать да конкурентов победить. Вот этому и посвящено новое издание. Есть в нем и о политике, и о культуре, и о интересных людях. Но вся эта информация должна помогать читателю в одном – быть лучшим в бизнесе. К слову, информация эта излагается прекрасным, простым и понятным русским языком. Оформление в меру строгое, в меру агрессивное. Впрочем, все издания Бершидского были прекрасно оформлены. Такой вот феномен. И имя этому феномену – Катерина Кожухова, арт-директор журнала.

Сказки для бизнесменов

РБК, увы, вызывает совсем иные чувства. С одной стороны, есть (и это видно) вложенные неплохие деньги. Видно, что неглупые люди работали. Но, для начала, у журнала нет четко сформулированной концепции. Это как бы журнал для бизнесменов, но не о бизнесе, а обо всем понемножку. Как будто бизнесмены – это дети, которые мира не видели и ничего не знают, кроме своего, прости господи, IPO. И им нужно сказочку перед сном рассказать о том, что можно сделать с деньгами, которые они зарабатывают. Если о бизнесе – так уж не меньше, чем о китайской экспансии или судьбе российского автопрома (кстати, есть ли вообще более заезженные темы?). Еще про Никиту Михалкова, про липосакцию, про яхты и про секс. И анекдоты. А ведь бизнесмену про Китай будет интересно только тогда, когда нужно будет учить китайский, чтобы со своими рабочими разговаривать. А про автопром и липосакцию вообще никогда интересно не будет.

Невнятность концепции издатели решили компенсировать оригинальным дизайном. Крупные фотографии «в обтравку», жуткие коллажи вроде пожирающих друг друга дяди Сэма и китайского дракона, яркие краски – и повсюду отсутствие вкуса и чувства меры, увы. Например, на одном развороте я насчитал девять различных вариантов оформления заметок. Очень похоже на интерьеры московского театра «Et cetera», когда оформитель думал-думал, какой из стилей выбрать, да и смешал в конце концов все сразу.

Впрочем, что говорить о «пилоте». РБК в состоянии несколько лет щедрой рукой вкладывать в убыточное издание. А за это время можно много чему научиться. Например, журналы издавать. Кстати, у того же Бершидского есть очень хорошая привычка. Он, когда запускает новое издание, делает не один «пилот», а штук 15. Может быть, поэтому у него такие хорошие журналы получаются?

..............