Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
28 декабря 2006, 18:08 • Общество

Страна хочет праздника

Почему мы каждый раз пересматриваем старые комедии

Страна хочет праздника
@ gazetanv.ru

Tекст: Алексей Букин

Новый год – это уникальный праздник, который за свою недолгую историю (официально его начали праздновать в нашей стране, начиная с 1935 года) успел приобрести огромное количество традиций и ритуалов. Наряду с непременным шампанским, боем кремлевских курантов и салатом «оливье», это еще и обязательный просмотр по ТВ старых новогодних комедий. Об их «Большой четверке» рассказывает газета «Наше время» .

Раз в год, 31 декабря, тысячи телезрителей усаживаются перед экраном, чтобы в десятый, пятнадцатый или двадцатый раз посмотреть любимый кинофильм. То, что все повороты сюжета и даже реплики героев известны почти наизусть, лишь увеличивает удовольствие от зрелища. Вряд ли даже сами создатели этих картин могли предположить, что их творения ждет столь счастливая судьба.

«Карнавальная ночь» (1956)

Роль профессора, ставшего из астролога политтехнологом, досталась Гафту: он прочтет лекцию на тему «Есть ли жизнь за МКАД?»

Музыкальная комедия о том, как молодые энтузиасты во главе с Леной Крыловой (Людмила Гурченко) и Гришей Кольцовым (Юрий Белов) решают организовать по-настоящему веселый новогодний бал – стала первым по-настоящему новогодним фильмом в нашей стране. Этот фильм - режиссерский дебют Эльдара Рязанова в полнометражном художественном кино. Рязанов категорически не хотел снимать этот фильм, в котором больше трети метража занимают концертные номера. Он хотел посвятить себя драме, но директор студии «Мосфильм» Иван Пырьев настоял на своем. Рязанов придал фильму злободневную направленность, сохранив при этом атмосферу легкого праздника.

Сняли фильм на удивление быстро – всего за 5 месяцев. К концу 1956 года он был готов. Картины никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря - под Новый год. Буквально на следующий день на создателей фильма обрушилась небывалая слава. Молодая актриса Людмила Гурченко стала кинозвездой. Песни «Улыбка» и «Пять минут» мгновенно запела вся страна. А выражение «Есть ли жизнь на Марсе?» приобрело несвойственное ему комическое звучание.

Секрет этого феноменального успеха объясняют по-разному. С середины 30-х годов в стране не снималось музыкальных комедий. «Веселые ребята» и «Волга-Волга» оставались практически единственными образцами этого жанра. Между тем жизнь менялась. В феврале 1956 год прошел ХХ съезд КПСС, началась знаменитая хрущевская оттепель. «Карнавальная ночь» с ее атмосферой оптимизма, праздника как нельзя лучше совпала с новыми настроениями и надеждами людей. Но главным фактором успеха стало то, что «Карнавальная ночь» получилась удачной по всем компонентам. Так получилось, что в карьере Ласкина и Полякова это был лучший киносценарий. У Рязанова – яркий комедийный дебют. У Лепина - самая популярная музыка. У Игоря Ильинского - самая большая удача в кино после «Волги-Волги».

Нынешний год должен стать особенным в долгой истории «Карнавальной ночи». В предстоящие новогодние дни зрители должны увидеть сразу две новых версии этого фильма. В Киеве на киностудии имени Довженко завершены съемки новогоднего мюзикла «Карнавальная ночь-2», в котором играют Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Лариса Долина. Роль Лены Крыловой исполняет украинская певица Тина Кароль, Юрий Гальцев сыграл бюрократа Огурцова, а Илье Олейникову пришлось прочесть лекцию на тему «Есть ли жизнь на Марсе?». Этот мюзикл покажет канал «Россия».

В то же время «Первый канал» намерен показать сиквел «Карнавальная ночь-2», который снял сам Эльдар Рязанов. Действие новой картины происходит в наше время во Дворце культуры, в котором половина помещений сдается в аренду. Картина начинается с того, что Рязанов, играющий сам себя, приходит в ДК и предлагает «наследнику» Огурцова, директору-взяточнику Кабачкову (Сергей Маковецкий) снять римейк своей картины.

Лену Крылову в версии «Первого канала» играет Алена Бабенко, известная по фильму «Водитель для Веры». В Крылову влюблен звукооператор, в роли которого снялся Сергей Безруков. Исполнительница главной роли в первой «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко в новом фильме снова споет песню «Пять минут». Роль выпившего профессора, который из астролога превратился в политтехнолога, досталась Валентину Гафту. Его пригласили на вечер для того, чтобы он прочел лекцию на тему «Есть ли жизнь за МКАД?».

«Эта веселая планета» (1973)

Леонид Куравлев в фильме «Эта веселая планета»
Леонид Куравлев в фильме «Эта веселая планета»

В 1973 году на телеэкраны вышла картина «Эта веселая планета» с Леонидом Куравлевым, Екатериной Васильевой и Виктором Сергачевым, исполнившим роли инопланетян. Посланцы далеких миров попали на Землю 31 декабря, оказались в научном городке, весело провели с землянами новогоднюю ночь и к утру пришли к выводу, что Земля – самая веселая планета во Вселенной.

Этот фильм – по сути, должен был стать осовремененной версией «Карнавальной ночи». Он тоже был снят в жанре музыкальной комедии. Только в сценарий были внесены соответствующие времени изменения. Вместо пролетариата главными действующими лицами фильма стали научные работники. А ничего не понимающего в праздниках бюрократа Огурцова сменили такие же непонятливые пришельцы из космоса. Их появление тоже можно считать знамением времени. Ведь рубеж 1960-1970-х годов был периодом всеобщего увлечения научной фантастикой.

К участию в фильме привлекли по-настоящему звездный актерский состав. На роль инопланетянки Зет искали актрис «с огоньком». «Как только Васильева пришла на пробы, с порога, с лету что-то показала, как-то пошутила, всех рассмешила, да с таким задором, что мы все просто в нее влюбились, - рассказывал сценарист картины Дмитрий Иванов. - Внешне Катя не такая красотка, как Мирошниченко, Яковлева, но взяла своей эксцентричностью, темпераментом».

На роль еще одного «инопланетянина» Игрека утвердили Леонида Куравлева, который согласился играть с условием: «Петь в фильме буду сам!» На том и порешили. Для Куравлева «Эта веселая планета» стала настоящим развлечением, которое он до сих пор вспоминает с довольной улыбкой. Чудаковатого «изобретателя» вечного двигателя сыграл Савелий Крамаров. На пробах он дурачился от души, этим и покорил всех. Не случайно Леонид Куравлев однажды сказал: «Нельзя сниматься с собаками и с Крамаровым. Они все равно тебя переиграют»…

Приземление инопланетного корабля и последовавшие за этим веселые приключения героев картины впервые показали 33 года назад. 31 декабря 1973 года Центральное телевидение представило на суд зрителей первую серию фильма, а вторая транслировалась уже первого января 1974 года. Однако повторить успех «Карнавальной ночи» этой кинокартине не удалось. А когда в 1981 году эмигрировал в США Савелий Крамаров, картина на несколько лет просто исчезла из телеэфира.

«Ирония судьбы» (1975)

Премьера фильма «Ирония судьбы» состоялась в новогоднюю ночь 1976 года
Премьера фильма «Ирония судьбы» состоялась в новогоднюю ночь 1976 года

«Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только в новогоднюю ночь», - так назвали авторы эту, самую любимую в народе, новогоднюю комедию. Сюжет фильма Эльдара Рязанова известен каждому. В результате получился настоящий шедевр, в котором удачно сложилось абсолютно все: подбор актеров, их вдохновенная игра, режиссура, сценарий, диалоги, и песни на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко.

Премьера фильма «Ирония судьбы» состоялась в новогоднюю ночь 1976 года. Однако пьеса с аналогичным названием, написанная Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым, шла в театрах еще с середины 1960-х годов. Считается, что в ее основе лежала подлинная история, рассказанная Никитой Богословским, о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане. Когда встал вопрос о том, чтобы по этой пьесе снять фильм, сценарий запретили «за пропаганду пьянства и разврата». Отстоял фильм тогдашний председатель Гостелерадио Лапин. По легенде, они с Иваном Пырьевым, директором «Мосфильма», заявили где-то «наверху»: «Вы что, ребята, в баню никогда не ходите и пива не пьете?» Начальники дали добро на съемки.

Почему Рязанов выбрал именно Мягкова? Сам он в книге «Неподведенные итоги» объяснил это таким образом: «Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным - задача сверхсложная. А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при этом нахамить хозяйке - нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь далеко не всякому по плечу».

Надю Шевелеву пробовали сыграть Светлана Немоляева и Людмила Гурченко. «Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо, – вспоминает Рязанов. - Но их личные качества не совпадали с образом героини. И тут мне вспомнилась актриса из польского фильма «Анатомия любви». Я сохранил в памяти ее имя и фамилию - Барбара Брыльска. Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба». Ходили слухи, что у Брыльской и Мягкова после съемок был бурный роман. Впрочем, сама польская актриса в своих интервью категорически отвергает эту версию. «Мне нравится другой тип мужчин: жгучие брюнеты, утверждает Барбара Брыльска, - Уж такая моя женская слабость… Черноволосым высоким красавцем был мой второй муж, от которого я родила двоих детей».

В 1976 году после того, как фильм вышел в прокат, он был признан лучшим фильмом года, а Андрей Мягков, по опросу журнала «Советский экран» - лучшим актером. Вскоре съемочной группе была присуждена Государственная премия СССР.

В чем секрет феноменальной популярности «Иронии судьбы»? Сам Эльдар Рязанов так ответил на этот вопрос в одном из своих интервью: «В жажде счастья. Каждый человек хочет быть счастливым. Каждый надеется. Если это мужчина, то он ждет, что в жизни у него появится принцесса, вроде той, которую играет Барбара Брыльска. Женщина думает, что к ней спустится с облаков такой принц, каким был тогда Андрей Мягков. Я так думаю, что дело в этом».

«Чародеи» (1982)

Счастливый финал. Иванушка и Аленушка вместе
Счастливый финал. Иванушка и Аленушка вместе

В начале 1980-х на телеэкраны вышел очередной новогодний фильм. Это была двухсерийная телевизионная музыкальная комедия с элементами фантастики - о любви и коварстве, о волшебных силах, которые помогают жениху (Александр Абдулов) после множества приключений накануне Нового года расколдовать его возлюбленную (Александра Яковлева), научную сотрудницу Института волшебства. Фильм сняли по мотивам знаменитой повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

По традиции съемкам фильма предшествовал весьма драматичный кастинг. Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - признавался режиссер фильма Константин Бромберг. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

Стать чародейкой Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Белохвостиковой, Кореневой. В итоге Белохвостикова оказалось слишком аристократичной. Муравьевой помешали возрастные параметры. В красавицу Алферову мгновенно влюбилась вся съемочная группа, но ведьма из нее получалась не вполне убедительная. Не хватало «демонизма» и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла убедительно изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ее «суженого Иванушку».

Сценаристам Иван представлялся в образе актера Филозова, но его кандидатура быстро отпала. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. Но и ему было не суждено сыграть в этом фильме. «Костолевский – хрестоматийный герой-любовник, - объяснил Бромберг. – но в нем есть некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой, у которой с ним сразу сложился отличный дуэт».

Аркадий и Борис Стругацкие, которые писали сценарий для картины, учли все технические возможности, которые были в то время. В итоге комбинированные съёмки в «Чародеях» получились весьма эффектные. Полёт Алёны Саниной на метле и прохождения Ивана Пухова сквозь стену выглядели вполне убедительно. Впрочем, волшебство , наблюдалось не только в кадре, но и сопровождало всю работу съемочной группы.

Но самое удивительное произошло в Суздале. Там снимали один из эпизодов фильма, ждали звездной ночи. Только начали работать, как вдруг над съемочной площадкой завис настоящий НЛО, который отчетливо видели все присутствующие. Сцену снимали тяжеленной камерой для комбинированных съемок и, пока ее задирали, НЛО исчез. Оператору удалось заснять лишь несколько секунд полета этого необычного объекта.

..............